Викарные епископы воронежской епархии (1920-1930 гг.)


Одним из решений Поместного Собора 1917-1918 годов было увеличить количество викариатств по епархиям. В Воронежской епархии существовало на тот момент одно викариатство – Острогожское. К середине 1920-х годов викариатств было уже девять. Но одновременно такого количества викарных архиереев не было: кого-то арестовывали, кто-то уклонялся в раскол. В настоящее время мы не располагаем полными данными о многих викарных архиереях. Это объясняется тем, что в условиях отсутствия единого церковного управления в начале 1920-х годов епархиальные архиереи сами определяли кандидатов в викарные епископы и совершали архиерейские хиротонии, сведения о некоторых из них отсутствуют в материалах органов Высшего церковного управления. Информацию о них можно получить из материалов Воронежского областного архива, и такие поиски ведутся. Таким образом были получены биографические сведения о епископах Серафиме (Адамове) и Иоанне (Болховитинове). Среди тех, чьи жизнеописания еще предстоит составить, – епископ Александр, упоминаемый как Павловский, и епископ Новохоперский Павел (Крылов).

Бобровское викариатство. Учреждено в мае 1921 года, название получило по городу Боброву Воронежской губернии. Хиротония первого епископа Иоанникия (Чекановского) состоялась 16 мая 1921 года в городе Воронеже. В 1922 году он уклонился в обновленческий раскол. С 1922 по 1928 год существовало Бобровское викариатство обновленческой ориентации. Известны имена обновленческих “архиереев”: Гермоген Лебедев, Василий Павлов. С 1922 года православных архиереев в викариатство не назначалось, и оно прекратило свое существование.

Богучарское викариатство. Учреждено в сентябре 1927 года. Хиротония первого епископа Василия (Горьковского) состоялась 5 сентября 1927 года в городе Москве в церкви святого мученика Трифона. 19 марта 1928 года его сменил епископ Памфил (Лясковский). В связи с учреждением Центрально-Черноземной области и образовании в ее составе Россошанского округа в мае 1928 года викариатство было упразднено. Епископ Памфил (Лясковский) переведен на учрежденное в мае 1928 года Россошанское викариатсво. С апреля 1921 года титул епископа Богучарского носил также Серафим (Соболев; †1950), управляющий приходами в Болгарии.

Бутурлиновское викариатство. Учреждено в январе 1924 года. Хиротония первого епископа Митрофана (Поликарпова) состоялась 7 января 1924 года в городе Москве. Местонахождением викариатства был определен город Бутурлиновка Воронежской губернии. Однако епископ Митрофан служил в Воронеже до своего ареста 22 марта 1924 года. До 1929 года викариатство временно не замещалось. С 1929 года викарным Бутурлиновским архиереем был епископ Василий (Беляев), с 10 мая 1931-го по 8 марта 1933 года – епископ Мефодий (Абрамкин). После 1933 года в связи с гонениями на Церковь и нехваткой архиереев викариатство не замещалось и прекратило существование.

Валуйское викариатство. Учреждено в ноябре 1920 года. Хиротония первого епископа Филиппа (Перова) состоялась 14 ноября 1920 года. Местонахождением викариатства был определен город Валуйки Воронежской губернии. В 1922 году Филипп уклонился в обновленческий раскол (впоследствии покаялся). С 1922 по 1928 год существовало Валуйское обновленческое викариатство. Известны обновленческие “епископы” Гермоген Лебедев, Иоанникий (Чекановский), Павел Масленников. С 1925 по 1932 год в Валуйках находилась резиденция епископа “григорианского” раскола Митрофана (Русинова). С 1922 года православных архиереев в викариатство не назначалось, и оно прекратило свое существование.

Задонское викариатство. Учреждено в январе 1922 года. Хиротония первого епископа Иоанна (Болховитинова) состоялась 22 января 1922 года. В июле 1922 года он уклонился в обновленческий раскол. С 1922 по 1928 год существовало Задонское обновленческое викариатство. Известны имена обновленческих “епископов”: Алексий Щербаков, Филипп Власов, Иоанникий (Чекановский), Андрей Смирнов. С 1922 года православных архиереев в викариатство не назначалось, и оно прекратило свое существование. Задонское викариатство было возрождено в 1996 году.

