По благословению правящего архиерея митрополита Сергия делегация Воронежской
и Борисоглебской епархии приняла участие в работе XV Рождественских
образовательных чтений, которые проходили в г. Москве с 28 января по 3
февраля сего года. В состав делегации, которая насчитывала 24 человека,
входили священнослужители, сотрудники епархиального отдела религиозного
образования и катехизации, медицинского отдела, методисты ВОИПКРО, учителя
Традиционной гимназии, школ города и области, Воскресных школ, директор и
завуч СОШ № 19 г. Воронежа, преподаватели ВГМА, врачи.
Воронежская делегация участвовала в Патриаршем богослужении в Храме Христа
Спасителя и в молебне в Свято-Троице-Сергиевой Лавре у раки преподобного
Сергия Радонежского, в работе пленарных заседаний в Государственном
Кремлевском дворце, ее представители присутствовали при Торжественном
закрытии Чтений в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Кроме того,
воронежская делегация приняла участие в работе секционных заседаний. Многие
ее представители выступили с различными докладами и сообщениями на секциях.
Мы смогли посетить такие направления, секции, конференции, как «Задачи
Русской Православной Церкви в области образования и воспитания», «Задачи,
принципы и организация катехизической деятельности Русской Православной
Церкви», «Воспитательная система школы», «Роль и место православных школ в
современной системе образования», «Организация научно-методической работы в
сфере духовно-нравственного воспитания учащихся. Опыт создания
экспериментальных площадок», «Церковь и медицина: от диалога к партнерству
(социальное служение Церкви)», «Физическая культура и спорт в духовном
воспитании молодежи в образовательных учреждениях», «Воспитательная система
ВУЗа». Представители воронежской делегации приняли участие в работе
конференции-презентации программы «Духовно-нравственная культура
подрастающего поколения России», конференции «Глинские чтения «Основы
русской педагогики: традиции и современность», «Семья – основа возрождения
России», «Святоотеческое наследие в научно-образовательном процессе в ВУЗах
России», в работе круглого стола руководителей и специалистов региональных
институтов повышения квалификации работников образования, в
совещании-семинаре руководителей епархиальных Отделов религиозного
образования и катехизации.
Общее впечатление от прослушанных докладов и выступлений на разнообразных
секциях, конференциях, семинарах, неоднозначное. Среди них были очень
интересные теоретические выкладки и практические наработки представителей
других епархий. Но некоторые сообщения носили общий характер, существовали
повторы. Удручает распыленность основополагающих докладов и докладчиков по
различным секциям. Существует и такая проблема, как дробление тематики. Это
ведет, с одной стороны, к огромнейшему количеству разнообразных секций и
конференций, которые все практически невозможно посетить, а с другой
стороны, к тому, что из всех докладов на одной секции интерес представляют
одно-два выступления. Неизбежно что-то важное из опыта других епархий
упускается. Частично эта проблема решается за счет кулуарных общений с
представителями других епархий РПЦ.
Среди интересных начинаний других епархий хотелось бы отметить:
· в Самаре уже несколько лет работает музей истории епархии, при этом он
зарегистрирован как государственный;
· во многих епархиях существуют помощники благочинных по религиозному
образованию;
· в Новосибирской епархии с целью объединения усилий всех заинтересованных
структур создан Центр просветительской работы, куда вошли епархиальные
отделы, ведущие просветительскую работу, общество православных педагогов,
общество православных родителей, православная гимназия, методический центр и
др. образовательные структуры (необходимо отметить, что проблема координации
деятельности различных епархиальных структур и всех епархиальных отделов
образования РПЦ не раз поднималась на этих Рождественских чтениях);
· в Ставропольской епархии разработаны типовые положения о функциональных
обязанностях сотрудников Воскресных школ;
· там же работает форум отцов, который решает проблемы воспитания детей;
· в Санкт-Петербурге имеется интересный опыт приходского консультирования.
Его суть в том, что при храмах работают на общественных началах приходские
консультанты, которые, пройдя курс катехизации и будучи не один ход
прихожанами данного храма, отвечают на вопросы невоцерковленных людей,
зашедших в храм (в отделе образования имеется брошюра и видеофильм с
описанием данного опыта);
· в той же епархии имеется интересный опыт огласительных бесед с крещаемыми
(в противовес группам свящ. Георгия Кочеткова).
Необходимо отметить, что катехизической деятельности РПЦ было уделено особое
внимание в работе первого направления. Этот вопрос обсуждался очень
оживленно, высказывались различные суждения, зачастую исключающие друг
друга. Было решено, что вопрос приобрел в настоящее время особую остроту и
его необходимо решать, продолжив дискуссию в Интернете вокруг положений
документа «Задачи, принципы и формы катехизической деятельности РПЦ»,
разработанного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.
