А.П. Савченко
кандидат медицинских наук
ГУЗ «Воронежская областная детская клиническая больница № 1»
Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко
Исцеление есть знамение прощения Богом.
Божественная помощь – самое главное в деле исцеления, но не следует
пренебрегать и врачебной помощью. Каждый врач должен осознать свое
духовное предназначение в борьбе с болезнями.
Священное Писание свидетельствует, что медицина в библейские времена
была в ведении жрецов и, в известной мере, была связана с магией. Однако
Библия запрещает применение магии, так или иначе связанной с
идолопоклонством. Но и в Ветхом Завете связь священника с врачевателем
была очень тесной - как правило, это было одно лицо. При религиозном
взгляде на болезнь исцеление понималось как знамение прощения Богом «ибо
Я Господь (Бог) целитель твой» (Исх. 1, 26). В Библии до эпохи Царств
нет никакого упоминания о врачах как специалистах. Как и в Древнем
Египте, откуда вышли евреи, медицинские обязанности чаще всего
исполнялись священниками. Они осматривали больного, в случае проказы
налагали карантин, следили за санитарным состоянием стана и личной
гигиеной. Особенно подробно санитарно-гигиенические предписания изложены
в книге Левит. Например, в одной из ее глав запрещается употреблять в
пищу кровь, другая глава содержит перечень нечистых животных, которых
нельзя есть. «И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий
деревянный сосуд или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая
употребляется на дело, будут нечисты» (Лев. 11, 32). В 12 главе
вышеуказанной книги излагаются гигиенические предписания роженице. Она
«ни к чему священному не должна прикасаться, и к святилищу не должна
приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12, 4).
В Священном Писании мы находим практические указания о дифференциальной
диагностике проказы и других кожных болезней. «Когда у кого появится на
коже тела его опухоль, или лишай, или пятно, и на коже тела его
сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону
священнику, или к одному из сынов его, священников. Священник осмотрит
язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва
оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник,
осмотрев его, объявит его нечистым. А если на коже тела его пятно белое,
но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в
белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней. В
седьмой день священник осмотрит его, и если язва его остается в своем
виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить
его на другие семь дней. В седьмой день опять священник осмотрит ее, и
если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то
священник должен объявить его чистым; это лишаи, и пусть он омоет одежды
свои, и будет чист. Если же лишаи станут распространяться по коже после
того, как он явился к священнику для очищения, то он вторично должен
явиться к священнику. Священник, увидев, что лишаи распространяются по
коже, объявит его нечистым: это проказы» (Лев. 13, 2-8). Вся одежда,
обувь и все, к чему прикасался прокаженный, подлежало сожжению.
Прокаженный должен жить вне стана, носить разодранные одежды и кричать:
«Нечист! Нечист!» (Лев. 13, 45). Уже в Новом Завете Иисус Христос
исцелив десять прокаженных, повелевает им пойти и освидетельствоваться у
священника (Лк. 17, 14).
Библия содержит также предписание о гигиене тела мужчины и женщины,
категорически запрещает кровосмешения. «Никто ни к какой родственнице по
плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» (Лев. 18, 6).
Запрещаются половые сношения с женщиной во время кровотечения, и «ни с
каким скотом не ложись, чтобы излить (семя) и оскверниться от него; и
женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним. Это
гнусно» (Лев. 18,23).
В Новом Завете Апостол Павел называет Апостола Луку своим «врачом
возлюбленным» (Кол. 4, 14). По преданию Лука был врачом, и именно
поэтому Евангелие от Луки содержит ряд тонких медицинских наблюдений.
Медицинские знания ветхозаветных священников, занимавшихся врачебным
делом, в основном были эмпирическими. Обряд жертвоприношения давал
некоторые представления об анатомии животных. Анатомия человека едва ли
существовала как наука, принимая во внимание ветхозаветные обрядовые
запреты притрагиваться к мертвецу, не говоря уже о вскрытии трупа.