Калачеевское викариатство. Учреждено в мае 1922 года. Хиротония первого епископа Серафима (Адамова) состоялась в мае 1922 года в Воронеже. Местопребыванием епископа был город Калач Воронежской губернии. Приезд владыки в Калач состоялся 21 мая того же года. Летом 1922 года епископ Серафим уклонился в обновленческий раскол. В конце 1925 года он ушел на покой и вскоре умер. Калачеевское викариатство перестало существовать.

Новохоперское викариатство. Обстоятельства утверждения викариатства нам пока неизвестны. В начале 1920-х годов упоминается епископ Новохоперский Павел (Крылов).

Острогожское викариатство. Старейшее викариатство Воронежской епархии. С 31 января 1900 года по 8 августа 1923 года епископом Острогожским викарием Воронежской епархии состоял епископ Владимир (Шимкович), с 1925 года – митрополит Воронежский. 13 июня 1926 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Синезия (Зарубина) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. С октября 1926 он определен епископом Уразовским, викарием Воронежским. С 1926 года православных архиереев в викариатство не назначалось, и оно прекратило свое существование. С 1922 по 1936 год существовало Острогожское обновленческое викариатство. Известны имена обновленческих “архиереев”: Захария Попов, Николай Русанов, Василий Павлов, Дмитрий Крылов, Алексий Щербаков, Викентий Никипорчук, Гермоген Лебедев.

Павловское викариатство. Обстоятельства утверждения викариатства нам пока также неизвестны. В начале 20-х годов упоминается престарелый епископ Павловский Александр.

Уразовское викариатство. Учреждено в 1925 году. Месторасположение викариатства – слобода Уразово Валуйского уезда Воронежской губернии. Первым епископом был Митрофан (Русинов), который в декабре 1925 года уклонился в “григорианский” раскол. С мая по октябрь 1926 года епископом Уразовским был Мелхиседек (Аверченко). С октября 1926 года епископом Уразовским являлся Синезий (Зарубин). С 1927 по март 1928 года – епископ Алексий (Буй), в 1928 году епископ Воронежский. С 1928 года епископы в Уразово не назначались, и викариатство прекратило свое существование.

Епископ Иоанникий (Чекановский) (1921)

Епископ Иоанникий (Чекановский) хиротонисан во епископа Бобровского, викария Воронежской епархии 16 мая 1921 года. С 1922 года в обновленческом расколе. Сведений о его дальнейшей жизни не обнаружено.

Н.С. Сапелкин

Епископ Владимир (Горьковский) (1927–1928)

Епископ Владимир (Горьковский Василий Петрович) родился 2 августа 1864 года в Воронежской губернии. В 1889 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем русского языка в Павловское духовное училище Воронежской епархии. 9 декабря 1890 года возведен в сан иерея. С 1893 года – настоятель Тихвино-Онуфриевской церкви и законоучитель женской гимназии в Воронеже. 15 марта 1902 года возведен в сан протоиерея. С 19 сентября 1912 года – смотритель Павловского духовного училища. С 1918 года – настоятель Рождество-Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже, с 1920 года – настоятель Владимирского собора в городе Валуйки Вороне­жской губернии. В 1926 году пострижен в монашество с именем Владимира.

5 сентября 1927 года хиротонисан в Москве в церкви святого мученика Трифона во епископа Богучарского, викария Воронежской епархии. В январе 1928 года вступил в управление православными приходами Воронежской епархии в связи с “отпадением” от Церкви временно управляющего Воронежской епархией епископа Алексия (Буя), примкнувшего к “иосифлянскому” расколу. С 6 марта 1928 года – епископ Керченский, викарий Таврической епархии. С 1 марта 1929 года – епископ Акмолинский, викарий Петропавловской епархии. С 1929 года – епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии. С 29 июля 1932 года – епископ Каменецкий, управляющий Донской епархией. С 21 марта 1933 года – епископ Ржевский, викарий Калининской епархии. С 11 августа 1933 года – епископ Кунгурский, викарий Пермской епархии. С 17 января 1935 года – епископ Сарапульский, викарий Кировской епархии.

В октябре 1935 года епископ Владимир был поставлен на Ульяновскую кафедру. Управлял он Ульяновской епархией почти два года. Все это время он находился в городе Мелекессе и служил в Никольской церкви.

28 июля 1937 года епископ Владимир был арестован. Ему предъявили обвинение в том, что он является членом “Куйбышевского руководящего объединен­ного центра церковно-сектантской контрреволюционной организации”, что “в на­чале 1936 года в городе Мелекессе создал церковно-сектантскую контрреволюционную организацию, руководил этой организацией, через ее членов собирал шпионские сведения для японской разведки... создал две конспиративные квартиры, где неле­гально собирались церковники и обсуждали вопросы контрреволюционной работы”.