Другим острым вопросом в ходе работы Чтений стал вопрос о православных
гимназиях. Отмечено, что в 50 % епархий существуют православные школы, но их
финансовое положение оставляет желать лучшего. Даже Новосибирская
православная гимназия в Академгородке, которая вошла в число десяти лучших
школ России, может остаться без государственного финансирования. Было
предложено ходатайствовать перед министерством образования и науки РФ о
придании данным образовательным учреждениям статуса экспериментальных
площадок по апробированию принципов духовно-нравственного воспитания
молодежи. Кроме того, нужно определить статус православных гимназий в Уставе
РПЦ.
Однако, подавляющее большинство выступающих, и среди них игумен Георгий (Шестун),
доктор педагогических наук, отмечали, что главное направление работы – это
соработничество Церкви и государства в сфере государственного образования.
Вот почему РПЦ должна обращать внимание на содержание образования в
общеобразовательных учреждениях. К сожалению, оно (содержание учебных
предметов) по-прежнему заключено в жесткие рамки прокрустова ложа
атеистического воспитания, что противоречит свободе мировоззренческого
выбора учащихся. И в этой связи в выступлениях многих участников Чтений
красной нитью звучал вопрос «До каких пор школьникам будут твердить о том,
что человек произошел от обезьяны?». В итоге было решено подать
соответствующую записку в министерство образования и науки РФ.
На заключительном заседании среди решений Рождественских чтений было
отмечено:
· признать религиозное образование и катехизацию приоритетным направлением в
деятельности РПЦ;
· государство должно признать духовно-нравственное и патриотическое
воспитание детей и молодежи национальными приоритетами;
· обратиться в министерство образования и науки РФ с ходатайством о создании
в федеральном компоненте образовательной области «Основы духовной культуры»,
в рамках которой предусмотреть учебный предмет «Основы православной
культуры»;
· сосредоточить особое внимание на подбор и подготовку педагогических кадров
для данной деятельности;
· уделить особое внимание открытию теологических кафедр и факультетов в
ВУЗах, которые, как показывает опыт, положительно влияют на общую атмосферу
в высших учебных заведениях и готовят педагогические кадры для преподавания
ОПК;
· необходимо научно обосновать термин «духовно-нравственное воспитание»;
· добиваться от государства финансовой поддержки православно ориентированных
образовательных учреждений, в том числе и в рамках национального проекта
образования;
· необходимо создание союза православных образовательных учреждений России;
· недопустимо препятствовать присутствию священника в школе, выполнению им
просветительской функции.
Было отмечено, что особую тревогу вызывает состояние дошкольного воспитания
и образования. Механизма работы по приданию ему духовно-нравственного
характера в настоящее время не существует.
Кроме того, характеризуя итоги Чтений, руководители направлений заметили,
что в последнее время активизировались противники преподавания ОПК, а также
теологического образования в ВУЗах, что существует план ликвидации
регионального компонента, который направлен, прежде всего, против
преподавания ОПК (несмотря на заверения министра образования и науки А.А.
Фурсенко, прозвучавшие на открытии Чтений). В ряде регионов введены
негласные запреты на преподавание данного предмета.
Но, несомненно, имеется и другая тенденция, выражающаяся в расширении
преподавания Основ православной культуры в государственных школах и вузах.
Так, например, тепло было встречено выступление ректора Российского
государственного социального университета В.И. Жукова о сложившейся в этом
вузе системе православного просвещения студентов.
В ходе работы разнообразных секций представители нашей делегации делились
опытом просветительской деятельности Воронежской епархии, что вызывало
интерес среди участников Чтений. Это особенно было заметно в кулуарном
общении.
Главное чувство, которое увезли с собой из Москвы все представители нашей
делегации, это чувство солидарности со всеми, кто неравнодушен к проблемам
чистоты сердец наших детей и подростков. И, как следствие, желание
продолжать нелегкую работу по просвещению подрастающего поколения светом
Христовых истин.
За время, прошедшее после возвращения из Москвы, сотрудники отдела
религиозного образования и катехизации неоднократно выступали перед разными
аудиториями педагогов города и области с информацией о работе XV
Рождественских образовательных чтений, о тех целях и задачах, которые были
поставлены перед учительской общественностью. Кроме того, на этих встречах
педагоги смогли познакомиться с книжными новинками учебно-методической
направленности, привезенными с этих Чтений.
|