При въезде с Чернавского моста на
улицу Степана Разина слева
вырисовывается позолоченный купол
небольшой церкви, стоящей на обрыве
невысокого холма. Во второй половине
века она служила семейным храмом
богатого рода фабрикантов
Гардениных.В апреле 1735 года П.Н. Гарденин
направил прошение воронежскому
епископу Иоакиму (Струкову): “Желаю я,
нижепоименованный, по намеренному
своему обещанию, в граде Воронеже в
Беломестной слободе, построить вновь
святую каменного здания церковь во
имя Пресвятой Богородицы Тихвинской
с приделом, во имя преподобных Отец
наших Онуфрия Великого и Петра
Афонского из своего собственного
единого кошта для того, что я от
других градских церквей имею
жительство в дальнем расстоянии, от
которого в доме моем во всяких
случившихся потребах бывает немалая
нужда, за которую без церкви мне, нижепоименованному,
никакой мерности пробавиться
невозможно”. Вскоре церковь была заложена
неподалеку от жилого дома
фабриканта .
Строительство велось неспешно,
только 8 марта 1741 года освятили
верхний деревянный придел во имя
святых Онуфрия и Петра. Пять лет
спустя была завершена и освящена вся
церковь, со временем получившая
название Тихвино-Онуфриевской.
С раннего утра верующие пришли,
чтобы встретить своего Архипастыря.
Хотя о его приезде заранее не
объявлялось, однако людская молва
неслась по округе: "Владыка
приедет! К нам!"
В
торжестве и молитве прошла
Божественная литургия. Обращаясь к
пастве, Владыка сказал, что все
чудеса, которые происходили в
истории нашей Святой Церкви, связаны
с проявлением милости Божией к нам,
грешным и недостойным, живущим на
земле. Когда человек, общество или
вся Церковь обращается с молитвой к
Богу, припадает к заступничеству
Богоматери, Она являет свое
покровительство, свое милосердие,
являет не только в исцелениях от
болезней, напастей, скорбей, но и
явлением чудотворных икон и других
знамений. Однако мы, грешные, к
сожалению очень часто забываем свои
христианские обязанности, забываем
прославить Богоматерь всегда и везде
на всяком месте и на всякий час.
Сегодня мы говорим, продолжил
Владыка, о явлении иконы Богоматери,
как об истории. Мы говорим об этом как
о времени давно прошедшем, как будто
бы это явление было для тех, кто жил в
то время и не относится к нам. Почему-то
очень часто для нас мало явлений
чудотворных икон, чудес, сегодня мы
хотим чего-то другого.
Святой преподобный Пимен Великий
сказал: благодарю Бога за то, что Он
послал мне болезни, потому что
господь не забыл меня грешного и
требует и зовет меня к покаянию, не
оставляя меня на попечение
дьявольское. Мы же к сожалению не
рассуждаем так. Мы рассуждаем
агрессивно, со стремлением свалить
вину за все то, что происходит с
каждым из нас на кого-то другого. На
обстоятельства, на жизнь, на век. Как
будто бы другое время на Руси было
лучше, но никогда и ни в чем мы не
признаем себя участниками этого
греховного процесса осквернения
души и тела.
Если мы не почувствуем этого, если
мы не примем во внимание уроки
истории, если мы просто, прославляя
сегодня Богоматерь, и слушая как Она
в покаянии избавляла народ от
страстей и болезней, примем это
просто как сухую страницу истории, а
не часть нашей жизни, тогда мы еще
долго будем находиться в этом
оцепенении, в этом окаменелом
состоянии нашей греховности и нашего
нераскаяния, еще долго мы будем
бродить подобно блудному сыну вдали
от отчего дома и потреблять в пищу то,
что было предназначено животным,
если не встряхнемся и не воскликнем
сердцем и душой: преблагословенная
Матерь Божия, помилуй нас и исцели
нашу душу! Аминь.
|