А.П. Савченко
кандидат медицинских наук
ГУЗ «Воронежская областная детская клиническая больница № 1»
Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко
Когда говорится о взаимосвязи человека и болезни,
надо помнить, что речь идет о человеке после грехопадения. Поэтому между
нами и нашими недугами, так или иначе, стоит грех – виновник самой
связи, духовный фактор болезни. Человек становится вместилищем греховных
страстей по мере того, как отступает от Бога. О том свидетельствуют
болезни, порожденные страстями, недуги человеческого естества, отпадшего
от Бога. Грех, оскверняя человека, нравственно удаляет Божественную
благодать. Именно разобщенность с Богом, расторжение благодатного
общения с Ним лежит в основе нашего физического, психического и
духовного неблагополучия.
Отрицать наличие духовных факторов и процессов, ведущих к болезни и
смерти, абсурдно. Хотя они и лежат вне области традиционной медицинской
науки, необходимо учитывать их, наряду с другими этиологическими и
патофизиологическими механизмами, которые уже длительное время изучаются
медицинской наукой. Христианское воззрение представляется здесь весьма
актуальным. За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно
показала связь греха и болезни, эмоционального состояния и физического
здоровья: «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет
притеснителя в погибель» (Пс. 139, 12); «Кроткое сердце – жизнь для
тела, а зависть – гниль для костей» (Притч. 14, 30); «Веселое сердце
благотворно как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17, 22);
«Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое
здравие; но то и другое – дары Бога…» (Сир. 1, 18).
По слову святителя Иоанна Златоуста, испорченность души – одна из причин
болезней. В этой связи грех можно рассматривать как почву и духовный
фактор стрессов, внутриличностных конфликтов, нравственно отрицательных
черт характера и личности, психических травм и вредных привычек, а,
следовательно, тех заболеваний, которые с ними связаны.
Святитель Феофан Затворник писал: «Грех не душу только поражает, но и
тело. В иных случаях это весьма очевидно, в других – хотя не так ясно,
но истина остается истиной… Грех совершается в душе и прямо делает ее
больной; но так как жизнь тела – от души, то от больной души, конечно,
жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно
неблагоприятно действовать на кровь… Но когда припомнишь, что он
отделяет от Бога – Источника жизни и ставит человека в разлад со всеми
законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо,
как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая
покаяния и обращения. Следовательно, больному, прежде всякого другого
дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться
с Богом. Этим проложится путь к благодетельному действию лекарства».
Болезнь – это сигнал бедствия, который посылает душа через тело.
Ценность явлений окружающего нас вещественно-предметного мира всегда
связана с их ценой, которая формируется отношениями «спроса и
предложения». Нравственная ценность – феномен, не зависящий от отношений
«купли-продажи». Утверждение о нравственной ценности болезни, о том, что
болезнь человека – это весьма значимое и в силу этого ценное состояние,
многими людьми может быть охарактеризовано как вид безумного суждения.
Ответ заключен во всеобъясняющем вопросе Апостола Павла: «Не обратил ли
Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1, 20). На самом деле, не
открыто ли нам, что именно то, что «для Иудеев соблазн, а для Эллинов
безумие» (1 Кор. 1,23), и именно это – не исключает, но скорее включает
в себя возможную близость Истины.
Христианская антропология, находясь в непосредственной близости к
Истине, исходит из понимания человека, природа которого после
грехопадения биологически изменена. Греховность человека – не
юридическое, а патологическое, болезненное состояние. Человек болен и
болеет: и это – как следствие грехопадения – его нормальная
антропологическая характеристика. Валентин Жохов справедливо утверждает:
«Принято считать, что здоровье является нормой человеческого
существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по иному
рассматривает проблему болезни и здоровья… С православной точки зрения,
болезнь является нормой земной жизни…». Нельзя при этом признать, что
норма эта весьма неутешительна для человека. Но если телесная болезнь –
это следствие греха, то не во имя ли Своей беспредельной любви к
человеку и излечения его болезней приходит в мир и Сам Спаситель:
«Нездоровые имеют нужду во враче, но больные…» (Мф. 9, 12,13).