По одному делу с епископом Владимиром проходили еще двадцать священ­нослужителей и верующих мирян. 30 декабря 1937 года решением “тройки” при УНКВД по Куйбышевской облас­ти епископ Владимир и еще двенадцать священнослужителей и мирян приговорены к расстрелу (остальные - к десяти годам лишения свободы). 18 февраля 1938 года приговор приведен в исполнение в Ульяновске.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 2562. Оп. 1. Д. 1. Л. 33.
Симбирские епархиальные ведомости. Апрель 1994. С. 21,22.

Н.С. Сапелкин

Епископ Памфил (Лясковский) (1928)

Епископ Памфил (Лясковский) хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии 26 декабря 1921 года. С 1925 года – в ссылке в городе Яренске Вологодской губернии. С 6 марта 1928 года – епископ Богучарский, викарий Воронежской епархии, затем епископ Россошанский, викарий Воронежский. С 13 августа 1930 года – епископ Уральский. С августа 1931 года – епископ Чебоксарский. С октября 1932 – епископ Богородский. С октября того же года епископ Подольский. С 11 августа 1933 года – епископ Краснодарский и Кубанский. 10 января 1936 года владыку нашли повешенным на дереве в саду около дома, где он жил. Обстоятельства, при которых произошло это трагическое событие, до конца не выяснены.

Н.С. Сапелкин

Епископ Митрофан (Поликарпов) (1924)

Епископ Митрофан (Поликарпов Николай Иванович) родился 1 апреля 1871 года в селе Истобное Нижнедевицкого уезда. Отец, Иван Петрович Поликарпов (?–1885) более двадцати лет прослужил священником в местной Покровской церкви. Прихожане любили его “за ласковое обхождение с ними, непритязательность и трезвость”. Образование Николая Поликарпова было традиционным для детей духовенства: Воронежское духовное училище (1885), духовная семинария (1891). Академического образования он в тот момент не получил, а стал учителем в приготовительном классе духовного училища. В августе 1895 года его приняли в родную бурсу на должность надзирателя. В 1900 году, покинув семинарию, он стал членом-секретарем епархиального училищного совета. Послужной список коллежского советника, кавалера орденов святого Станислава и святой Анны оставался неизменным до 1915 года.

В начале 1890-х годов Николай Поликарпов женился на дочери священника Архангельской церкви села Голышевки Коротоякского уезда Софье Андреевской, у них родились сыновья Владимир и Сергей. Шурин Поликарпова, Иван Ардалионович Андреевский (1875–1961) стал впоследствии известным религиозным деятелем катакомбной церкви, страдальцем за веру и многолетним узником сталинских лагерей.

Николай Иванович Поликарпов два десятилетия преподавал Закон Божий в женском училище Алисовой-Ивановской (впоследствии гимназия Степанцовой) и в пансионе Собкевич.

Епископ Митрофан (Поликарпов) стал первым иерархом, вся жизнь которого проходила на глазах воронежцев. Церковный историк и педагог, он вступил на стезю священнослужителя, причем произошло это в самые неблагоприятные для верующих времена.

Исследовательская жилка появилась у Поликарпова на семинарской скамье. Его первая публикация увидела свет летом 1891 году на страницах “Воронежских епархиальных ведомостей”, и посвящалась она одному из предков автора, священнику Игнатию Поликарпову. Далее в одиннадцати номерах епархиальной газеты за 1892–1893 годы последовало историко-статистическое описание церкви и прихода в селе Голышевка, Архангельское тож, Коротоякского уезда – это была родина его тестя, священника Ардалиона Диомидовича Андреевского.

С середины 1890-х годов для Н.И. Поликарпова краеведение становится своего рода второй профессией. Он сотрудничает в газетах “Дон” и “Воронежский телеграф”, помещая в них не только собственные архивные изыскания, но и хронику культурной жизни.
Одна из заметок Н.И. Поликарпова – “Никитин как воспитанник духовной семинарии” (1896) вызвала даже полемику в нескольких номерах обеих газет.

Серьезные краеведческие исследования находили прибежище на страницах “Епархиальных ведомостей” и “Памятных книжек Воронежской губернии”. В первом случае объемные статьи помещались с продолжением, занимая по нескольку номеров: так появилось описание Троицкого Елецкого монастыря, целый ряд материалов, посвященных архиепископу Антонию (Смирницкому), впоследствии прославленному как святитель.