Вероятно, поэтому в Священном Писании не нашли отражения анатомические и
физиологические аспекты медицины.
Специфических названий заболеваний также очень мало. В основном
употребляются слова: болезнь, слабость, немощь. Конкретно говорится о
проказе, парше, лишае и чесотке. Мор, язва или чума часто упоминаются в
Ветхом Завете. Бубонная чума была бичом библейских стран.
Слепота была широко распространена в Палестине и соседних странах.
Писание указывает лишь на две ее причины - трахома и атрофия зрительных
нервов. Слепота лишала человека права на священство, но сострадание к
слепому вменялось в обязанность (Лев. 19, 14), а оскорбивший слепого
проклинался (Втор. 27, 18).
Что касается методов лечения, то в этом отношении Библия содержит
немногие факты. Мы читаем об омовениях, помазании маслом, о наложении
успокаивающих мазей на раны перед тем, как перевязать их (Ис. 1, 6), о
пластыре из смокв, накладываемом на нарыв (Ис. 38, 21), об омовении
вином и маслом ран милосердным самарянином (Лук. 10, 34), о согревании
тела другим телом, как Ависага согревала престарелого Давида (3 Цар. 1,
2).
В Писании мало говорится о лекарствах, принимаемых внутрь, хотя Ближний
Восток хорошо знал об отварах трав. Вино со смирною, предложенное Иисусу
на кресте, предназначалось для облегчения боли. Смирна, или мирра, есть
легкое снотворное. Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею
употреблять немного вина для облегчения желудочных болей (1 Тим. 5, 23).
Мандрагоры считались способствующими зачатию. В Евангелии упоминается
десятина мяты, аниса и тмина, которые обладают ветрогонным действием (Мф.
23, 23). Большинство же средств, как в еврейской фармакопее, так и в
египетской были диетическими. Об аптечном искусстве говорится только в
смысле приготовления благовоний.
Важнейшей хирургической операцией, имевшей религиозное значение и
упоминаемой в Библии, следует считать обрезание крайней плоти,
изначально совершавшееся кремневым ножом. Об операции прокалывания уха
шилом как видном знаке добровольного рабства говорится в книге Исход
(Исх. 21, 6).
В Новозаветное время врачевательное служение Иисуса Христа было принято
как наследие апостолами наряду с Его учениками; исцеление больных
рассматривалось как первейший долг Церкви. Перечисляя дары Святого Духа,
Апостол Павел пишет: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово
знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений» (1
Кор. 12, 8 и 9). По примеру апостолов священники Новозаветной Христовой
Церкви призваны облегчать страдания. Обращаясь к первым христианам,
Апостол Иаков призывает: «Болен ли кто из вас, пусть призовет
пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя
Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь» (Иак.
5, 14 и 16). Но здесь мы переходим от медицины на благодатное
воздействие Таинств, в область сакраментологии.
Со времени Иисуса Христа полагается, что знание болезней не в том, что
их должно не стать, а в том, что Божественная сила, которая их, в конце
концов, победит, уже действует на земле. Ибо болезнь имеет духовный
смысл, но остается испытанием для человека. Последний враг, древний
враг, с которым сражается Христос, - это смерть. Бог есть жизнь. После
Второго Пришествия Христова болезней не будет и таинственные
апокалиптические «листья древа жизни» будут исцелять народы» (Откр. 22,
2). Но это в апокалиптическом будущем, а сейчас Библия призывает
воздавать высокую честь врачу: «Почитай врача честью по надобности в
нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от Царя получает
он дар. Знание врача возвысит его голову и между вельможами он будет в
почете. Господь создал из земли врачевства и благоразумный человек не
будет пренебрегать ими… Для того Он (Бог) и дал людям знание, чтобы
прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает
болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его
не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. Сын мой! В
болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя.
Оставь греховную жизнь и исправь руки твои и от всякого греха очисти
сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай
приношение тучное, как бы уже умирающий. И дай место врачу, ибо и его
создал Господь. И да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время
в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им
подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38,
1-14). |
|