Биография | Проповеди | Труды | Послания | Интервью |
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ – НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ ГОСУДАРСТВА |
— Взаимополезное и столь необходимое обществу сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в деле социального служения сегодня достаточно успешно развивается, чему способствовало, в частности, подписание ряда соглашений между Московской Патриархией и федеральными министерствами и ведомствами. Какими видятся Вам, Ваше Высокопреосвященство, ближайшие и отдаленные перспективы совместной работы? — В ближайшей перспективе это
сотрудничество должно распространиться на все уровни
социальной работы в соответствии с духом подписанных
соглашений и, что особенно важно, с лучшими национальными
традициями и международным опытом. Если говорить о так
называемом микроуровне, то это и есть самая главная, хотя
зачастую и незаметная со стороны повседневная работа —
социальная поддержка конкретных людей и семей, адресная
помощь социально уязвимым группам, защита качества жизни и
достоинства каждого человека независимо от его
этнокультурной принадлежности, вероисповедания или
гражданства. Позитивный опыт такого сотрудничества
набирается по всей российской земле. — Продолжая Вашу мысль, можно, вероятно, говорить и об участии Церкви в определении стратегии долгосрочного социального развития России и ее отдельных регионов, а также государственной политики в области международного гуманитарного сотрудничества? — И можно, и нужно. Именно эта работа
воистину вернет России ее органическую целостность, будет
способствовать единению всех российских земель в великом
деле социального служения. Исторически Россия собирала людей
и земли не ради завоеваний, а во имя высоких целей. И
сегодня социальная политика — основа основ всей политической
жизни в субъектах Федерации. На этой ниве, если ею заняться
всерьез, не будет места для межэтнической или
межконфессиональной вражды, для разжигания политических
страстей — здесь непочатый край совместной работы. — Чем должен определяться выбор стратегии? — Центральной установкой новой социальной
стратегии должна стать эффективная защита наиболее уязвимых
групп населения, борьба с наступающей нищетой, отработка
концепции коллективной социальной безопасности. Социальные
бедствия и потрясения — расплата за слепую веру в
безграничные возможности государства, за недооценку той
социальной роли, которую призвано играть гражданское
общество, выступающее посредником между государством и
конкретным человеком. — Таким образом, во главу угла ставится социальная работа в церковных общинах. Каким видится Вам это направление совместной деятельности? — Весь колоссальный мировой опыт такого
рода сотрудничества и дореволюционная практика в России
свидетельствуют об эффективности тесного взаимодействия
государственных органов социальной защиты и добровольцев из
церковных приходов как в оказании адресной помощи, так и в
осуществлении социального мониторинга — контроля за
положением дел. Не менее важное направление работы —
обеспечить доступность для всех людей информации об их
социальных гарантиях и правах. Это необходимо прежде всего
для тех слоев населения, которые в силу низкого
имущественного положения, недостаточно высокого
образовательного ценза и неблагоприятного территориального
расположения лишены полноценного доступа к ресурсам и
информации. — Что могло бы максимально сблизить позиции Церкви и государства на всех этапах и во всех сферах совместной деятельности на ниве социального служения? — Прежде всего — признание двух основополагающих принципов — принципа соборности, без которого невозможно представить себе ни тысячелетнюю историю России, ни поиск национального пути к подлинному народовластию и принципа глобальной солидарности поколений. — Как, на Ваш взгляд, Владыка, следует понимать принцип солидарности? — Его признание предполагает, во-первых,
целенаправленную работу по восстановлению некогда единого
социального, культурного и образовательного пространства на
всей территории исторической России, бывшего СССР, а
во-вторых, реализацию того уникального потенциала, которым
обладает великая русская культура, открытая не только для
межнационального взаимодействия и внешних влияний, но и для
осознания глобальных социальных процессов, происходящих в
мире. Под культурой я понимаю, разумеется, не только
искусство и литературу, а весь духовный уклад народной
жизни, который лучше писаных законов защищал слабых и
помогал сильным мира сего уяснить свой долг перед Господом и
Отечеством. — Ваше Высокопреосвященство, как Вы определите важнейшие аспекты сотрудничества между государством и Церковью? — Первый аспект такого сотрудничества —
социально-экономический, то есть улучшение условий и
повышение уровня жизни за счет слаженной работы
государственных и негосударственных организаций социальной
направленности; обеспечение права граждан на доступ к
системе социального обслуживания, ресурсам и информации. — Из Ваших слов, Владыка, следует, что необходимо, обобщив все уже имеющиеся начинания и предложения, организовать на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации поддержку местных инициатив по укреплению социального партнерства между Церковью и государственными органами социального блока... — Конечно. И одним из важных звеньев,
связывающих устремления государства, Церкви и
неправительственных организаций социальной направленности,
может стать осуществляемая по благословению Святейшего
Патриарха, при поддержке Президента России, Председателя
Правительства и Председателя Совета Федерации
общенациональная программа «Духовные основы государственной
политики и гражданства». Программа разрабатывается и
осуществляется по инициативе Комиссии по вопросам
гражданства при Президенте России и Общественного совета по
социальному служению Московского Патриархата. |
Беседа с корреспондентом журнала "Церковь и общество" |