Сотрудничество в “Памятных книжках” Н.И. Поликарпов начинает в 1893 году публикацией краткого историко-статистического очерка о сельскохозяйственных выставках в городе. В 1896 году он напечатал “Историческую записку о Воронежском губернском музее”, где последовательно раскрыл все попытки создания музея, начиная с 1830-х годов. В том же 1896 году его избрали действительным членом губернского статистического комитета. Поликарпов всегда был близок к делам музея и в феврале 1899 года вошел в состав комиссии по его устройству. Именно эта комиссия руководила работой музея вплоть до революции.

Помимо чисто информационных, “проходных” материалов, он поместил в “Памятных книжках” две серьезные статьи. Юбилею одного из уездных городов посвящалось его обширное исследование “Из истории заселения Коротоякского края в XVII столетии” (1899). Дав в 1904 году обширный очерк жизни и деятельности первого епископа Воронежского, святителя Митрофана, Н.И. Поликарпов перестал появляться на страницах этого издания.

В начале предыдущего столетия историк нашел более привлекательные для себя научные общества. Он становится активным сотрудником Воронежской губернской ученой архивной комиссии (ВУАК) и Церковного историко-археологического комитета (ЦИАК). В первом выпуске Трудов ВУАК он опубликовал извлеченные из московского архива Министерства юстиции “Приходо-расходные книги Воронежского архиерейского дома времен святителя Митрофана” и затем на их основе подготовил очерк “Черты из жизни св. Митрофана”. Фигура первого воронежского иерарха, епископа Митрофана, канонизированного в 1832 году, интересовала Николая Ивановича на протяжении всей жизни. Он посвятил ему множество статей, подробно исследовал его взаимоотношения с Петром I, опубликовал и прокомментировал Синодик святителя. Работы Н.И. Поликарпова о епископе Митрофане, основанные на широком круге источников, охотно помещали столичные исторические журналы, “Русская старина”, к примеру.

В 1898 году в Воронеже весьма торжественно отмечалось столетие с момента создания губернской типографии. Н.И. Поликарпов откликнулся газетными заметками, докладом на торжественном заседании, отчетом о музейной выставке. Обширный материал, обобщающий вековую работу печатного станка, он напечатал во втором выпуске Трудов ВУАК (1904). Подготовив еще совместно со священником М.В. Аполлосовым публикацию “древних актов”, он расстался с изданием Архивной комиссии и сосредоточился на работе в Историко-археологическом комитете.

Н.И. Поликарпов оказался одним из наиболее активных сотрудников. В четырнадцати сборниках Комитета, который назывался “Воронежская старина”, он подготовил не менее двадцати пяти статей, объединенных историко-церковной проблематикой. Это были и публикации документов (к примеру, “окладных книг” Рязанской митрополии по Воронежскому и Елецкому уездам), и многочисленные исследования, посвященные святителю Митрофану и святителю Тихону Задонскому.

В рамках подготовки описаний храмов Воронежского уезда Н.И. Поликарпов написал исторические очерки мужских монастырей, Митрофановского и Алексеевского Акатова. Автор раскрыл хронологию строительства всех зданий на их территории, сообщил сведения о внутреннем убранстве храмов, рассказал о жизни братии и начальствующих лиц, дал сведения о монастырских некрополях.

Несколько статей Н.И. Поликарпов посвятил ярким лицам, оставившим заметный след в жизни Воронежской епархии. Он представил читателям епископа Льва (Юрлова), архиепископа Димитрия (Самбикина), первого председателя Церковного историко-археологического комитета А.М. Правдина, напечатал духовное завещание архиепископа Антония (Смирницкого). В двух очерках он коснулся участия Воронежской губернии и епархии в событиях Отечественной войны 1812 года.

Четверть века интенсивного занятия краеведением превратили Поликарпова в глубокого знатока местного церковного прошлого. Не случайно В.В. Литвинов в 1909 году назвал его “наиболее трудолюбивым исследователем истории и старины”. Труды его отличались “редкой тщательностью в сообщении исторического материала, документальностью”. В ту пору многие периодические издания изготавливали отдельные оттиски статей. В Российской национальной библиотеке такими оттисками представлены почти все крупные публикации Н.И. Поликарпова (их более двадцати). Это неудивительно: они поступили из библиотеки Петербургской духовной академии, куда посылались самим автором.

