БИОГРАФИЯ | ПРОПОВЕДИ | ТРУДЫ | ПОСЛАНИЯ | ИНТЕРВЬЮ |
ЗНАМЕНИЕ
ЕДИНСТВА |
"МНОЮ ЦАРИ ЦАРСТВУЮТ"! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Уже давно многие верующие - как миряне, так и клирики нашей епархии - обращаются ко мне с различными вопросами, связанными с проблемой прославления Царственных Мучеников - Николая II и Его Семьи. Не менее часто их вопросы касаются взаимоотношения Православия и монархии, церковного вероучения и самодержавной формы правления. После крушения в России государственного богоборчества такие проблемы не раз становились предметом обсуждения на заседаниях Синода, Архиерейских Соборов и различных церковных комиссий. Тем не менее все последние годы в среде православной общественности и на страницах церковной печати не прекращаются активные дискуссии на эту тему. Вот почему в преддверии юбилейного Архиерейского Собора 2000-го года я тоже счел возможным высказать свой взгляд на проблему. Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Послание к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи). Для того, чтобы иметь возможность
рассмотреть проблему объективно и
непредвзято, необходимо в первую
очередь разделить два
самостоятельных вопроса: о
канонизации Николая II и об отношении
Православной Церкви к самодержавной
монархии. Будучи связаны между собой
исторически, в практической области
они не имеют друг к другу никакого
отношения, и попытка увязать их "в
один пакет" может только усложнить
и запутать ситуацию. Каждый из них
требует отдельного обстоятельного
рассмотрения - только тогда мы сумеем
разобраться в существе вопроса, не
увлекаясь конъюнктурными порывами и
сиюминутными политическими страстями. Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о духовном значении Православной Монархии, я хочу заранее попросить моих будущих критиков: пожалуйста, не пытайтесь налепить на меня какие бы то ни было политические ярлыки! Вопрос о Самодержавии есть вопрос мистический и нравственно-религиозный. К современной политике он не имеет никакого отношения. Да, монархия является хотя и не идеальным, но лучшим из возможных способов общественного устройства. И об этом неоднократно говорили не только религиозные мыслители, но и вполне светские ученые, будь то Платон, Макиавелли или Гегель. Однако нынешнее состояние духовного варварства, в котором, увы, пребывает наш народ, не позволяет говорить о монархическом возрождении сколь-либо серьезно. Царя у Бога надо вымолить, выплакать, выстрадать. Никакие иные средства здесь не помогут... Первым источником, к которому следует обратиться православному человеку в поисках ответа на вопрос о религиозном значении монархической формы правления, является, конечно, Библия. На всем протяжении Священной Истории, во всем Писании нет даже упоминания о какой-либо иной форме государственности, кроме Самодержавия. Исключением является лишь эпоха Судей, когда Господь Самодержец непосредственно Сам правил Своим народом. Но для жестоковыйных израильтян такое правление показалось слишком тяжелым, и по их просьбе Господь даровал и им, как и прочим народам и племенам, царя Саула (1 Царств, гл.8-10). Зато все пространство как Ветхого, так и Нового Заветов изобилует указаниями на особую, богоустановленную природу Царской власти. "Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду", объявляет Господь народам и племенам (Притч. 8,15). "Сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е", свидетельствует Премудрый в назидание потомству (Притч. 21,1). "Не прикасайтеся помазанным Моим",
предупреждает нас Вседержитель
словами Божественного Псалмопевца,
как бы провидевшего своим пророческим
оком все беды и скорби, которые
обрушатся на безумных нарушителей
этой Божией заповеди. (Пс. 104,15). "Бога
бойтесь, царя чтите" (1 Петр. 2,17) -
вторит ему первоверховный апостол
Петр, получивший от Самого Христа
особое повеление блюсти христианское
благочестие (Иоан. 21, 15-18). При этом
особенно знаменательно, что сие
апостольское повеление относится к
римскому Кесарю - правителю
языческому, непросвещенному еще
