|
СВЯТЫЕ МОЩИ | ИСТОЧНИКИ |
МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА |
«Как я была
хранительницей мощей» 26 августа 1991 года было совершено второе обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского и всей России чудотворца. Это стало возможным благодаря стараниям, трудам и неустанной молитве нашего правящего архиерея - Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. Мощи святителя Тихона до этого пребывали в кафедральном соборе города Орла. Ирина Евгеньевна Барсукова около тридцати лет работает хранителем фондов Орловского краеведческого музея. Она надолго запомнила октябрьский день 1961 года, когда ее пригласили в директорский кабинет и сказали: «Теперь вы будете хранить этот экспонат...…» На столе лежали человеческие кости. «Опытного музейщика костями и черепами не удивишь и не испугаешь, - рассказывает она. - Чего только не вытаскивают из земли археологи. И у каждого из них мечта - найти древнее захоронение. Но на этот раз мне почему-то стало жутко. Совершенно неожиданно я вскрикнула: “Кто это?” И услышала спокойный, деловитый ответ: “Тимофей Савельевич Соколовский”. Офицер известного ведомства выдержал небольшую паузу и эффектно закончил: “Он же чудотворец Тихон Задонский. Надеюсь, вы знаете его историю?» «Историю» все в Орле знали. Она несколько месяцев занимала почетное место на страницах газеты «Орловская правда» и журнала «Крокодил». Кратко суть «истории» заключалась в следующем. В 1937 году в Богоявленском храме Орла был открыт антирелигиозный музей. В качестве главных экспонатов в него были доставлены мощи святого Тихона Задонского и фильм о «разоблачении», т.е. вскрытии этих мощей. Музей просуществовал до 1941 года. Как только немцы заняли Орел, городское духовенство обратилось к коменданту города с просьбой об открытии церквей. Первым был открыт Богоявленский храм, главным достоянием которого стали мощи Тихона Задонского, сохранявшиеся на горнем месте алтаря. Настоятель этого храма отец Александр Кутепов первым провел в городе крестный ход 26 августа, в день памяти святителя Тихона. Вплоть до освобождения Орла Богоявленский храм был одним из самых посещаемых. Это положение сохранилось и после войны. Даже я, человек, выросший в атеистической семье и совершенно не верящий в Бога, иногда заходила туда, чтобы полюбоваться необыкновенно красивой резной деревянной ракой, изготовленной неизвестным местным резчиком. Но в I960 году в Орел приехал фельетонист журнала «Крокодил» Евгений Шатров. Трудно сказать, почему его привлекла рака с мощами Тихона Задонского, был ли это приказ свыше или собственная инициатива, но Шатров оказался человеком въедливым и беспокойным. Он сумел раздобыть архивный фильм об открытии мощей Тихона Задонского в 1919 году и сравнил костные останки, показанные в нем, с протоколом освидетельствования мощей, которое проводилось в Орле 2 июля 1959 года по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима. Проводили это освидетельствование настоятель Богоявленского храма отец Николай Карасев, ключарь Алексий Беляев, настоятель Афанасьевского храма отец Владимир Отт, консультантом был известный орловский врач и тайный монах Владимир Иванович Турбин (в монашестве Никон), ассистентами - монахини Августа и Евфросиния. Кадры фильма показывали, что от знаменитого святого остались только череп без нижней челюсти да несколько ветхих косточек. Протокол освидетельствования, написанный В. И. Турбиным, сообщал, что в орловской раке лежит хорошо сохранившийся скелет (кости черепа целы все без утраты, небольшая утрата в костях носа), на месте тазовые и берцовые кости, кости рук и грудной клетки. Но особенное внимание привлекала левая рука. Вот точная выдержка из протокола: «В кисти левой руки отсутствует большой палец, кости пясти и фаланги целы. Имеются высохшие сухожилия, цела частично кожа пальцев и все ногти. Есть утраты в костях запястья (несколько круглых щелей). Со стороны ладони сухожилия и кожный покров имеют утрату, они сухие, с небольшими гладкими образованиями ярко-красного цвета». Это противоречие между снятым в фильме и реально существующим позволило фельетонисту обвинить орловских священников в том, что они подменили мощи: к костям, привезенным из Задонска, подложили «для убедительности» кости, выкопанные ими на ближайшем орловском кладбище... В одной из центральных газет появилась статья: «Удивительная, но правдивая история мощей Тихона Задонского», а местные власти начали следствие. Ничего бы они не добились, конечно, если бы не признание находившегося в местах отдаленных диакона Василия Околовича, который служил в Богоявленском храме в 1946 году. Он заявил, что это он, Околович, вместе с протоиереем Борисом Колесниковым в 1946 году «устроил бутафорию» и что эта «бутафория устроена исключительно для обогащения духовных лиц». После этого в газете «Орловская правда» была опубликована статья «Ложь, шитая белыми нитками». И пошли одно за другим письма под выразительными заголовками: «Прекратить возню с мощами», «Мы возмущены», «Лжемощи вон из города» и т. д. ...