главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

ДЛЯ СЕРДЦА МИЛУЮЩЕГО БОЛЬ

 

— Что такое благотворительность и милосердие с точки зрения Русской Православной Церкви?

— Обычно слова «благотворительность» и «милосердие» связаны в сознании человека с готовностью безвозмездно оказывать помощь, делать добро, проявлять сочувствие, творить благо, иметь милующее сердце, что всецело отвечает традициям и нормам Православной Церкви. В этом смысле мы говорим о такой деятельности, которая обращена к социально незащищенным категориям граждан — больным, сиротам, престарелым, инвалидам, многодетным, беженцам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д. Однако милосердие в Православии — понятие более широкое, которое предполагает проявление любви к животным, бережное отношение к окружающей среде. Иными словами, каждый христианин обязан в соответствии со Священным Писанием быть милосердным ко всему мирозданию, начиная с элементарного живого организма и кончая венцом творения — человеком. И дело не только в том, чтобы накормить голодного, напоить жаждущего, одеть лишенного одежды, посетить заключенного или навестить больного, оказать прием страннику или принять участие в погребении малоимущего. Существует и совершенно иной уровень проявления милосердия, о котором мы не всегда помним, но о котором говорится устами Христа и Его учеников в книгах Нового Завета. Речь идет о том, чтобы научить другого истине и добру, отвратить грешника от заблуждения и беззакония, подать добрый совет, утешить пребывающего в печали, простить обиды, любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих нас (См.: Мф. 5, 44). И все это касается уже не материальных ценностей и благ, а межличностных отношений, поведения человека в обществе и коллективе. Вот почему слова «благотворительность» и «милосердие», известные во всех славянских языках, не должны и не могут быть заменяемы такими словами, как «спонсорство» и «меценатство».

— Существуют ли различия в благотворительной деятельности Русской Православной Церкви и других конфессий?

— Благотворительная деятельность, или социальное служение, нашей Церкви, как и большинства традиционных конфессий, представленных на территории Российской Федерации (ислам, иудаизм), включает в себя оказание материальной, физической, технической помощи и морально-духовные формы поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И для истинно милосердного человека не имеет значения, к какой конфессии или политической партии, расе или национальности принадлежит тот, кто нуждается в поддержке. Но недопустимо, когда гуманитарная помощь распределяется в обмен на обязательное посещение ее получателями молитвенных собраний; когда сиделка, приходящая в больницу для ухода за больными, распространяет религиозную литературу. К сожалению, до сих пор мы сталкиваемся с подобного рода фактами, когда дела милосердия используются в качестве ширмы для проповеди и прозелитической деятельности.

— Когда и каким образом начал свою деятельность Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата?

— Отношения Церкви и государства начали меняться в лучшую сторону после празднования Тысячелетия Крещения Руси (1988 год). Начали появляться сестричества, священно-служители смогли беспрепятственно посещать страждущих в больницах, приютах, тюрьмах. Возникла необходимость не только в координации приходских и монастырских благотворительных инициатив, но и в решении вопросов, связанных с возрождением социального служения, в масштабах всей Церкви. И в 1991 году по определению Священного Синода был образован Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.

— Существуют ли приоритеты в оказании помощи (по категориям населения России или иным признакам)?

— «Нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15, 11) — вот закон, сформулированный и данный человеку еще в ветхозаветную эпоху. Для сердца милующего боль и нужда каждого имеет значение, и поэтому всегда хочется помочь всем, но наши возможности и средства ограничены. В ряде случаев сами благодетели, оказывающие ту или иную помощь через церковные структуры, определяют цель и назначение своего пожертвования: приобрести продукты, одежду или постельные принадлежности и распределить их среди физических лиц или направить их в детские учреждения или тюрьмы и т.п. В соответствии с федеральным законом «О благотворительной деятельности» мы обязаны исполнять волю дарителей.
При этом в первую очередь мы стараемся оказать помощь тем, кто лишен возможности изменить свое положение: детям-сиротам, одиноким инвалидам и престарелым и т. п.

— Имеется ли четко разработанная политика благотворительной деятельности? Как формировалась благотворительная политика Русской Православной Церкви в последние годы?

— На Юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем в Москве в 2000 году, были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых дан соборный ответ Церкви на вызовы нашего времени. Часть разделов этого документа касается проблем, так или иначе связанных с благотворительной деятельностью: труд и его плоды; собственность; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики. Но какого-либо программного документа, специально посвященного вопросам социального служения и делам милосердия, нет. Это еще предстоит сделать.
Однако как раньше, так и сейчас Церковь руководствуется в своей повседневной деятельности, в том числе и благотворительной, теми доктринальными положениями, которые содержатся в Священном Писании, и тем опытом, который в течение столетий накоплен в лоне Церкви.

 

Интервью корреспонденту журнала "Деньги и благотворительность"