главная

XV Международные Образовательные чтения


По благословению правящего архиерея митрополита Сергия делегация Воронежской и Борисоглебской епархии приняла участие в работе XV Рождественских образовательных чтений, которые проходили в г. Москве с 28 января по 3 февраля сего года. В состав делегации, которая насчитывала 24 человека, входили священнослужители, сотрудники епархиального отдела религиозного образования и катехизации, медицинского отдела, методисты ВОИПКРО, учителя Традиционной гимназии, школ города и области, Воскресных школ, директор и завуч СОШ № 19 г. Воронежа, преподаватели ВГМА, врачи.

Воронежская делегация участвовала в Патриаршем богослужении в Храме Христа Спасителя и в молебне в Свято-Троице-Сергиевой Лавре у раки преподобного Сергия Радонежского, в работе пленарных заседаний в Государственном Кремлевском дворце, ее представители присутствовали при Торжественном закрытии Чтений в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Кроме того, воронежская делегация приняла участие в работе секционных заседаний. Многие ее представители выступили с различными докладами и сообщениями на секциях. Мы смогли посетить такие направления, секции, конференции, как «Задачи Русской Православной Церкви в области образования и воспитания», «Задачи, принципы и организация катехизической деятельности Русской Православной Церкви», «Воспитательная система школы», «Роль и место православных школ в современной системе образования», «Организация научно-методической работы в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся. Опыт создания экспериментальных площадок», «Церковь и медицина: от диалога к партнерству (социальное служение Церкви)», «Физическая культура и спорт в духовном воспитании молодежи в образовательных учреждениях», «Воспитательная система ВУЗа». Представители воронежской делегации приняли участие в работе конференции-презентации программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», конференции «Глинские чтения «Основы русской педагогики: традиции и современность», «Семья – основа возрождения России», «Святоотеческое наследие в научно-образовательном процессе в ВУЗах России», в работе круглого стола руководителей и специалистов региональных институтов повышения квалификации работников образования, в совещании-семинаре руководителей епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации.

Общее впечатление от прослушанных докладов и выступлений на разнообразных секциях, конференциях, семинарах, неоднозначное. Среди них были очень интересные теоретические выкладки и практические наработки представителей других епархий. Но некоторые сообщения носили общий характер, существовали повторы. Удручает распыленность основополагающих докладов и докладчиков по различным секциям. Существует и такая проблема, как дробление тематики. Это ведет, с одной стороны, к огромнейшему количеству разнообразных секций и конференций, которые все практически невозможно посетить, а с другой стороны, к тому, что из всех докладов на одной секции интерес представляют одно-два выступления. Неизбежно что-то важное из опыта других епархий упускается. Частично эта проблема решается за счет кулуарных общений с представителями других епархий РПЦ.

Среди интересных начинаний других епархий хотелось бы отметить:
· в Самаре уже несколько лет работает музей истории епархии, при этом он зарегистрирован как государственный;
· во многих епархиях существуют помощники благочинных по религиозному образованию;
· в Новосибирской епархии с целью объединения усилий всех заинтересованных структур создан Центр просветительской работы, куда вошли епархиальные отделы, ведущие просветительскую работу, общество православных педагогов, общество православных родителей, православная гимназия, методический центр и др. образовательные структуры (необходимо отметить, что проблема координации деятельности различных епархиальных структур и всех епархиальных отделов образования РПЦ не раз поднималась на этих Рождественских чтениях);
· в Ставропольской епархии разработаны типовые положения о функциональных обязанностях сотрудников Воскресных школ;
· там же работает форум отцов, который решает проблемы воспитания детей;
· в Санкт-Петербурге имеется интересный опыт приходского консультирования. Его суть в том, что при храмах работают на общественных началах приходские консультанты, которые, пройдя курс катехизации и будучи не один ход прихожанами данного храма, отвечают на вопросы невоцерковленных людей, зашедших в храм (в отделе образования имеется брошюра и видеофильм с описанием данного опыта);
· в той же епархии имеется интересный опыт огласительных бесед с крещаемыми (в противовес группам свящ. Георгия Кочеткова).

