СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВО ИМЯ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МЕФОДИЯ И КИРИЛЛА

РАЗДЕЛЫ

Общая информация

О работе центра

Образование и христианская культура

(о работе Воронежского Центра духовно-нравственного образования и воспитания в областном институте усовершенствования учителей и переподготовки работников образования)

В помощь педагогу

А.А. Шевченко,
кандидат философских наук, руководитель Центра духовно-нравственного образования и воспитания ВОИПКиПРО

Православие — это Откровение не только о Боге, но и о человеке. После грехопадения, когда была утрачена непосредственная связь Бога и человека, взаимоотношения людей друг с другом и с Богом стали опосредоваться культурой. Но культурная среда может не только приблизить, но и разделить Творца и человека. К сожалению, это обстоятельство формирует тенденцию бегства от культуры у части верующих. Возникает своеобразный «монофизитский комплекс», а именно: представление о том, что, находясь в миру, можно совершать дело духовного восхождения по типу пустынножителей; как будто единственной возможностью созерцать Бога является разрыв всех связей с миром. Опасным следствием такого взгляда является формирование феномена «внеэтической духовности», то есть ситуации, когда, ссылаясь на необходимость своего духовного совершенствования, люди становятся способными к совершению этических проступков. Такой псевдоаскетизм является искажением христиан-ской любви. Забывается, что Христос проповедовал «положить свою душу» за людей. Наблюдая деструктивные и антихристианские феномены культуры, необходимо не столько отвергать культуру вообще, сколько создавать христианскую культуру. Этой проблеме были посвящены конференции «Евангелие и культура» (1996 г., Москва) и «Высшее образование в контексте русской культуры XIX века: христианская перспектива» (1999 г., Санкт-Петербург).

Идея христианской культуры неразрывно связана с православной педагогикой и образованием. В православной традиции подлинно культурный человек — тот, кто способен воспроизводить в культуре любовь, несмотря ни на что, не ссылаясь на экономические трудности или триумф зла. Созданный в апреле 1998 года по благословению Митрополита Воронежского и Липецкого МЕФОДИЯ Центр духовно-нравственного образования и воспитания как раз и пытается содействовать процессу формирования людей, способных в наше время быть культурными в вышеупомянутом православном контексте этого слова.

Основное направление работы Центра — проведение курсовой подготовки педагогов, ведущих факультативы православной направленности. Около ста преподавателей Воронежа и Воронежской области уже прошли такие курсы, лекции на которых читают ведущие специалисты Воронежской духовной семинарии и Воронежского государственного университета. Мы пытаемся организовывать занятия на курсах таким образом, чтобы избежать «описательного богословия», некоего представления о Православии как о простой сумме истин, которые необходимо повторять. Личность человека может познавать другую личность (тем более Личность Бога) тоже только лично. Возможно только личное Богопознание и миропознание. Поэтому преподаватели наших курсов стараются вести занятия таким образом, чтобы курсанты могли лично пережить Истину. Ведь зачастую евангельское повествование слушается не более как миф, как сказание. Страдания распятого Христа, его крестная смерть зачастую становятся уже как бы общим местом, потому что нет личного переживания Спасителя как самой близкой Личности.

Другое направление работы Центра — организация единой системы духовно-нравственного образования в Воронежской области — от детских садов до вузов. Архиерейский Собор 1994 года рекомендовал именно такую форму религиозного просвещения. Многие причины, к сожалению, осложняют проведение такой работы. Вместе с тем создание экспериментальных площадок по внедрению программ духовно-нравственного воспитания; методическая помощь школам, в которых проводятся занятия по подобным программам; создание банка данных об учебных заведениях Воронежа и области и о преподавателях, ведущих такие занятия, с целью координации их деятельности и для обмена опытом — все это занимает существенную часть времени и сил сотрудников Центра. В помощь педагогам Центром разработаны лекционные курсы: «Русская духовная литература», «История Русской Православной Церкви», «Христианская антропология», «Тоталитарные секты на территории Воронежской области», «Методические основы духовно-нравственного образования». Указанные спецкурсы мы могли бы проводить не только в аудиториях Воронежского областного института усовершенствования и переподготовки работников образования, но и непосредственно в учебных заведениях города и области. Так, например, по желанию учителей одного из интернатов Воронежа уже несколько месяцев ведется педагогический семинар по вышеуказанным темам непосредственно в интернате. Администрации учебных заведений города и области имеют возможность обратиться с заявками в ВОИПКиПРО о проведении циклов лекций для своих педагогических коллективов на местах.

Необходимо отметить, что к преподаванию вопросов богословия и богослужения большинство наших педагогов не готово, да в этом и нет необходимости. Недаром учителями «Закона Божия» по 64-му правилу Шестого Вселенского Собора могут быть, как правило, только священнослужители. Думается, что педагогам достаточно говорить детям о православной этике, православной антропологии и православной культуре, тем более, что обсуждение этих вопросов в школе не сковывается действующим законодательством. Хотя иногда и возникают недоразумения по данному вопросу, а в некоторых учебных заведениях даже конфликтные ситуации; мы их пытаемся (и мне кажется, довольно успешно) регулировать вместе с областным комитетом по образованию. Следует сказать, что руководитель Центра одновременно является членом постоянно действующей комиссии по взаимодействию светских и церковных органов образования, созданной областным комитетом по образованию совместно с отделом религиозного образования и катехизации Воронежского епархиального управления. Думается, что благодаря доброжелательному настрою сопредседателей комиссии священника Андрея Изакара и Артема Сергеевича Шушарьяна работа проходит плодотворно. Выполнены все пункты решения епархиальной медико-педагогической конференции, проведенной в 1998 году, намечены мероприятия на следующий учебный год, в частности по празднованию 2000-летия Рождества Христова. С сентября 1999 года мы планируем ежеквартальное проведение родительского всеобуча «Семья и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания детей» на базе общегородских родительских собраний и непосредственно в крупнейших школах Воронежа.

Центр осуществляет научно-методическую работу, включающую рецензирование авторских программ, разработку вопросов православной педагогики, подготовку методических пособий и учебных программ по проблемам духовно-нравственного образования и воспитания и проведение индивидуальных консультаций для учителей, работающих по этим программам.

Создание единой системы духовно-нравственного образования и воспитания является заботой не только Русской Православной Церкви. Вернуть человеку подлинное представление о самом себе — это общекультурная задача современного мира. Православие здесь предлагает только свою помощь. Кризис культуры — это неизбежное следствие кризиса человеческого представления о самом себе, кризиса аутентичности. В прошлом веке Ф. Ницше объявил людям, что «Бог умер». Это означало апофеоз атеистической новоевропейской культуры с ее идеалами: наукой, демократией, прогрессом. Однако вскоре восхищение этими идеалами сменилось разочарованием. Культура, построенная на этой «троице», стала представлять духовное как материальное, человека как животное, живое как неживое. В итоге «смерть Бога» привела к «смерти человека», который стал рассматриваться как биологически и социально детерминированный робот. Такой человек выпадает из культуры, т.е. теряет способность воспроизводить всю полноту личных свойств: любовь, творчество, свободу. Массовый исход людей из культуры стал предпосылкой современного культурного и нравственного кризиса в обществе. Наш Центр стремится, по возможности, противодействовать этим негативным тенденциям в современной массовой культуре через приобщение педагогов к животворящему источнику православной культуры. Мы с радостью и в духе христианской любви готовы откликнуться на любые просьбы, связанные с работой Центра и педагогов в сфере духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.
 

Воронеж, 1999 год.