И вот теперь эти спорные мощи лежат на столе и отвечать за них должна я. Сами понимаете, такая перспектива совсем меня не обрадовала, тем более что сам вид этих костей внушал мне самый настоящий страх. Особенно пугала нетленная рука - сухая и смуглая, с длинными пальцами. Но ничего не поделаешь, распоряжение начальства выполнять надо. Прежде чем принять экспонат на хранение, его надо описать и зарегистрировать. Вот мы и занимались этим до вечера: к каждой косточке прикрепили инвентарный номер, каждую записали в журнал учета экспонатов. Пока мы со всем этим возились, столяр готовил мощам новую «раку» - фанерный ящик с крышкой, как для посылок, ведь кости принесли нам просто в мешке. Сложили мощи в ящик, закрыли крышкой и отнесли в подвал, там у нас хранятся запасные экспонаты. И начались с тех пор мои тридцатилетние мучения. Не то чтобы я очень переживала сам факт осквернения мощей или беспокоилась за такой необычный экспонат, но он сам как-то напоминал о себе. Стало очень трудно работать в том секторе, где был помещен ящик с мощами. Занимаешься с каким-нибудь экспонатом и постепенно начинаешь ощущать на себе чей-то посторонний, но очень пристальный взгляд. Поднимешь голову, оглядишься - никого нет, займешься делом - опять кто-то смотрит. В конце концов у сотрудников появился какой-то суеверный страх перед ящиком. Его старались задвинуть подальше. Но сотрудники могут и не появляться часто в фондах. Иное дело я. Фонд - мое рабочее место. Придешь утром, откроешь дверь и невольно застынешь, потому что слышишь отчетливо за запертой дверью чьи-то тяжелые шаги и покашливание. Измаявшись со всем этим, я пожаловалась начальству, и оно отправило меня в Ленинград. В Ленинградском университете существовали специальные курсы по подготовке специалистов, которые работают с церковными ценностями и экспонатами. Там был даже специалист по хранению мощей, который читал нам лекции о том, как правильно с ними обращаться. На этой лекции я узнала вещи для меня неожиданные. Оказывается, странности были не только в нашем музее. Во всех запасниках антирелигиозных музеев, где хранились мощи, происходили странные явления. Голоса, шаги, неожиданные страхи, нападавшие на сотрудников. Иногда случалось, что в помещении, где хранились останки, надолго поселялся запах ладана. Было такое впечатление, что святые протестуют. После этого я стала куда спокойнее, убедилась, что не только со мною такое случается, и решила терпеть все неприятности, насколько хватит сил. Ящик с мощами я не открывала, необходимости в этом не было, так как нам было запрещено рассказывать даже самым близким друзьям о том, что у нас хранятся мощи. Точно так же было запрещено работать с этим экспонатом, проводить какие бы то ни было исследования, писать статьи и т.д. Но я постоянно следила за тем, чтобы этот ящик стоял немного в стороне от других, протирала его от пыли, а на Пасху... Вы только не смейтесь, на Пасху я несколько раз клала на ящик цветы. Так мне было спокойнее, потому что, будучи нецерковным человеком, я все-таки все тридцать лет вплоть до 1991 года опасалась мощей, точно в фондовом подвале поселился какой-то незнакомый и, может быть, недоброжелательный человек... Как же я обрадовалась, когда в
1988 году мне сказали, что мощи будут
передавать Русской Православной Церкви!
Не дожидаясь прибытия священников,
сломя голову, точно молоденькая девочка,
побежала я в подвал. Подхватила ящик с мощами,
чтобы нести его наверх и... ощутила, что
сквозь тонкие фанерные стенки идет тепло.
Ящик был теплым, точно человеческое тело.
Когда я принесла его в кабинет директора,
он был обычной температуры, и я не могла
понять, померещилось мне это или нет.
Сейчас мощи отправлены в Задонск. Но Орел
оставил то, на что, по мнению наших
священников, имел полное право: нетленную
левую руку святого. Она хранится в
Никитском храме. И там каждый четверг
читают акафист святителю Тихону
Задонскому и после акафиста выносят
руку из алтаря, чтобы верующие могли
поцеловать ее. А у меня остались только
воспоминания о том, как более двадцати
лет я была хранительницей мощей. |
И. БАРСУКОВА |