главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

МИЛОСЕРДНЫЕ ОБРЕТАЮТ БЛАЖЕНСТВО

 

— Просматривая недавно старинные журналы «Странник», «Кормчий», «Душеполезное чтение», я почти в каждом номере находил рассказ о русском благотворителе. Например, санкт-петербургский городской голова, первой гильдии купец Александр Петрович Березин на собственные деньги возвел три храма. Он украсил их иконами, позолотою, снабдил церковной утварью, богослужебными сосудами. Кроме того, построил первую в Санкт-Петербурге народную школу, в которой обучались мальчики и девочки из бедных семей. Или взять орловского купца Ивана Михайловича Немытова. Случился ли у кого-то пожар, требуется ли выдать замуж бедную скромную девушку, нужно ли способному, но неимущему юноше поехать учиться в столичный университет — все шли к Ивану Михайловичу. А какое место в жизни православного христианина занимает благотворительность?

— Непременное и важное. Одна из евангельских истин гласит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). В другом месте Священного Писания говорится: «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем [Библия 1983 год, Московская Патриархия]! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле» (Пс. 40, 2 — 3). Обратите внимание: люди, которые творят милостыню, помогают страждущим и нуждающимся, уже в этой, земной, жизни обретают блаженство. Думаю, и в вечной жизни, на небесах, они не лишатся своей награды.

— А как сейчас обстоят в России дела с благотворительностью?

— В последние годы в нашу жизнь вернулось много забытых, но совершенно необходимых для нас понятий. Одно из них — благотворительность. Нельзя идти вперед, не возродив славных традиций, которыми была богата Святая Русь, и в первую очередь традицию благотворения. Безбожная советская власть боролась прежде всего с Русской Православной Церковью и с ее институтами: в 1927 году даже вышел специальный закон, который запретил Церкви заниматься благотворительностью. Но вот наступили новые времена, и слово «благотворительность» снова у всех на устах. Каждой человеческой душе свойственно делать добро, служить ближнему, без этого она просто-напросто умирает, как умирает человек, которого лишили возможности дышать.

— Когда был организован Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, который Вы возглавляете?

— Четыре года назад, на самом закате истории Советского Союза. Его появление продиктовала жизнь. До недавнего времени больницы, тюрьмы, школы, дома для престарелых были отделены от Церкви, и священник не мог туда прийти. Самой необходимой помощи — слова утешения — были лишены люди, которые в первую очередь в этом нуждались.

— Какая помощь оказывается детям, ущемленным судьбой: сиротам, инвалидам?

— Несколько лет назад, например, в Москве была открыта школа-интернат имени преподобного Сергия Радонежского, в ней живут и учатся дети из трудных семей. Правоохранительные органы Северо-Восточного округа Москвы, а также префектура помогают нам найти такие семьи, их, увы, довольно много. В школе обучаются 60 детей. Школу опекает храм Покрова Божией Матери, что в Медведкове. Там настоятелем протоиерей Порфирий Дьячек. Священники приходят в школу, рассказывают о Церкви, о Евангелии, о Господе нашем Иисусе Христе. После таких бесед многие дети изъявляют желание креститься. Потом они первый раз приходят в храм Божий, и таким образом начинается их новая жизнь.
В городе Малоярославце Калужской области есть женский монастырь, который опекает девочек, взятых из семей наркоманов. Многие из них и сами были наркоманками. Психика таких девочек серьезно повреждена, они требуют к себе особого отношения.
При храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве по инициативе епископа Красногорского Саввы создан дом-приют для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Он существует второй год. В нем живут 23 мальчика, самому младшему из них 4 года, самому старшему 16 лет. Живут, как в семье: утром уходят в школу, вернувшись, обедают, отдыхают, готовят уроки. В свободное время посещают музеи, выставки, занимаются спортом. В доме-приюте есть сауна и бассейн, в котором мальчики два раза в неделю плавают.
По воскресеньям и большим праздникам дети приходят в храм на Божественную литургию. Здесь они исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин; кроме того, по очереди прислуживают в алтаре. Есть у мальчиков и духовные наставники: настоятель храма епископ Савва, а также иеросхимонах Силуан, иеромонах Паисий, иеродиакон Иосиф, которые преподают им Закон Божий, читают Евангелие и жития святых.