1915 год резко изменил судьбу Н.И. Поликарпова. Летом того года на фронте погиб его сын, прапорщик Владимир Поликарпов, до армии – студент Военно-медицинской академии. Похоронен он был в Воронеже на Чугуновском кладбище. О судьбе второго сына и жены историка мы ничего не знаем, известно лишь, что их брак к тому времени распался.

В 1915 или 1916 году (документы называют разные даты) Н.И. Поликарпов поступил в Киевскую духовную академию. Там его застали революция, смена властей и распад империи. В 1919 году он завершил образование со степенью кандидата богословия. Возвратиться в Воронеж он сразу не смог, стал перебиваться случайными заработками в Киеве: работал конторщиком в сыпнотифозной больнице, затем преподавал в лесной гимназии и трудовой школе.

16 марта 1922 года, “желая замолить грехи свои и своих умерших родителей и детей”, Н.И. Поликарпов принял монашество в Киево-Печерской Лавре со столь дорогим ему именем Митрофана. В течение двух лет он прошел необходимые ступени послушания – монах, иеродиакон, иеромонах. В эти же годы (1921–1923) у инока Митрофана была возможность вспомнить прежние профессиональные знания. По совместительству со служением в Лавре он состоял научным сотрудником Всеукраинской Академии наук; характер научной работы, правда, остается нам неизвестным.

Иеромонах Митрофан переписывается с земляками и сообщает им о своем стремлении вернуться в Воронеж. Два его письма, отправленные в августе 1923 года владыке Владимиру (Шимковичу) были перехвачены чекистами и использованы в оперативной работе. Само обращение к Владимиру, возглавлявшему епархию, которая оставалась в подчинении Патриарха Тихона (Белавин; †1925; впоследствии святителя-исповедника) и вела борьбу с обновленцами, делало очевидной ориентацию самого Поликарпова. В Воронеже он надеялся стать настоятелем Одигитриевской часовни, расположенной между кафедральным Троицким собором и Митрофановским монастырем – “двумя важнейшими центрами живоцерковников”.

В Воронеж отец Митрофан приехал 1 февраля 1924 года. Перед этим он побывал в Москве, и Патриарх Тихон 7 января 1924 года посвятил его в епископский сан. Он стал носить титул епископа Бутурлиновского, викария Воронежской епархии. Появление в городе человека, которого хорошо знали по его предшествующей деятельности, встревожило обновленцев, и они, попросту говоря, заваливают его доносами.

Уже в середине февраля епископа Митрофана разыскивают чекисты (адресов, где он мог жить, было несколько: часовня на Старо-Конной площади, дом шурина Иоанна Андреевского, квартира брата, Федора Поликарпова). В тот момент нашли его по адресу: улица Солнце Свободы, дом 44, квартира Домашева. С епископа взяли подписку о невыезде из Воронежа. В составленной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету об отделении церкви: со стороны государства он считал декрет закономерным, а для церкви полезным.

Но собственные слова Поликарпова о лояльности к власти мало что значили в сравнении с доносами священников-обновленцев из Митрофановского монастыря о том, что он “мутит” не только против “Живой Церкви”, но и “против Соввласти и большевистской партии”. Они уверяли, что “Поликарпов привез из Москвы от бывшего Патриарха Белавина золотые кресты для подкупа попов на пропаганду против коммунистов. Один крест уже надел на своего шурина, священника Ивана Андреевского”.

Не мудрствуя долго, чекисты определили епископу Митрофану кличку “монах” и установили за ним тайную слежку. Копилка фактов быстро пополнялась. 9 марта: за вечерней в церкви Покровского монастыря говорил проповедь антисоветского содержания. Ему “поддакивал контрреволюционный поп” Стефан Ширкевич. 10 марта: в Бутурлиновке ожидается приезд ставленика Патриарха Тихона. Желая возврата к старине, многие приходы отказываются от священников, лояльных к Советской власти. 14 марта: служил в Воскресенской церкви вместе с архимандритом Ионой, который проживает в Новой Ольшанке Нижнедевицкого уезда. Иона давно был на подозрении, летом 1923 года он пешком ходил в Москву к Патриарху, побывал также в Саровской пустыни, в попутных селах агитировал за тихоновцев, против Советской власти.

Итожа наблюдения, чекисты делали вывод: “В распоряжениях епископа Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской жизни. Во всех церквах Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец мученика за веру”.