благодатию Божией... Синтагма Матфея Властаря, авторитетнейший номоканонический сборник XIV века, так подытоживает православный взгляд на монарха: "Царь есть законное начальство, общее благо для всех подданных... Цель царя – благодетельствовать... Царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностию по Боге" (Алфавитная синтагма. Москва, 1996г., с.98). Обобщая все сказанное, можно смело утверждать, что с православной точки зрения и Священное Писание, и Священное Предание содержат ясное и несомненное учение об особой роли Самодержца, особой таинственной связи, соединяющей царя земного с Царем Небесным - Вседержителем и Творцом всего сущего. СОЗНАТЬ ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВОЕ... Это таинство царской власти глубоко прочувствовал русский народ, не раз убеждавшийся за долгие века своей бурной истории в спасительной роли Самодержавия на Руси. "Преданность Православного русского народа к царям своим есть совсем не то, что преданность западных народов к их государям - писал знаменитый оптинский старец Варсонофий. - На Западе в своих государях народы любят лишь самих себя... Совсем не то у нас в России: наш царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу ли и благоденствие дарит нам царь, мы принимаем это от него как Милость Божию. Постигает ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония и никогда не изменим в любви и преданности царю, пока они будут проистекать из наших православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу" (Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. Москва, 1991, с. 44). Преподобному Варсонофию громогласно вторил его великий современник - "всероссийской молитвенник", святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. "Кто посаждает на престолы царей
земных? - восклицал он в своих
пламенных проповедях. - Тот, Кто Один
от вечности сидит на престоле
огнезрачном и Один царствует над всем
созданием – небом и землею... Посему
Царь, как получивший от царскую
державу от Самого Бога, есть и должен
быть самодержавен... Кронштадтский пастырь наиболее ясно
показал значение Таинства царского
венчания как мистического акта, в
котором благодать Божия соединяет
царя и его народ в одно целое. С канонической точки зрения вопрос о
прославлении какого бы то ни было
угодника Божия не представляет
теоретической сложности. Церковь учит,
что Господь Сам прославляет Святых
Своих на небесах, а здесь, на земле, мы,
грешные, лишь благоговейно внимаем
небесному прославлению и молитвенно
взываем к помощи и заступлению тех,
кого Богу угодно было почтить особыми
дарами Своей всеспасительной
благодати. "КАЖДЫЙ ДЕНЬ Я БЛАГОСЛОВЛЯЮ ГОСПОДА"... Благочестием отмечена не только
страдальческая кончина Царственных
Мучеников, не только предшествовавший
ей период заточения, но и вся их жизнь.
Для того, чтобы убедиться в этом,
непредвзятому наблюдателю достаточно
прочитать дневник Государя, который
он вел на протяжении долгих лет.
Дневник этот, ни в коем случае не
рассчитанный на посторонних
читателей, попал в руки большевиков
только после Екатеринбургского
убийства и впоследствии был
опубликован ими как свидетельство "реакционности
и мракобесия" последнего русского
Царя. А вот запись от 30 июля 1904 года,
посвященная радостному событию: Помимо благочестия, связанного с
вопросами личной жизни, Николай II с
великим благоговением нес и свое
державное служение за Россию,
вверенную его попечению недоведомым
Промыслом Божиим. Подобные примеры из жизни Николая II
можно множить и множить. Однако такое
благочестие было свойственно не
только ему. Так, царственная супруга
Государя, Александра Федоровна, уже
после ареста, незадолго перед смертью,
пишет подруге из заточения: Уместно спросить: как после всего этого у хулителей Царственных Мучеников поворачивается язык говорить об их "слабой церковности", "смутном мистицизме" и "неподобающем житии"? Следует сказать, что помимо
канонических обоснований,
прославление Царственных Мучеников
крайне необходимо и с нравственно-религиозной
точки зрения. Не нужно быть тонким
богословом, чтобы понять, сколь велик
грех народа, попустившего убиение
Помазанника Божиего и как тяжело
загладить его пред лицем небесного
правосудия. Это тем более очевидно,
что русская история уже являла нам в XVI
столетии пример того, как
цареубийство (сперва - наследника
трона царевича Димитрия а затем -
законного Государя, сына Бориса
Годунова Феодора) едва не повлекло
государственный распад страны и
