БИОГРАФИЯ | ПРОПОВЕДИ | ТРУДЫ | ПОСЛАНИЯ | ИНТЕРВЬЮ |
ПРИБЕЖИЩЕ ДЛЯ ВСЕХ, ИЩУЩИХ СПАСЕНИЯ |
18 ноября в Свято-Тихоновском Преображенском женском монастыре, что под Задонском (Липецкая область), Высокопреосвященнейший Мефодий, Митрополит Воронежский и Липецкий, освятил главный придел нижнего храма Свято-Троицкого собора в честь Успения Божией Матери. Знаковым и важным назвал это событие Владыка Митрополит. «Мы имеем теперь возможность прийти и помолиться в новом храме. Храм Божий - это то место, куда мы приходим для общения через Святые Таинства с Господом, чтобы приблизиться к этому Свету, очищающему нас от всякой скверны. Это то место, где мы можем почувствовать воздействие благодати Божией - спасительное и укрепляющее. Спешите идти в храм, спешите идти к Богу, пока у нас есть время для этого - время, которое предоставляет Господь всем жаждущим исцеления и спасения». * * * В 8 утра правящего архиерея встречало духовенство - в нижнем храме Троицкого собора все было приготовлено к освящению главного престола архиерейским чином. Главное священнотаиническое действо происходило в алтаре: утверждение святой трапезы (подобно древним храмам облачение престола выполнено в камне), помазание престола и антиминса святым миром, украшение престола и жертвенника. Освящение храма именуется «обновлением», потому что после долгих лет разрушения он становится святым, местом явления славы Божией. Над ним совершаются тайнодействия подобно тем, как преподаются человеку облекающемуся во Христа через Крещение и Миропомазание. Через священнодействия и молитвы храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает дух жизни в Вечности. Духовенство, облачившись в священные одежды, поверх которых надевается белый хитон, приступило к священнотаиническому действу. По древнему обычаю престол устраивается посреди алтаря на четырех утвержденных столпах, которые, по толкованию Симеона Солунского, знаменуют пророков, апостолов, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2, 20). При торжественном пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» на престол возлагается антиминс, Крест и Евангелие. Архиерей кадит храм, священник окропляет стены храма святой водой, а другой помазывает святым миром стены храма. В знак просвещения духовного архиерей возжигает из кадильницы в первый раз в новом храме светильник и ставит его на престол. В основание престола полагаются нетленные частицы святых мощей, ибо на костях мучеников и святых утвердилась Вселенская Церковь. Обращаясь к верующим, Владыка Мефодий сказал: - Храм освящен в честь Успения Божией Матери. Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы Матерь Божия была заступницей в жизни нашей. Пусть этот храм будет прибежищем для всех, кто приходит исцелить свою душу, кто приходит соединиться с Господом, кто приходит, чтобы быть действительно христианином - и в этом Доме Божием вознести Господу свою молитву с покаянием, смирением, во очищение и спасение своей души. Первая литургия в обновленном Успенском храме совершилась спустя восемь десятилетий. В декабре 1920 года монастырь был закрыт по решению Задонского уездного исполкома, разграблен и почти полностью разрушен. В 2000 году начались реставрационные работы в Успенском храме. И сегодня он - небольшой, выбеленный, c любовью украшенный - походил на невесту. Сестры обители подъяли немалый труд, чтобы привести это помещение в надлежащий вид. Насельницы никого сюда не привлекали, делали как могли - а храм получился очень красивый, без крупных пожертвований, без участия фирм. Решили для Матери Божией сделать и все сами, потихоньку… Владыка отметил, что храм такой тихий, строгий, монашеский, украшен со вкусом, очень строго и просто. В нижнем, теперь уже освященном храме, так похожем на восточные греческие крипты, видимо, неслучайно находится мощевик со святынями из Святой Земли - в основном, это камешки из разных мест, связанных с земной жизнью Спасителя. Над мощевиком - икона святителя Митрофана и великомученика Георгия Победоносца. В