В жизни каждого верующего человека встречаются памятные даты, события, люди,
которые оставляют яркие и неизгладимые впечатления на долгие годы. И чем
старше становится человек, приобретая жизненный опыт, тем все больше
осознает и понимает, что все то стечение внешних обстоятельств, есть не что
иное, как Промысл Божий, направляющий нас по пути спасения.
22 марта 2005 г. Милостью Божией по благословению Высокопреосвященнейшего
Владыки Сергия и ректора ВПДС о. Сергия Моздор нам, воспитанникам
иконописной школы, удалось совершить познавательную паломническую поездку в
Троице-Сергиеву Лавру.
Ранним утром мы подъехали к Черниговскому скиту, находящемуся в получасе
ходьбы от Лавры. Он был основан наместником Лавры архимандритом Антонием
(Медведевым) и митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1844 году. В
1919 году в ходе ленинской атеистической кампании была закрыта
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, и братии пришлось переселиться в Гефсиманский
скит и Черниговский монастырь. В сентябре 1988 года был создан общественный
комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе. Сейчас в
cкиту 25 насельников; богослужение проходит ежедневно. Яркое впечатление на
нас произвел архитектурный ансамбль монастыря и внутреннее убранство храма с
изящным орнаментом. Затем нам удалось увидеть и Троице-Сергиеву Лавру.
Троице – Сергиеву монастырю принадлежит особое место в
истории русского государства и русской культуры. Расположенный недалеко от
Москвы, он был основан преподобным Сергием Радонежским в середине XIV века в
период объединения удельных княжеств вокруг Москвы. Великие князья, а затем
и цари всемерно способствовали укреплению и росту влияния Троице-Сергиева
монастыря. Они делали сюда богатые вклады, часто посещали монастырь.
Архитектурный ансамбль Лавры, складывавшийся в течение ряда столетий,
занимает важное место в древнерусском зодчестве. Многие его здания явились
этапными для всей русской архитектуры, иногда на много веков определился тип
подобных построек. Троице-Сергиев монастырь на разных этапах своего развития
был тем прототипом, по примеру которого долгое время создавались монастыри
Московской Руси…
Главной целью нашей поездки было ознакомление с Московской иконописной
школой. Специальное помещение, где занимаются будущие иконописцы состоит из
пяти аудиторий для каждого курса, а также включает в себя подсобные
помещения для подготовительной работы. Мы познакомились с особенностями
техники письма и быта. Московская школа придерживается традиции монахини
Иулиании (Соколовой). На последнем курсе воспитанники выполняют более
сложные задачи – создают новые изводы, иконографию и проектируют иконостасы.
Помимо иконописи изучают монументальную живопись. Уже со 2-го курса учащиеся
проходят практику, копируя древние музейные экспонаты. Мы также посетили
библиотеку Московской Духовной Академии и Семинарии, музей ЦАКа
(церковно-археологического кабинета), Серапионову палату Троицкого храма,
расписанную монахиней Иулианией (Соколовой) и другие святыни
Троице-Сергиевой Лавры.
На следующий день, после братского молебна у мощей преподобного Сергия
Радонежского, мы отправились в Москву. Нам предстояло посетить Третьяковскую
галерею и храм Христа Спасителя. В зале древнерусского искусства XII-XVII
веков собрана коллекция из частных собраний, реставрационных мастерских и
других музеев. Многие иконы были найдены и спасены во время научных
экспедиций сотрудников галереи в старинные русские города и села. Всемирно
известная коллекция икон пополняется и по сей день. Особое место среди
древнейших икон из собрания галереи занимает образ Богоматери Владимирской.
Сейчас эта икона хранится в храме святителя Николая при Третьяковской
галерее. Это одна из наиболее чтимых Богородичных икон, которая была
привезена в Киев из Константинополя около 1130 г.
Иконописные памятники XII-XIII веков дают представление о процветающей
культуре городов южной и северо-восточной Руси. Во время татаро-монгольского
нашествия не пострадал только Новгород, поэтому в XIV-XV веке складываются
местные традиции Новгородской школы письма: изображения отличались четким
рисунком, яркими красками и упрощенными, иногда грубоватыми формами. В
развитии Московской школы на рубеже XIV-XV веков, решающую роль сыграл
знаменитый иконописец Феофан Грек, приехавший на Русь из Византии. Любимая
тем его икон – Божественный свет. Большую ценность представляют иконы
преподобного Андрея Рублева и Дионисия, прославленного иконописца второй
половины XV века.
Завершив экскурсию по Третьяковской галерее, мы отправились в храм Христа
Спасителя. Он был построен в ознаменование победы нашего народа в
Отечественной войне 1812 года по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона,
расписан фресками и украшен скульптурами знаменитых русских
художников-академистов.
В 1931 году храм был взорван и полностью уничтожен по распоряжению властей
советского времени. Сейчас, милостью Божией возрождена великая святыня
русского народа. Наш класс смог ознакомиться с великолепием этого храма и
его внутреннего убранства, которое выполнено в основном в технике масляной
живописи, но некоторые части воссозданы в технике темперы. Все живописное
убранство храма выглядит единым и цельным, гармоничным по стилю и несущим
высокое духовное наполнение. В Воронеж мы вернулись переполненные
впечатлениями и горячим желанием воплотить все полезное в своих дипломных
работах.
храме.
|