главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

БЕЗ ПРАВОСЛАВИЯ НЕТ РОССИИ


— Владыка! Заниматься благотворительностью сегодня как никогда трудно. Нуждающихся в помощи, страждущих, обездоленных – несметное число, море людское. Уж едва ли не весь народ наш стоит на пороге нищеты и разорения. Самостоятельно Церкви с такой ношей не справиться. Как складываются взаимоотношения Церкви и государства, которое должно в первую очередь заботиться о своих гражданах? И как Вы оцениваете вклад в социальные программы уже окрепшего российского предпринимательства?

— Ситуация в нашей стране не улучшается — и в экономическом, и политическом, и духовно-нравственном отношении. Все болезни, которые мы унаследовали от старого режима и которые приобрели в новое время, постепенно превращаются в незаживающую язву. Лечить ее чрезвычайно тяжело, тут нужен комплексный подход. Необходима целая государственная программа, продуманная, грамотная, неразрывно связанная с заботой о здоровье (в широком понимании) и каждого индивидуума, и общества в целом.
Но этого пока нет. Силы общества распыляются на разные сиюминутные прожекты; делаются попытки сразу дать ответы на вопросы, которые жизнь ставит беспрерывно. Отсюда все наши проблемы. В погоне за решением этих быстротекущих задач как-то выпал из всеобщего внимания тот факт, что прямо на наших глазах происходит стремительное расслоение общества: богатые становятся богаче, бедные – беднее. Почти исчез средний класс, который всегда определял стабильность любого государства и держал на своих плечах и экономику, и политику.
Мне постоянно приходится слышать о страшных бедствиях людей, сталкиваться с человеческим горем. К сожалению, все это становится обыденностью наших дней. Вот, к примеру, тюрьмы. Мало того, что они переполнены, но и кормить людей в них нечем. Раньше исправительные учреждения содержали себя сами (заключенные работали). Но сейчас никто заказов им не дает. Люди все больше озлобляются. О каком перевоспитании можно вести речь?
Недовольство испытывает и персонал: маленькая зарплата. Мужчины туда работать уже не идут. Только женщины. А ведь это тоже серьезная проблема.
И какую из сторон жизни общества, страны ни взять, мы увидим примерно ту же безрадостную картину: и система образования, и дошкольные учреждения, и семейные взаимоотношения – все это требует иного, целостного подхода.
Боль, которая есть в обществе, неотделима от боли, ощущаемой в Церкви. Ведь Церковь – это живой слепок общества. Составляют ее люди из этого общества. И сегодня перед Церковью стоит огромная задача: поднять духовность, возбудить в гражданах России интерес к жизни, дать им почувствовать себя людьми.
Но одним нам без помощи государства, без содействия прессы и телевидения с этим не справиться. Те скромные добрые дела, которые мы совершаем силами нашего Отдела, в епархиях, на периферии распространения не имеют. По одной банальной причине: нет денег.
Да, приходится признать, что общество наше – бедное. А богатая прослойка пока что желает видеть вокруг себя только привлекательные стороны жизни. И чужих слез не замечает.
