Биография | Проповеди | Труды | Послания | Интервью |
МИЛОСЕРДНЫЕ ОБРЕТАЮТ БЛАЖЕНСТВО |
— Просматривая недавно старинные журналы «Странник», «Кормчий», «Душеполезное чтение», я почти в каждом номере находил рассказ о русском благотворителе. Например, санкт-петербургский городской голова, первой гильдии купец Александр Петрович Березин на собственные деньги возвел три храма. Он украсил их иконами, позолотою, снабдил церковной утварью, богослужебными сосудами. Кроме того, построил первую в Санкт-Петербурге народную школу, в которой обучались мальчики и девочки из бедных семей. Или взять орловского купца Ивана Михайловича Немытова. Случился ли у кого-то пожар, требуется ли выдать замуж бедную скромную девушку, нужно ли способному, но неимущему юноше поехать учиться в столичный университет — все шли к Ивану Михайловичу. А какое место в жизни православного христианина занимает благотворительность? — Непременное и важное. Одна из евангельских истин гласит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). В другом месте Священного Писания говорится: «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем [Библия 1983 год, Московская Патриархия]! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле» (Пс. 40, 2 — 3). Обратите внимание: люди, которые творят милостыню, помогают страждущим и нуждающимся, уже в этой, земной, жизни обретают блаженство. Думаю, и в вечной жизни, на небесах, они не лишатся своей награды. — А как сейчас обстоят в России дела с благотворительностью? — В последние годы в нашу жизнь вернулось много забытых, но совершенно необходимых для нас понятий. Одно из них — благотворительность. Нельзя идти вперед, не возродив славных традиций, которыми была богата Святая Русь, и в первую очередь традицию благотворения. Безбожная советская власть боролась прежде всего с Русской Православной Церковью и с ее институтами: в 1927 году даже вышел специальный закон, который запретил Церкви заниматься благотворительностью. Но вот наступили новые времена, и слово «благотворительность» снова у всех на устах. Каждой человеческой душе свойственно делать добро, служить ближнему, без этого она просто-напросто умирает, как умирает человек, которого лишили возможности дышать. — Когда был организован Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, который Вы возглавляете? — Четыре года назад, на самом закате истории Советского Союза. Его появление продиктовала жизнь. До недавнего времени больницы, тюрьмы, школы, дома для престарелых были отделены от Церкви, и священник не мог туда прийти. Самой необходимой помощи — слова утешения — были лишены люди, которые в первую очередь в этом нуждались. — Какая помощь оказывается детям, ущемленным судьбой: сиротам, инвалидам? — Несколько лет назад, например, в Москве
была открыта школа-интернат имени преподобного Сергия
Радонежского, в ней живут и учатся дети из трудных семей.
Правоохранительные органы Северо-Восточного округа Москвы, а
также префектура помогают нам найти такие семьи, их, увы,
довольно много. В школе обучаются 60 детей. Школу опекает
храм Покрова Божией Матери, что в Медведкове. Там
настоятелем протоиерей Порфирий Дьячек. Священники приходят
в школу, рассказывают о Церкви, о Евангелии, о Господе нашем
Иисусе Христе. После таких бесед многие дети изъявляют
желание креститься. Потом они первый раз приходят в храм
Божий, и таким образом начинается их новая жизнь. — Попали ли в поле зрения Русской Церкви больницы и колонии? — Сейчас нет ни одной епархии, где бы
верующие люди не опекали больницы. Нужда в этом огромная: в
этих учреждениях не хватает обслуживающего персонала,
медсестер, врачей. Особенно нуждаются в должном внимательном
уходе послеоперационные больные. И вот к ним приходят
христиане, круглосуточно смотрят за ними, поят, кормят, а
самое главное, утешают их словом любви — и больные быстрее
выздоравливают. — Поддерживает ли Отдел связь с иностранными благотворителями? — Мы активно сотрудничаем, например, с
американским православным благотворительным обществом «IOСC»
(International Orthodox christian charity). Сотрудничество
началось после визита в Америку Святейшего Патриарха Алексия
II. Общество помогает беженцам, которые покидают Чечню и
прибывают в Ставропольский край. Американцы снабжают их
одеждой, продуктами питания, медикаментами. Вместе с ними
трудятся на Северном Кавказе два представителя нашего
Отдела. — Владыка, сейчас у Вас есть возможность обратиться с поучительным словом к миллионам православных людей. . . — Церковь решает те задачи, которые
ставит жизнь. Можно было бы делать куда больше, если бы не
недостаток в средствах. Сейчас в стране появилось много
богатых людей. Но мало кто из них знает истину, которая была
прописной на Руси: человек, в руки которого пришло
богатство, является только его распорядителем. А что значит
правильно распоряжаться? Это значит какую-то часть его
следует жертвовать неимущим, то есть отдавать Самому Богу.
Вспомним слова Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на
земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и
крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни
ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо
где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19
—21). Уверен, что со временем богатым людям будет присуща и
культура в распоряжении своими деньгами, культура, которая
глубокими корнями уходит в историю российской
благотворительности. |
Интервью корреспонденту газеты "Труд" |