В Российской академии
государственной службы при Президенте РФ
состоялась встреча председателя Историко-правовой
комиссии Русской Православной Церкви
митрополита Воронежского и Липецкого
Мефодия с Президентом-ректором и
слушателями академии, представителями
региональных органов власти по связям с
религиозными организациями.
В своем выступлении владыка
Мефодий коснулся не только внутренних
проблем Русской Православной Церкви, но и о
проблемах, которые выходят за рамки её
внутренней жизни. Всё более очевидным
становится пробуксовывание процесса
строительства в России нового общества.
Происходит это по причине неопределенности
его духовных основ. Сегодня наблюдается
заинтересованность руководства страны в
построении нового образа жизни, в
построении гражданского общества, но также
как и вы, я наблюдаю, что одна брешь
сменяется другой, одно стремление меняется
другим. Эта цепь событий длится в течение
ряда последних лет, подтверждая истину о
том, что строительство всегда даётся
значительно тяжелее, чем разрушение “до
основания, а затем…”.
Всем известно о тех негативных и
даже катастрофических процессах, которые
происходят в современном российском
обществе. Это процессы по своему содержанию
и характеру не только социально-экономические,
но и духовно-нравственные и культурные. В
России провозглашен курс на построение
гражданского общества, однако невозможно
создать гражданское общество без
соблюдения самых элементарных принципов
человеческого мироустройства -
установления уважительного отношения к
властям предержащим и уважительного
отношения власти к своим гражданам. Но
можно ли их достичь, если у многих сограждан
нет элементарных представлений о
нравственности? Особенно актуален здесь
вопрос нравственного воспитания
подрастающего поколения.
Нищета, беспризорные дети, судьбы
инвалидов и стариков, наконец, далее
владыка подчеркнул, что демографическая
трагедия, которая является показателем
процесса вымирания русского народа, - всё
это проблемы, находящиеся в поле зрения
государства. Но не в меньшей степени эти
проблемы близки и Русской Православной
Церкви, которая не только может, но и
предлагает государству свою посильную
помощь в их решении, выполняя, таким образом,
божественные заповеди о любви к ближнему и
о деятельной помощи ему.
Проблемы Церкви не ограничены
заботой только о своём возрождении, о
восстановлении того духовного и
социального потенциала, который был
разрушен в годы атеистического лихолетья.
Всё более становится очевидной общность
задач российского государства и Русской
Православной Церкви. Как было
продемонстрировано выше, в последнее время
всё более актуальным становится вопрос о
необходимости более полного и
всестороннего раскрытия её духовной и
социальной миссии.
Например, в Воронежско-Липецкой строится
приют для бездомных, брошенных,
бродяжничающих детей. Это строительство
ведётся за счёт собственных средств и за
счет тех средств, которые приносят верующие
в качестве пожертвований. И нам не нужно
было каких-либо особых обращений, просьб в
наш адрес или привилегий. Церковь делает то,
что она должна делать. Сегодня проблема
беспризорности затронута на самом высоком
уровне. Между тем, государство стоит как бы
в стороне от социального служения Церкви.
Условия его осуществления даже не
оговорены существующим законодательством.
В законе “О свободе совести и о религиозных
объединениях” лишь говорится, что “государство
оказывает содействие и поддержку
благотворительной деятельности
религиозных организаций, а также
реализации ими общественно значимых
культурно-просветительских программ и
мероприятий”, но реальные правовые
механизмы реализации этой нормы
отсутствуют. Вероятно, пришло время заявить
о поддержке государством социального
служения Церкви.
Способствовать этому может
создание соответствующих правовых условий
для социальной деятельности, чего
невозможно обеспечить без тесного
взаимодействия, без совместной работы
Церкви и государственных органов.
В ходе обсуждения были затронуты
вопросы об идее закрепления в
законодательстве статуса традиционной
религии или, точнее, конфессии,
правомерности разговора на эту тему, о
действии 25-й главы Налогового кодекса,
которая лишила религиозные организации
льгот, предусмотренных Законом РФ “О
налоге на прибыль предприятий”.
Итогом встречи и выступления
владыки явилось понимание того, что процесс
построения церковно-государственных
отношений в России осложняется не только
поликонфессиональным характером нашего
государства, не только спецификой его
федерального устройства, но, прежде всего,
отсутствием собственного опыта построения
этих отношений в условиях гражданского
общества. Сегодня, к сожалению,
существенным фактором церковно-государственных
отношений являются не правовые, а личные
отношения епархиального начальства с
региональной властью. Если такие отношения
складываются успешно, значит и отношения
государства с церковью в данном регионе
характеризуются положительной динамикой,
если же такие отношения не складываются - то
церковно-государственные отношения
страдают недостатками. В некоторых
регионах такие отношения ограничиваются
всего лишь взаимными новогодними и
рождественскими поздравлениями.
Национальное развитие России
имеет существенные особенности, поэтому, по
моему мнению, учитывая зарубежный опыт,
следует остерегаться прямого копирования
каких-либо юридических конструкций.
Сегодня требуется глубокое научное,
лишенное политической ангажированности,
осмысление перечисленных проблем в
контексте истории России и истории Церкви.
Только сумев осмыслить, сделав
соответствующие выводы из собственной
истории, мы сможем понять направление
развития общества и государства в будущем.
|