главная
архипастырь

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

ПРИВЕТСТВИЕ МИТРОПОЛИТА ВОРОНЕЖСКОГО И ЛИПЕЦКОГО МЕФОДИЯ,
председателя Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви участникам XX Международного юбилейного семинара "От Рима к Третьему Риму"
"ПРОБЛЕМЫ СВЯТЫХ И СВЯТОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ И ПРАВА"

Глубокоуважаемые участники Международного юбилейного семинара!
Позвольте приветствовать вас от имени Историко-правовой комиссии, учрежденной Священноначалием Русской Православной Церкви по итогам работы Исторической подкомиссии.

Изучение святых и святости в ее исторической, правовой и религиозной феноменологии является для современной отечественной научной мысли одной из насущных задач духовного и национального возрождения.

Общеизвестно, что каждый народ имеет индивидуальное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его духовными наставниками. Это действование изображается вехами героического подвижничества немногих, но указанного для всех. Их идеалы веками питают народную жизнь, в них мы, по мысли Г.П. Федотова, ищем откровения нашего собственного пути, у их огня зажигает каждый свою лампадку.

Глубоко символично то, что начало нынешнего XX Международного юбилейного семинара “От Рима к Третьему Риму”, проходящего в год 2000-летия Рождества Христова, совпадает с церковным ликованием - празднованием перенесения мощей митрополита всея Руси Петра - первого святого покровителя города Москвы, первого московского святого. Он не только воздвиг державной княжеской волей собор Успения Божией Матери в Москве, он не только сделал в нем для себя гроб, показав таким образом, что не расстанется с новой столицей России и Православия после смерти, но он, пророчествуя, укоренил в потоке истории пока еще не оформленную идею неотделимости судеб Москвы, Православия и России от преемственной череды мировых священных столиц.

Более того, он указал на особую ветвь на лозе Христовой, как бы привил ее: вот она, московская, русская ветвь Православия. Далеко не случай, а скорее всего Промысл, что великое Российское царство, Третий Рим, православная государственность с центром в Москве, Русская Церковь и ее главный престол - Кремлевский Успенский собор становятся через два века сердцевиной историософской идеи “Третьего Рима” монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея.

Эта идея по-разному понималась в прошлом и в новом времени. Сечас она существует как бы в двух видах - публицистическом и научном и продолжает волновать как общественное мнение, так и ученый мир. Россыпь мнений столь велика, что в ней переплетаются идеи как собственно “третьеримские”, так и имеющие с ней точки соприкосновения, но тем не менее ей не тождественные.

На этом фоне широкая научная интерпретация концепции, ее терминологический, филологический и правовой подходы ярко характеризуют дух и букву Международного семинара исторических исследований “Da Roma alla Terza Roma” - “От Рима к Третьему Риму”, основанного в 1981 г. римским университетом “La Sapienza” при поддержке Национального совета исследований Италии, его Центра изучения римского права и юридических систем и продолжающего свою работу при активном участии Института российской истории РАН, муниципалитета Рима и правительства Москвы, а также многих других образовательных и научных учреждений и центров.

Во многом концепция преемственности европейской истории при включении в нее России, изучение трех крупных центров истории - Рима, Константинополя и Москвы в целостности исторического процесса, междисциплинарные и источниковедческие методы работы семинара выгодно выделяют сам семинар среди научных явлений уходящего века. Это позволяет говорить о достойном и добродетельном труде всех его участников, об искреннем даре научного труженичества, устремленного к Истине, Знанию и Красоте, осененного Христовой верой, которая воссияла миру 2000 лет тому назад через Родившегося в Вифлееме.

Честная и квалифицированная полемика, явленная за два десятилетия существования семинара, позволила в историко-литературном, эсхатологическом, церковно-политическом, правовом и дипломатическом контекстах отделить первоначальное содержание идеи “Третьего Рима” от более поздних и вольных трактовок и тем самым увидеть в научной деятельности семинара позитивный опыт, представляющий собой “духовный метод”, который, по преподобному Евагрию, “очищает эмоциональную часть души”.

Характеристика древнего и средневекового правосознания, сравнительно-историческое исследование центров европейской культуры и идеологии, проблема распространения права, соотношения права и религии, светского и религиозного начал, общечеловеческого и национального в традициях Рима, Константинополя и Москвы, вклад и роль исторических личностей в судьбы Востока и Запада неминуемо привели нас к глобальной теме нынешнего Московского семинара: “Проблема святых и святости в контексте истории и права”.

Я глубоко убежден, что настоящее научное собрание специфицирует вселенское задание христианства: найти в святости, которая не может измеряться достижениями, а только безграничной Божией милостью и великодушием человека, тот ключ, который объясняет многое в явлениях былой и современной, секуляризированной культуры, с помощью чего эту культуру возможно оцерковить, включить ее в тело Вселенской Церкви. В этом случае различные образы и модели святости, ее правовые и исторические аспекты смогут явить себя в двух константах, состоящих “из дара Божия и из верности человеческой, то есть решимости стоять за все самое благородное, самое высокое, решимости отозваться на слово Божие, трогающее наше сердце, не только чувством, но и жизнью, всем”.

И здесь нравственные идеалы концепции “Третьего Рима” нам только помощники. “Мы не будем приравнивать, как часто это делаем, русского к православному, поняв, что русская тема есть тема частная, а православная - всеобъемлющая, и это спасет нас от духовной гордыни, искажающей нередко русскую национально-религиозную мысль. С другой стороны, осознание нашего личного исторического пути поможет сосредоточить на нем, возможно, более организованных усилий, избавив, может быть, от бесплодной растраты сил на чужих, нам непосильных дорогах”.

При сопоставлении идеалов святости и идеалов концепции “Третьего Рима” углубляется историческая перспектива, а национальное сознание вовлекает в свою орбиту европейское географическое и временное пространство, осуществляется выход за пределы византиноцентристского образа мира. И тогда уже парадигма “Первый Рим - Новый Рим - Третий Рим” из абстрактной системы мысли становится явлением, действованием Божиим, до скончания века оживотворяющимся “кровью Церкви” - ее святыми. Особенно это касается православного сознания, которое выражает “русское” столь исторически широко. Через “константинопольское” и “римское”, без горделивых намеков на национальную или религиозную исключительность, оно не только генеалогически возводит род московских князей к римскому языческому императору Августу и оно не только осмысливает отношения (связи и противостояния) с Римом папы, но прежде всего демонстрирует верность первоначальному христианству и эпохе Вселенских Соборов, верность империи, которую Христос почтил Своим воплощением и Своими земными деяниями в ее пределах - вечному и неразрушимому “Ромейскому царству”, современным вместилищем которого Филофей Псковский делает Россию: “благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие… во едино собрася”.

Позвольте еще раз выразить участникам, гостям и организаторам настоящего симпозиума свои самые наилучшие благопожелания, благословенной Божией помощи в тернистом научном поиске на пути от Рима до Третьего Рима.