Понимая, что действия епископа Митрофана не выходят за пределы церковной жизни и сознавая шаткость собранного компромата, чекисты предложили ему уехать из Воронежа, угрожая в противном случае арестом. 13 марта 1924 года епископ представил в ОГПУ заявление, в котором сообщил, что долг перед Господом не дает ему возможности оставить паству только ради того, чтобы избежать заключения и спасти свой живот. 22 марта Митрофан, не проживший в Воронеже и двух месяцев, был арестован. Допросы носили формальный характер, виновным он себя не признал. 8 апреля в Доме заключенных его освидетельствовал врач: “следовать на север может”. На следующий день последовало объявление об окончании следствия. В обвинительном заключении предполагалось дело Поликарпова направить в Особое совещание для заключения его на три года в Архангельский лагерь.

Неожиданно в судьбе епископа Митрофана произошли перемены. Его отправили в Бутырки, следствие несколько раз продлялось, его даже освободили под подписку о невыезде из Москвы. Решение Особого совещания последовало только 19 июня 1925 года: высылка в Оренбургскую область на три года. В феврале 1928 года его досрочно освободили, разрешив выбор места жительства по собственному усмотрению.

В сентябре 1928 года епископ Митрофан приехал в Москву и обосновался в Даниловом монастыре. Дальнейших упоминаний о его роли в религиозной жизни, об отношении к известной декларации митрополита Сергия о сотрудничестве церкви с Советской властью у нас нет. Имеется лишь скупое сообщение в словаре митрополита Мануила (Лемешевского), что Митрофан, епископ Бутурлиновский, скончался 9 декабря 1934 года.

Так закончилась земная жизнь епископа Митрофана, лишь два месяца пребывавшего викарием Воронежской епархии. Он не поступился своими убеждениями, невзирая на жестокое давление. Еще более горькую чашу суждено было испить его брату Федору Ивановичу Поликарпову (1882–1931), под конец жизни ставшему священником – он был арестован по “делу краеведов” и расстрелян.

Источники и литература

ЦДНИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 9062.
ГАВО. Ф. И-75. Оп. 3. Д. 41.
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. Машинопись. С. 670–672.

Акиньшин А. Берегами той реки путь лежал на Соловки // Воронежский курьер. 1995. 11 апр.
Он же. Двадцать воронежских краеведов: Материалы к биографическому словарю // Отечество: Краеведческий альманах. М., 1997. Вып. 9. С. 306–307.
[Акиньшин А.] Митрофан (Поликарпов) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 839–840.
Акиньшин А. Прямая линия жизни // Воронежский курьер. 1995. 25 июля, 1 авг.
Он же. Судьба, связанная с Воронежем // Воронежский епархиальный вестник. 2000. № 1–2. С. 40–45.
Воронежский телеграф. 1915. 2 апр., № 70.
Литвинов В.В. Памятные книжки Воронежской губернии (1856–1906 гг.): Их содержание и сотрудники // Памятная книжка Воронежской губернии на 1909 г. Воронеж, 1909. Отд. III. С. 49–54 (имеется обширная библиография публикаций Н.И. Поликарпова).
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 4. С. 368.
Поликарпов Ф.И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Нижнедевицкого уезда // Воронежская старина. Воронеж, 1907. Вып. 6. Приложение. С. 42.

А.Н. Акиньшин

Епископ Василий (Беляев) (1927–1928)

Епископ Василий (Беляев) хиротонисан во епископа Спас-Клепиковского, викария Рязанской епархии 29 июня 1925 года. В сентябре 1925 года арестован и заключен в московскую Бутырскую тюрьму. Находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения и в ссылке в поселке Хэ Обдорского района Тобольского округа, где проживал вместе с Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Крутицким Петром (Полянским; †1937), впоследствии священномучеником. С 1927 года епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. С 1929 по 1931 – епископ Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии. Дата смерти и место захоронения неизвестны.

Н.С. Сапелкин

Епископ Мефодий (Абрамкин) (1931–1933)

Епископ Мефодий (Абрамкин) хиротонисан во епископа Раненбургского, викария Тамбовской епархии 27 июня 1924 года. С 27 апреля 1931 года – епископ Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии. С 8 марта 1933 года – епископ Пятигорский. С марта 1936 года – архиепископ. С октября 1937 года находился в заключении. Сведений о дальнейшей жизни не обнаружено.