окончательную гибель России. О, эти толки роковые, И отповедью да не грянет Через несколько десятилетий после того, как Тютчев опубликовал это поэтическое пророчество, Россия, зачарованная "преступным и шальным лепетом" лукавых "выродков земли родной", променяла спасительное Христово учение на их "толки роковые". В день отречения от престола Николай II почти дословно воспроизвел в своем дневнике тютчевскую строку об измене! Но Русь, ослепленная и обольщенная вражьей прелестью, не встала спасать своего Царя... Еще более определенно, чем поэтические рифмы, звучат слова знаменитых угодников Божиих предреволюционной поры. "Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? - сокрушался отец Иоанн Кронштадтский. - Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и чистоты нравов... И чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России, царь самодержавный, без него Россия – не Россия". (И.К.Сурский. Отец Иоанн Кронштадтский. Свято-Ильинское издание, 1979г., т. I, с. 192). "Царь у нас праведной и благочестивой жизни. - свидетельствовал святой старец народу русскому. - Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (Откр. 3, 19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами" (Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых. Москва, 1998, с. 176). Разве эти слова кронштадтского праведника, сбывшиеся над Россией с ужасающей точностью и полнотой, не зовут нас к самому деятельному и глубокому покаянию? А нынешняя разруха и смута разве не вопиют о том, что гнев Божий доныне тяготеет над нами? Вслушаемся в слова другого святого
подвижника тех лет, святителя Феофана
Затворника: Очевидно, что здесь речь идет не о личных грехах, которых у каждого из нас предостаточно. Люди грешны во все времена, но не всегда Господь карает так строго целые страны и народы. Нет, здесь совершен грех всенародный, который требует такого же - всенародного - покаяния. Начало такому соборному покаянию русских людей положено семь лет назад синодальным посланием, посвященным 75-летию убиения Николая II и Его Семьи, в котором наш Патриарх Алексий II призвал православных "С сугубой молитвой и с особой болью в сердце" раскаяться в содеянном. Зримым символом Божиего прощения и очищения нашей народной совести должно стать всецерковное прославление Святых Царственных Мучеников! Благотворные последствия такого прославления для нашей церковной жизни вполне очевидны. Во-первых, это - укрепление единства епископата и мирян, подорванного десятилетиями государственного богоборчества и либеральной "демократии". Чего греха таить: в современной действительности, увы, нередки случаи, когда народ церковный, народ Божий живет своими проблемами, а правящий архиерей - своими! В вопросе о прославлении Царственных Мучеников это особенно заметно. Надо немедленно исправлять положение! Официальное прославление Николая II и Его Семьи как раз и может стать зримым символом восстановления нашего благодатного единодушия. Во-вторых - канонизация, столь давно ожидаемая подавляющим большинством верующих, явится ясным знаком того, что соборная душа Церкви жива, что важнейшие вопросы церковной жизни решаются не келейно, но всецерковным волеизъявлением народа Божия, являющегося соборным хранителем истин веры и благочестия. Наконец, такое прославление может стать шагом вперед на пути нашего воссоединения с Зарубежной Церковью. "Нам, чадам одной Матери-Церкви, надо остро прочувствовать единство наше в Теле Христовом, члены Которого, будучи непохожи друг на друга, вместе суть одно (1 Кор. гл. 12). - говорится в послании Патриарха Алексия II. - Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства. Пусть нынешняя скорбь соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся". Что касается общественно-политического
значения канонизации Николая II и Его
Семьи, то оно тоже обещает быть
безусловно положительным. С этой
точки зрения такой церковный акт
ознаменует собой окончательное
расставание с эпохой большевистского
богоборчества. Возвращение нашего
Отечества на тот исторический путь
развития, который был прерван
кровавым безумием "воинствующего
материализма". Начало формирования
новой, объединяющей национальной идеи
XXI века - идеи Великой России с чистой и
светлой душой Святой Руси! |
Опубликовано в газете "Воронеж/Липецк Православный" № 2-3 за 2000 год |