Необходимо отметить, что катехизической деятельности РПЦ было уделено особое внимание в работе первого направления. Этот вопрос обсуждался очень оживленно, высказывались различные суждения, зачастую исключающие друг друга. Было решено, что вопрос приобрел в настоящее время особую остроту и его необходимо решать, продолжив дискуссию в Интернете вокруг положений документа «Задачи, принципы и формы катехизической деятельности РПЦ», разработанного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Другим острым вопросом в ходе работы Чтений стал вопрос о православных гимназиях. Отмечено, что в 50 % епархий существуют православные школы, но их финансовое положение оставляет желать лучшего. Даже Новосибирская православная гимназия в Академгородке, которая вошла в число десяти лучших школ России, может остаться без государственного финансирования. Было предложено ходатайствовать перед министерством образования и науки РФ о придании данным образовательным учреждениям статуса экспериментальных площадок по апробированию принципов духовно-нравственного воспитания молодежи. Кроме того, нужно определить статус православных гимназий в Уставе РПЦ.

Однако, подавляющее большинство выступающих, и среди них игумен Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, отмечали, что главное направление работы – это соработничество Церкви и государства в сфере государственного образования. Вот почему РПЦ должна обращать внимание на содержание образования в общеобразовательных учреждениях. К сожалению, оно (содержание учебных предметов) по-прежнему заключено в жесткие рамки прокрустова ложа атеистического воспитания, что противоречит свободе мировоззренческого выбора учащихся. И в этой связи в выступлениях многих участников Чтений красной нитью звучал вопрос «До каких пор школьникам будут твердить о том, что человек произошел от обезьяны?». В итоге было решено подать соответствующую записку в министерство образования и науки РФ.

На заключительном заседании среди решений Рождественских чтений было отмечено:
· признать религиозное образование и катехизацию приоритетным направлением в деятельности РПЦ;
· государство должно признать духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи национальными приоритетами;
· обратиться в министерство образования и науки РФ с ходатайством о создании в федеральном компоненте образовательной области «Основы духовной культуры», в рамках которой предусмотреть учебный предмет «Основы православной культуры»;
· сосредоточить особое внимание на подбор и подготовку педагогических кадров для данной деятельности;
· уделить особое внимание открытию теологических кафедр и факультетов в ВУЗах, которые, как показывает опыт, положительно влияют на общую атмосферу в высших учебных заведениях и готовят педагогические кадры для преподавания ОПК;
· необходимо научно обосновать термин «духовно-нравственное воспитание»;
· добиваться от государства финансовой поддержки православно ориентированных образовательных учреждений, в том числе и в рамках национального проекта образования;
· необходимо создание союза православных образовательных учреждений России;
· недопустимо препятствовать присутствию священника в школе, выполнению им просветительской функции.

Было отмечено, что особую тревогу вызывает состояние дошкольного воспитания и образования. Механизма работы по приданию ему духовно-нравственного характера в настоящее время не существует.

Кроме того, характеризуя итоги Чтений, руководители направлений заметили, что в последнее время активизировались противники преподавания ОПК, а также теологического образования в ВУЗах, что существует план ликвидации регионального компонента, который направлен, прежде всего, против преподавания ОПК (несмотря на заверения министра образования и науки А.А. Фурсенко, прозвучавшие на открытии Чтений). В ряде регионов введены негласные запреты на преподавание данного предмета.

Но, несомненно, имеется и другая тенденция, выражающаяся в расширении преподавания Основ православной культуры в государственных школах и вузах. Так, например, тепло было встречено выступление ректора Российского государственного социального университета В.И. Жукова о сложившейся в этом вузе системе православного просвещения студентов.

В ходе работы разнообразных секций представители нашей делегации делились опытом просветительской деятельности Воронежской епархии, что вызывало интерес среди участников Чтений. Это особенно было заметно в кулуарном общении.

Главное чувство, которое увезли с собой из Москвы все представители нашей делегации, это чувство солидарности со всеми, кто неравнодушен к проблемам чистоты сердец наших детей и подростков. И, как следствие, желание продолжать нелегкую работу по просвещению подрастающего поколения светом Христовых истин.

За время, прошедшее после возвращения из Москвы, сотрудники отдела религиозного образования и катехизации неоднократно выступали перед разными аудиториями педагогов города и области с информацией о работе XV Рождественских образовательных чтений, о тех целях и задачах, которые были поставлены перед учительской общественностью. Кроме того, на этих встречах педагоги смогли познакомиться с книжными новинками учебно-методической направленности, привезенными с этих Чтений.