Н.С. Сапелкин

Епископ Филипп (Перов) (1920 – 1923)

Епископ Филипп (Перов Филипп) родился 7 февраля 1877 года. В 1899 году окончил Калужскую духовную семинарию. С 1899 по 1906 год – надзиратель и преподаватель Калужского духовного училища. В 1906 году поступил в Демидовский юридический лицей, откуда со второго курса перешел на юридический факультет Харьковского университета. С 1911 года – послушник Калужского Боровского монастыря. В 1912 году принял монашеский постриг, иеромонах Покровского монастыря города Москвы.

14 ноября 1920 года хиротонисан во епископа Валуйского, викария Воронежской епархии. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. Причины отклонения не носили какого-либо идеологического характера, а были вы-званы общей неясностью происходящих событий и давлением советских органов. Так, в июне 1922 года начальник отдела Воронежского ОГПУ докладывал в губернский комитет: “В уездах губернии началась оживленная работа священнослужителей против вообще патриаршей церкви. В Валуйском уезде, якобы по инициативе епископа Филиппа, в действительности – по нашим директивам последнему созывается собрание всего духовенства уезда по вопросу революции в церкви… В непродолжительном времени надеемся получить богатые результаты нашей работы”. “Богатых” результатов от епископа Филиппа власть не получила: разобравшись в канонических вопросах раскола, он принес покаяние и с 12 декабря 1923 года был определен епископом Нижне-Ломовским, временно управляющим Пензенской епархией, где решительно отказался от какого-либо сотрудничества с обновленцами. В начале 1927 года он стал епископом Пензенским, но ненадолго, в апреле того же года он был арестован. Пять месяцев он провел в Пензенской тюрьме, затем два года находился в ссылке. С февраля 1929 по сентябрь 1936 года он правящий епископ Саранский. В марте 1934 года возведен в сан архиепископа. С сентября 1936 по январь 1937 года – на покое. С 15 января 1937 года – архиепископ Сталинградский и Астраханский. Сведений о дальнейшей судьбе владыки Филиппа не найдено.

Источники и литература

Информационный сайт Православного Свято-Тихоновского богословского института.
ЦДНИ ВО, ф. 1, оп. 1, д. 607, л. 46.
Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: епархии и епископы. Ч. 2. Волгоград, 2002. С. 13, 14.

Н.С. Сапелкин

Епископ Иоанн (Болховитинов) (1922)

Епископ Иоанн (Болховитинов Иоанн Васильевич) родился в 1861 году. Окончил полный курс Воронежской духовной семинарии по второму разряду. 20 июля 1887 года рукоположен в сан иерея ко храму Владимирской иконы Божией Матери села Новой Николаевки Землянского уезда Воронежской губернии. 19 мая 1888 года перемещен в Задонский Тихоновский Тюнинский женский монастырь. С 24 июня 1893 года – настоятель Никольского храма села Верхний Студенец Задонского уезда. С 1893 года – законоучитель местной церковноприходской школы, с 1905 года – одновременно законоучитель земской школы. Отец Иоанн рано овдовел, на его попечении остались три дочери: Варвара (1888-?), Мария (1890-?), Серафима (1891 - ?).

22 января 1922 года хиротонисан во епископа Задонского, викария Воронежской епархии. В июле 1922 года уклонился в обновленческий раскол. После 1923 года – упоминаний не обнаружено. С мая 1925 года на Задонской обновленческой кафедре – другой епископ.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1953. Л.
Архивы Кремля. Кн. 2. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. Новосибирск – М., 1998. С. 312, 313.

Н.С. Сапелкин

Епископ Серафим (Адамов) (1922)

Епископ Серафим (Адамов Дмитрий Андреевич) родился около 1845 года. В 1867 году окончил Воронежскую духовную семинарию. С 1868-го по 1906 год священник Покровской церкви и преподаватель женской гимназии в городе Острогожске. Овдовев, принял монашество с именем Серафима, возведен в сан архимандрита. Был настоятелем Свято-Духова монастыря в городе Вильно, затем служил в Троице-Сергиевой Лавре. Перед революцией ушел на покой, жил у дочери Олимпиады Томилиной в селе Матренки Бобровского уезда Воронежской губернии.

В мае 1922 года хиротонисан во епископа Калачеевского, викария Воронежской епархии. В том же году уклонился в обновленческий раскол. В августе 1925 года ушел на покой. Скончался в декабре 1925 года в селе Матренки Бобровского уезда.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1951. Л. 780 об.
Летопись Слободы Калача Успенской церкви. Воронеж, 2000. См. именной указ.