Конечно, отношение к благотворительности зависит от культуры человека. Хотелось бы, чтобы мы личные интересы сочетали и с потребностями наших ближних, были более отзывчивыми к их нуждам. Людям, которые стоят на вершине благополучия, надо осознать, что их благополучие временно. Деловая активность должна приносить моральное, нравственное удовлетворение. А это возможно лишь тогда, когда вы участвуете в создании вечных ценностей. Можно вкладывать прибыль в «ценные бумаги», а можно направить ее на дела милосердия, помощь социально беззащитным согражданам, поддержать хорошую газету. Для этого порой нужны совсем небольшие деньги . . .
Однако мы с болью видим, что пока отечественные предприниматели пускают свои капиталы на цели, прямо противоположные нашим. Деньги без счета текут туда, где человек нравственно уничтожается.
У Церкви есть хорошие программы, направленные на служение ближним. Но они не имеют, к сожалению, никакой государственной поддержки. Абсолютно. Более того, когда встречаешься с государственными чиновниками, понимаешь, что они смотрят на Церковь лишь как на инструмент благотворительности и даже стремятся с нее спрашивать. Что, дескать, Церковь дает обществу? При этом забывают, что Церковь, занимаясь благотворительностью, делает это для обездоленных, в этом призвание Церкви. Но долг государства – помогать нам. Мы делаем общее дело, и здесь необходима взаимопомощь.
Для этого, правда, государству следует четко определиться в одном очень важном вопросе. Как бы мы ни были веротерпимы (а Православие воспитало нас, русских, именно так, в веротерпимости: доказывай представителям других конфессий правоту своей веры собственной жизнью, а не кулаками и подавлением свободы «иноверного»), невозможно не учитывать того факта, что исторически Россия – страна православная. И государство, его чиновники, и культурный слой населения, именуемый у нас интеллигенцией, должны четко осознавать, что они существуют в России православной.
Все достижения литературы, театра, живописи, да и науки тоже — это не что иное, как достижения православной культуры. Если убрать православный контекст, не будет и России, даже как понятия. И об этом нужно помнить. Сохранение нашего национального достоинства, наследия, культуры, корни которой уходят в Православие, тоже относится к благотворительности. Это то, что нам нужно в нашей жизни возродить.
Мы часто сталкиваемся с диким противлением, непониманием, когда, например, музейные работники ставят себя в противовес Церкви, заявляют: «Раз мы сохранили, сберегли церковное имущество, значит, оно должно принадлежать нам, государству». Но извините – кто все это создал? Из каких недр все эти сокровища появились? Откуда берут начало те живительные соки, которые питали творцов этих прекрасных произведений искусства? (Пользуюсь в данном случае термином искусствоведов, хотя назвать так храм или икону у меня, например, язык не поворачивается.)
Все эти достижения творческого духа стали возможны только потому, что в стране была напряженная духовная жизнь всего общества, всех современников тех иконописцев, писателей, архитекторов, чьим мастерством мы восхищаемся до сих пор. Их творения – не какие-то случайно возникшие ростки, появившиеся на голом месте; это ветви, питавшиеся соком могучего, раскидистого древа православной жизни.
И отвергать сейчас Церковь, говорить, что вот плоды мы, пожалуй, возьмем, а само дерево, корни его нам ни к чему, — это все равно, что отказаться от матери, которая тебя родила.