— Попали ли в поле зрения Русской Церкви больницы и колонии?

— Сейчас нет ни одной епархии, где бы верующие люди не опекали больницы. Нужда в этом огромная: в этих учреждениях не хватает обслуживающего персонала, медсестер, врачей. Особенно нуждаются в должном внимательном уходе послеоперационные больные. И вот к ним приходят христиане, круглосуточно смотрят за ними, поят, кормят, а самое главное, утешают их словом любви — и больные быстрее выздоравливают.
При московской 1-й градской больнице, а точнее, при храме царевича Димитрия на ее территории создано училище сестер милосердия. Оно существует уже четыре года, за это время подготовлено более 150 специалистов. Сейчас там обучаются 215 сестер; принимаются только верующие люди. Анатомия, хирургия, неврология, основы сестринского дела – вот неполный перечень дисциплин, которые преподаются в училище. Практику сестры проходят как в 1-й градской, так и в других больницах Москвы. При храме образовано сестричество (в нем состоит 80 человек). Основная его забота – дела милосердия как в больнице, так и вне ее.
В России и бывших союзных республиках уже создано 10 сестричеств — в Горном Алтае, во Львове и других местах.
Церковь оказывает духовное попечение и осужденным. В колониях находятся люди заблудившиеся, с тяжелым прошлым, которым особенно необходимы священник, серьезная глубокая исповедь. Не случайно поэтому в исправительно-трудовых учреждениях все чаще открываются храмы Божии. Два года назад, например, открылся храм в колонии строгого режима в городе Красноярске. Его построили сами осужденные – всего за один год. Они изготовили подсвечники и другую утварь для своей церкви, написали иконы. Теперь здесь регулярно совершается Божественная литургия, люди исповедуются и причащаются. То есть они встали на путь исправления. Недавно в этой колонии были крещены сразу 120 человек.
Святейший Патриарх Алексий II во время своих поездок по епархиям всегда посещает исправительно-трудовые учреждения, беседует с осужденными, интересуется их нуждами, состоянием их душ.

— Поддерживает ли Отдел связь с иностранными благотворителями?

— Мы активно сотрудничаем, например, с американским православным благотворительным обществом «IOСC» (International Orthodox christian charity). Сотрудничество началось после визита в Америку Святейшего Патриарха Алексия II. Общество помогает беженцам, которые покидают Чечню и прибывают в Ставропольский край. Американцы снабжают их одеждой, продуктами питания, медикаментами. Вместе с ними трудятся на Северном Кавказе два представителя нашего Отдела.
Вот еще пример. Однажды тяжело заболела 8-летняя Даша Беляева из города Апатиты. Диагноз гласил: лейкоз. Девочке требовалась срочная операция по пересадке костного мозга. Мы связались с приходом Московского Патриархата в Сиднее, который помог отправить Дашу в австралийскую клинику. Там ей была сделана своевременная трансплантация костного мозга от ее младшего брата. Сейчас девочка снова дома и чувствует себя хорошо.
В Италии есть общество святого Петра, в которое входят потомки древнейших русских дворянских фамилий. Занимаясь благотворительностью, это общество помогает и нам: каждый год оно принимает несколько групп мальчиков и девочек, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Все группы непременно возглавляют священники.

— Владыка, сейчас у Вас есть возможность обратиться с поучительным словом к миллионам православных людей. . .

— Церковь решает те задачи, которые ставит жизнь. Можно было бы делать куда больше, если бы не недостаток в средствах. Сейчас в стране появилось много богатых людей. Но мало кто из них знает истину, которая была прописной на Руси: человек, в руки которого пришло богатство, является только его распорядителем. А что значит правильно распоряжаться? Это значит какую-то часть его следует жертвовать неимущим, то есть отдавать Самому Богу. Вспомним слова Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19 —21). Уверен, что со временем богатым людям будет присуща и культура в распоряжении своими деньгами, культура, которая глубокими корнями уходит в историю российской благотворительности.
В сегодняшней России очень много боли. Но главная болевая точка — душа человека. И наша благотворительность в первую очередь обращена к ней. Ведь человеку можно помочь не только одеждой, обувью, продуктами питания, но и теплым словом, ласковым взглядом, участием, советом. Вот это и есть, на мой взгляд, истинная христианская благотворительность, истинный дух Православия.
 

Интервью корреспонденту газеты "Труд"