Н.С. Сапелкин

Епископ Митрофан (Русинов) (1925)

Епископ Митрофан (Русинов Евлампий Владимирович) родился в 1881 году в Воронежской губернии. В 1915 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1916 года – преподаватель Воронежской духовной семинарии, архимандрит. Пострижен в монашество с именем Митрофана (дата не установлена). В 1923 году уклонился в обновленческий раскол, был хиротонисан обновленцами во “епископа Лукояновского”. В 1924 году принес покаяние Святейшему Патриарху Тихону и в октябре того же года хиротонисан во епископа Болховского, викария Орловской епархии. С 1925 года – епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. В декабре 1925 года уклонился в григорианский раскол, один из учредителей Временного высшего церковного совета. Затем епископ Валуйский григорианской ориентации. В 1932 году принес покаяние перед митрополитом Сергием (Страгородским) и принят в сущем сане. С 1933 года – епископ Старооскольский. С 27 июля 1935 года – епископ Полтавский. С марта 1937 – епископ Одесский. Земной путь епископа Митрофана окончился в 1939 году.

Источники и литература

Акты Святейшего Патриарха Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 – 1943 гг. / Сост. Губонин М.Е. М., 1994, С. 874, 980.

Н.С. Сапелкин

Епископ Синезий (Зарубин) (1926)

Епископ Синезий (Зарубин Сергей Григорьевич) родился в 1886 году в деревне Пинино Салтыковской волости Московской губернии. Окончил художественное училище. С 1906-го по 1917 год – преподаватель ремесленного училища в Иркутске. В сане священника с 1918 года. Служил в Омске, Тюмени, Иркутске, Уразове. В середине 1920-х годов – архимандрит Спасо-Голутвинского монастыря. 13 июня 1926 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии, затем епископ Уразовский той же епар­хии (до декабря 1926). С 1927 года – епископ Колымский, викарий Якутской епархии, затем епископ Якутский и Вилюйский. С 1928 года – епископ Ижевский и Воткинский. 26 февраля 1930 года уволен на покой. Весной 1930 года он неожиданно встал в оппозицию митрополиту Сергию и примкнул к викторианской группе непоминающих. Что толкнуло его на этот шаг, доподлинно неизвестно. Митрополит Иоанн (Снычев; †1995) предполагает, что он был чем-то обижен на митрополита Сергия, возможно, тем, что его уволили на покой. Уволенный владыка стал проводить раздорническую деятельность и обвинять митрополита Сергия и его Синод в обновленчестве. Более того, будучи на покое, он начал служить в Ижевской Успенской церкви, вызывая соблазн среди духовенства и паствы. Узнав об этом, митрополит Сергий вынес на заседании Синода 9 мая 1930 года следующее постановление: “Предложить преосвященному Синезию, бывшему Ижевскому, предоставить в Патриархию в двухнедельный срок, в объяснение раздорнической его деятельности, ответы на следующие вопросы: 1) считает ли себя Преосвященный стоящим в каноническом общении с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя… 3) по какому разрешению служит, по увольнении на покой. Впредь до представления ответов на указанные вопросы, воспретить ему священнослужение…”

Получив этот документ, епископ Синезий сообщил в телеграмме, что запрещению, наложенному на него Патриархией, он подчинился. Однако своей раздорнической деятельности не прекратил и был предан архиерейскому суду (4 июня 1930 года). Аресто­ван 24 мая 1931 года по обвинению в руководстве Удмуртским филиалом Истинно Православной Церкви. 26 января 1932 года приговорен к 10 годам лаге­рного заключения. С марта 1932 года – в заключении в Белбалтлаге. Обвинен в контррево­люционной агитации среди заключенных, по постановлению “тройки” НКВД Ка­рельской АССР (от 20 сентября 1937 года) приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 27 сентября 1937 года.

Источники и литература

Иоанн (Снычев), митрополит. Стояние в вере. СПб., 1997. С.195-197.
Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. С-Пб., 1999. С. 297, 298.

Н.С. Сапелкин

Епископ Мелхиседек (Аверченко) (1926)

Епископ Мелхиседек (Аверченко) хиротонисан во епископа Андреевского 13 июня 1925 года. Вскоре уклонился в обновленческий раскол. В 1926 году принес покаяние. С мая 1926 года – епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. С октября 1926 года – епископ Пишпекский, викарий Туркестанской епархии. С октября 1929 года – в заключении. С 1931 года – епископ Курганский. С ноября 1933 года в заключении. Дальнейших сведений о нем не обнаружено.

Н.С. Сапелкин