— Владыка, хотелось бы услышать Ваше мнение и по поводу развернувшейся в последнее время в средствах массовой информации дискуссии вокруг храма Христа Спасителя. Московская мэрия недавно сделала интересный ход, издав в отдельных бюллетенях все заметки и статьи о храме Христа Спасителя, опубликованные в нашей светской прессе. Перелистав несколько этих выпусков, приходишь к совершенно однозначному выводу: неверующий, глубоко атеистический «культурный слой» настроен против. Верующего человека этим не удивишь. И когда видишь, скажем, в «Известиях» статью, подписанную Отто Лацисом, бывшим главным редактором журнала «Коммунист», ничего, кроме сарказма, этот опус вызвать не может.

— Да, полемика вокруг возрождения храма Христа Спасителя развернулась нешуточная. И чего только не услышишь. Одни с видом знатоков говорят, что это вовсе не памятник архитектуры, другие заявляют, что это был якобы монстр, который вносил диссонанс в облик Москвы. И при этом все время ссылаются на народ; мол, он так считает. Но я вырос в православной среде и прекрасно помню и благоговейное отношение к этому храму, и те благочестивые легенды, которые ходили о нем среди простых людей.
Думаю, и теперь не найти такого православного русского человека, который не осознавал бы значения храма Христа Спасителя для России.
Оттого, что храм разрушен, он приобретает для нашего Отечества особую значимость. Я бы сказал, что теперь это не только памятник жертвам 1812 года, но и напоминание о тех беззакониях, которые совершались в 30-е годы нашего века. Тогда страдали не только люди, но и храмы. Один из них — храм Христа Спасителя. Это, в общем-то, мученик, который был уничтожен только за то, что нес в массы идею Бога.
То, что он доминировал над другими строениями Москвы и его никак нельзя было перестроить или приспособить для нужд служителей сатанинской идеологии, — с этим они, естественно, не могли смириться. Еще бы! Такой чудный дом молитвы, посвященный Христу, стоял в Москве, в центре атеистического государства. . .
Поэтому наш нравственный долг — его воссоздать. Конечно, трудно, конечно, тяжело, не хватает денег, кредитов. . . Но для этого храма их надо найти обязательно, потому что его возрождение может стать актом всенародного покаяния. Акт этот не в камне будет заключен, а в движении народной души. И я не сомневаюсь, что храм этот обязательно вернет все издержки, затраты на него.
Меня, как епископа Православной Церкви, смущает один нюанс. У нас в стране очень часто тратятся огромные средства на осуществление проектов, о которых вскоре и не вспоминается. И все убытки списываются, довольно быстро забываются. Но стоит государству потратить некоторую сумму на святое дело, как со всех сторон сразу поднимается невероятный шум.
Еще один момент. Храм еще не воссоздан, а уже задаются вопросы: а какое отношение к нему имеет Русская Православная Церковь? И почему он строится именно для нее? И не сделать ли его межрелигиозным, межконфессиональным?
Еще раз повторяю: не надо забывать, что мы живем на православной территории.
Огромная наша беда состоит в том, что мы в свое время были оторваны от пути мировой цивилизации, которая осталась христианской. Россия долгое время шла другой дорогой. И сегодня многим, конечно, трудно в одночасье стать иными. Но надо к этому стремиться. Нельзя забывать о том, что христианство, слава Богу, до сих пор является той мировоззренческой системой, которая движет миром.
И Россия не должна лишать себя этого духовного богатства. Напротив, мы должны к нему приобщаться. С православных позиций, с собственным российским лицом, но мы обязаны войти в мировое сообщество. И предстать в нем страной — личностью. При этом, конечно, мы не должны дать разрушить Россию, размыть ее, превратить в безликое, космополитичное, «среднеевропейское» государство. Иначе мы перестанем быть русскими, наследниками великой истории Святой Руси.
Касаясь роли средств массовой информации в этом процессе, скажу, что, наверное, с их стороны было бы не только честнее, но и профессиональнее, если бы при освещении различных явлений давалась возможность высказаться всем заинтересованным сторонам. Ситуацию надо представлять объективно, знакомя читателя или телезрителя с аргументами как «за», так и «против».
Я принимал участие в нескольких дискуссиях о храме Христа Спасителя и вынес убеждение, что на эти встречи приглашаются в основном противники его возрождения. К моему великому сожалению, на этих собраниях мне приходилось слышать много непозволительных высказываний. . . Говоря коротко, в этих обсуждениях идет та же неприкрытая спекуляция народным мнением, именем простого человека.
Эти господа забывают о том, что семьдесят лет мы были в вавилонском пленении у коммунистов, что с нами физически боролись, пытались уничтожить саму память о Церкви. Но Церковь выжила и сохранила нашу нацию. Она воспитывала людей, давала им нравственную основу, опору в жизни, и благодаря этому мы все еще имеем Россию. Она, конечно, уже не та, какой была до 1917 года, но и то, что она сохранилась, — уже большая заслуга. И принадлежит она Церкви.
Церковь всегда оставалась живым организмом, даже в самые лихие времена. И это несмотря на то, что существование ее постоянно замалчивалось, скрывалось властями. И сейчас происходит то же самое. То же самое! Не хотят замечать ту единственную пружину, которая пока еще держит Россию и весь остальной мир.
Пружина эта — нравственная позиция Церкви и ее народа. Мы не должны заблуждаться: Церковь — это не одна иерархия; она жива именно в совокупности служения Господу простых верующих и иерархов. Все вместе — это и есть Церковь. Надеюсь, это единство и составит ту основу, тот фундамент, на котором сможет произойти духовный подъем России.
Начавшееся строительство храма Христа Спасителя, думаю, покажет, куда пойдет наше общество. Это — своеобразная проверка, экзамен для России. И дай нам Бог его выдержать.
 

Беседа с корреспондентом газеты "Русь Державная"