Понятие «болезнь» имеет целый ряд смысловых значений в христианском
вероучении. Болезнь трактуется не только как наказание за грех: «Ученики
Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или его родители, что
родился слепым?» (Ин.9, 2). И такое понимание болезни утверждает
значение покаяния: «Оставь греховную жизнь, и исправь руки свои, и от
всякого греха очисти сердце» (Сир. 38, 10). Болезнь понимается и не
только как напоминание о смерти, откровение о смерти. Один из смыслов
заключен в понимании болезни как пути к спасению. Когда авву Иоанна
некто, страдавший горячкою, попросил исцелить его молитвами своими, он
отвечал: «Ты желаешь избавиться оттого, что тебе необходимо, ибо как
тело очищается щелоком от нечистот, так и душа очищается болезнями и
страданиями». Личный опыт болезни – уникальное доказательство значения
милосердия и сострадания. Болезнь имеет силу смягчать жесткие сердца и
заставляет осознать свою немощь. Болезнь научает нас сострадать и любить
ближнего, выравнивая наш путь к спасению. Св. Афанасий Великий,
пришедшее к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него,
спросил его: «Отче! Есть ли какая польза человеку от болезни?», св.
Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины,
так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов…» - грехов
жестокосердия, безжалостности, очерствения души и бесчеловечности.
В земном порядке вещей возмездие не обязательно следует сразу за грехом.
Порой их разделяют многие годы и поколения. Отдаленность преступления от
наказания во времени позволяют тому, над кем нависла кара Господня,
осознать беззаконие и покаяться. А благочестивых людей долготерпение
Божие учит серьезно исследовать и тщательно исполнять законы духовной
жизни. Господь разрушает тела тех, кто невнимателен к Его действиям.
Справедливость воздания сохраняется всегда: «Если же не будешь слушать
гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди
Его и постановления Его… проклят ты будешь,…проклят будет плод чрева
твоего и плод земли твоей… Господь поразит тебя и потомство твое
необычайными язвами… и болезнями злыми и постоянными… доколе не будешь
истреблен» (Втор. 28, 15-18, 59-61). Иными словами: что заслужил, то и
получи, Бог не угрожает, а предостерегает. Он описывает ту ситуацию, до
которой человек доводит себя, и своих детей, злоупотребляя свободой
выбора.
В результате грехопадения первых людей наступила искаженность в
человеческой природе, и главная задача человека – освободить себя от
сути всех проявлений этой испорченности.
Для христианина каждая болезнь имеет свой смысл. Он смотрит на свою
земную жизнь как на краткий период существования, данный человеку Богом
для того, чтобы, принимая с благодарением все то, что посылает Бог на
долю каждого, подготовить себя, сделать себя достойным благ другой,
загробной жизни, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но
жизнь бесконечная». На земные несчастия такой человек смотрит как на
«испытание», посылаемое Богом чисто для блага или для исправления
человека с надеждой, что вследствие благости и милосердия Создателя за
ними непременно явятся светлые дни, если не в этой жизни, то в будущей.
Он даже боится слишком большого счастья, ибо знает, что оно часто ведет
к пороку. «Вот горе, - говорит русская пословица, что горевать не о
чем».
Отсутствие веры в Бога, в загробную жизнь и вечное Воскресение лишает
жизнь и болезнь всякого смысла. Но этот смысл необходимо обрести.
Необходимо помнить, что Господь использует болезнь в качестве орудия
своего Промысла: для наказания (1 Кор. 27-30); исправления (1 Кор. 5,
1-5); «профилактики» греха (2 Кор. 12, 7-10); испытания (Иов. 2). Бывает
болезнь, напрямую не связанная с грехами, но посланная для того, «чтобы
явились дела Божии» (Ин. 1, 1-3), а также «болезнь не к смерти, но к
славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4).
Немощи, безсилие и страдание ставят человека в исключительную ситуацию
возможности обращения к Богу, покаяния или терпения для очищения грехов,
от которых человек сам не мог бы отойти, или в качестве испытания,
подвига для стяжания мученического венца – в этом суть христианского
взгляда на болезнь, как на посещение Господа. Подлинное исцеление
требует от человека покаяния – нравственного усилия, переосмысления
прошлой жизни, изменения тех обстоятельств, которые спровоцировали
болезнь.
В заключение хочется, что бы не забывались слова нашего современника
афонского старца Паисия Святогорца: «Всякая болезнь, которая поражает
нас, имеет причиной наши неосторожность и невнимание. Добрый Бог
использует ее для нашего блага и как повод к нашему спасению, Поэтому
нужно переносить болезнь с терпением и благодарением Бога. Делая так, мы
можем спастись». |
|