паломническая поездка


В жизни каждого верующего человека встречаются памятные даты, события, люди, которые оставляют яркие и неизгладимые впечатления на долгие годы. И чем старше становится человек, приобретая жизненный опыт, тем все больше осознает и понимает, что все то стечение внешних обстоятельств, есть не что иное, как Промысл Божий, направляющий нас по пути спасения.
22 марта 2005 г. Милостью Божией по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Сергия и ректора ВПДС о. Сергия Моздор нам, воспитанникам иконописной школы, удалось совершить познавательную паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру.
Ранним утром мы подъехали к Черниговскому скиту, находящемуся в получасе ходьбы от Лавры. Он был основан наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) и митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1844 году. В 1919 году в ходе ленинской атеистической кампании была закрыта Свято-Троицкая Сергиева Лавра, и братии пришлось переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь. В сентябре 1988 года был создан общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе. Сейчас в cкиту 25 насельников; богослужение проходит ежедневно. Яркое впечатление на нас произвел архитектурный ансамбль монастыря и внутреннее убранство храма с изящным орнаментом. Затем нам удалось увидеть и Троице-Сергиеву Лавру.

Троице – Сергиеву монастырю принадлежит особое место в истории русского государства и русской культуры. Расположенный недалеко от Москвы, он был основан преподобным Сергием Радонежским в середине XIV века в период объединения удельных княжеств вокруг Москвы. Великие князья, а затем и цари всемерно способствовали укреплению и росту влияния Троице-Сергиева монастыря. Они делали сюда богатые вклады, часто посещали монастырь. Архитектурный ансамбль Лавры, складывавшийся в течение ряда столетий, занимает важное место в древнерусском зодчестве. Многие его здания явились этапными для всей русской архитектуры, иногда на много веков определился тип подобных построек. Троице-Сергиев монастырь на разных этапах своего развития был тем прототипом, по примеру которого долгое время создавались монастыри Московской Руси…
Главной целью нашей поездки было ознакомление с Московской иконописной школой. Специальное помещение, где занимаются будущие иконописцы состоит из пяти аудиторий для каждого курса, а также включает в себя подсобные помещения для подготовительной работы. Мы познакомились с особенностями техники письма и быта. Московская школа придерживается традиции монахини Иулиании (Соколовой). На последнем курсе воспитанники выполняют более сложные задачи – создают новые изводы, иконографию и проектируют иконостасы. Помимо иконописи изучают монументальную живопись. Уже со 2-го курса учащиеся проходят практику, копируя древние музейные экспонаты. Мы также посетили библиотеку Московской Духовной Академии и Семинарии, музей ЦАКа (церковно-археологического кабинета), Серапионову палату Троицкого храма, расписанную монахиней Иулианией (Соколовой) и другие святыни Троице-Сергиевой Лавры.
На следующий день, после братского молебна у мощей преподобного Сергия Радонежского, мы отправились в Москву. Нам предстояло посетить Третьяковскую галерею и храм Христа Спасителя. В зале древнерусского искусства XII-XVII веков собрана коллекция из частных собраний, реставрационных мастерских и других музеев. Многие иконы были найдены и спасены во время научных экспедиций сотрудников галереи в старинные русские города и села. Всемирно известная коллекция икон пополняется и по сей день. Особое место среди древнейших икон из собрания галереи занимает образ Богоматери Владимирской. Сейчас эта икона хранится в храме святителя Николая при Третьяковской галерее. Это одна из наиболее чтимых Богородичных икон, которая была привезена в Киев из Константинополя около 1130 г.
Иконописные памятники XII-XIII веков дают представление о процветающей культуре городов южной и северо-восточной Руси. Во время татаро-монгольского нашествия не пострадал только Новгород, поэтому в XIV-XV веке складываются местные традиции Новгородской школы письма: изображения отличались четким рисунком, яркими красками и упрощенными, иногда грубоватыми формами. В развитии Московской школы на рубеже XIV-XV веков, решающую роль сыграл знаменитый иконописец Феофан Грек, приехавший на Русь из Византии. Любимая тем его икон – Божественный свет. Большую ценность представляют иконы преподобного Андрея Рублева и Дионисия, прославленного иконописца второй половины XV века.
Завершив экскурсию по Третьяковской галерее, мы отправились в храм Христа Спасителя. Он был построен в ознаменование победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона, расписан фресками и украшен скульптурами знаменитых русских художников-академистов.
В 1931 году храм был взорван и полностью уничтожен по распоряжению властей советского времени. Сейчас, милостью Божией возрождена великая святыня русского народа. Наш класс смог ознакомиться с великолепием этого храма и его внутреннего убранства, которое выполнено в основном в технике масляной живописи, но некоторые части воссозданы в технике темперы. Все живописное убранство храма выглядит единым и цельным, гармоничным по стилю и несущим высокое духовное наполнение. В Воронеж мы вернулись переполненные впечатлениями и горячим желанием воплотить все полезное в своих дипломных работах.
 храме.

Хрусталева Кира