западной части храма у северной стены находится кровоточивое Распятие и тамже специально устроенная усыпальница, в которой покоятся останки пяти братьев Тихоновского монастыря (тогда он еще был мужским) - это первопоселенцы обители - иеросхимонах Тихон, иеромонах Мелхисидек, схимонах Спиридон - имена остальных пока неизвестны. Захоронениям этим более 100 лет. При земляных работах как бы случайно (но у Господа ничего случайного не бывает) около пяти лет назад они были обнаружены и затем покоились в часовне на кладбище, а в начале лета с подобающей честью были перенесены сюда, в нижний храм, в специально устроенную усыпальницу. Предполагается, что со временем здесь будут две обновившиеся в монастыре иконы - «Взыскание погибших» и «Достойно есть». Пока же на стене в Успенском храме помещена святыня, возвратившаяся в обитель в 1999 году, - Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне, вывезенная из монастыря вместе с другими святынями в 1920 году; икона после установки ее в храме замироточила. Нельзя не отметить убранство храма. Солея выложена полированным гранитом. Царские врата - копия врат, единственных в своем роде - бывших в одной из церквей Новгорода Великого, построенные по заказу царя Иоанна Грозного. Они неживописные, выполнены резьбой по дереву монастырскими художницами-резчицами. Недавно в Задонской обители были гости из Эрмитажа, удивлялись: «Это разве дерево? А смотрится, как кость….». Владыка отметил: - Мы, отцы, когда освящали престол, приятно порадовались тому, что святая обитель возрождается. Люди пришли из разных мест, из разных семей, с разным воспитанием, с разным отношением к Церкви, с разным пониманием монашества. А в результате все-таки образовалась святая обитель, которая не только очерчена на земельном участке, но святая обитель - это живой организм, который производит духовные продукты: сестры подготовили храм к освящению, подготовили людей, которые приходят сюда и видят ваш труд, вашу молитву - и это воздействует на окружающий мир. Вот в этом-то и смысл и задача святой обители. - Больше всего нам помогает, конечно, благодать Божия. Она очевидно почивает на этом месте. Это чувствуется - хотя бы по тому что, в общем-то женский монастырь, зарабатывающий себе на жизнь сельским хозяйством, так быстро восстанавливается. Казалось бы, не из чего. Но явная милость - по молитвам святителя Тихона - главного нашего небесного покровителя, - говорят насельницы обители. «…Глядя на возвращенную из небытия красоту, невольно задаешься вопросом: зачем было разрушать святыни, нашу историю, наше прошлое? В Библии есть слова: «Время разрушать и время строить… Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5). Хотелось бы верить, что прошло и никогда не вернется то время, когда мы разрушали, когда мы бездумно разбрасывали камни. Камни своей истории, камни своей веры, камни своих святынь…» - это слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II. Ровно три года назад, 16 ноября 1998 года, Его Святейшество посетил Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Тогда в верхнем монастырском храме в честь Живоначальной Троицы он обратился к насельницам с архипастырским словом: «Мы рады посетить вторую обитель Задонска, связанную с жизненным подвигом Святителя Тихона, Задонского чудотворца. Невольно поражаешься трудам по восстановлению этой обители, которые осуществлены здесь за короткий срок. Она восстановлена буквально на пустом месте. Мне хотелось бы поблагодарить Владыку Митрополита, вдохновением и трудами которого воссоздаются порушенные святыни Воронежско-Липецкой епархии, поблагодарить матушку-настоятельницу, всех сестер, которые трудятся здесь, поблагодарить светское руководство Липецкой области, которое помогает возрождению порушенных в прошлом, но восстанавливаемых ныне обителей нашей земли». И теперь Его Святейшество, конечно, разделяет радость монастыря - еще один храм Божий соберет под сводами своими всех жаждущих духовного утешения, стремящихся к Богу, Истине, ко спасению. |
А. Садикяр |