Тихие, прозрачные и отчетливые
голоса женского монашеского хора
встретили Правящего Архиерея. Монашеское
пение всегда уводит от земного и
настраивает на молитву. В самых глубинных
уголках души звучит эта молитва, как
призыв к покаянию, призыв к очищению.
Здесь, в монастыре, как нигде, кажется сам
воздух, наполненный благоуханием ладана,
пропитан молитвенным настроением. Еще с
1646 года, года основания обители,
возносится на этом святом месте хвала и
благодарение Богу. Здесь целый год, с 1768
года жил и молился Святитель Тихон
Задонский. Древний источник, который
находится в нескольких сотнях метров от
монастырского храма, в память о Святителе
носит его имя.
Суровым был этот край, когда
отшельник Константин в царствование
государя Алексея Михайловича решил
остановиться на правом берегу реки
Усманки для пустынножительства.
Непроходимый лес, сырость мошкара,
которая тучами облепляла первых
поселенцев... Но, монашеский подвиг
никогда не был легок: в пустыне или
непроходимом лесу, в жаре или на морозе,
люди искали Бога; искали, чтобы обрести,
трудились, чтобы не потерять. Вот и
сегодня как тогда, многие приходят в
обитель, чтобы каждую минуту своей жизни
посвятить Господу, чтобы служить Ему
молитвой и трудом в надежде спасения.
Сегодня, в этот летний праздничный день
трудно представить, что в 1929 году
монастырь был разорен и закрыт. Как вода в
песок ушли годы лихолетия. Склонились в
молитве головы монашествующих, прихожан
и паломников: “Предтеча и Крестителю
Господень, Иоанне, моли Бога о нас.”
Однако годы гонений сделали
свое дело: многие прошли мимо храма,
обуреваемые своими проблемами, не
заботясь о душе, думая прожить лишь
хлебом единым, не заботясь о спасении. Об
этом и назидательное слово Владыки
Митрополита. Как никогда, сказал он,
сегодня мы с вами находимся в таком
состоянии духа и разума, в таком
преломленном и искаженном, а может быть
даже извращенном, когда слова о покаянии
звучат для нас, будто бы нас не касаясь.
Будто бы призыв этот относится к кому-то
другому, там, на Иордане, когда Предтеча
Спасов обратился к тем гражданам, которые
жили много веков назад. Мы не чувствуем
своей ответственности перед Господом, не
чувствуем своей личной греховности в
этом общем нашем бедственном состоянии
души и тела нашего, и Церкви, и
государства, и общества в целом. Мы думаем,
что покаяние, это только те слова, которые
звучат в храме Божием, со страниц
Священного Писания. Поэтому и в
сегодняшней жизни мы так с вами не
преуспеваем в делании
нашего спасения, не преуспеваем и в
нашем делании жизни. Потому нас и
постигают разочарования, неудачи, многие
болезни и печали, многие треволнения и
беды.
Владыка призвал помнить, что в
этот праздничный день, когда мы
вспоминаем Предтечу Христова Иоанна,
первого мученика, призывавшего всех к
покаянию, мы должны особенно задуматься
каждый о своем духовном состоянии. Потому
что Господь видит наши
помыслы, Господь видит наши грешные
души и наши греховные мысли, и Он воздает
каждому из нас не по словам нашим, но по
делом и мыслям, по нашему стремлению
душевному, по состоянию
души и разума. Поэтому, когда мы видим
сегодня сложности вокруг нас, мы прежде
всего должны не забывать, что есть рецепт
избавления от этих проблем, которые
окутали, словно утренний туман каждого из
нас, есть выход из этого состояния. Нам не
надо показывать на другого, что он
виноват, нам надо задуматься прежде всего
о том, каков я внутри себя, что я думаю и
какие чувства одолевают меня ныне, если я
поступаю также, как и все, а от других
требую исполнения закона. Никто ничего
исполнять не будет до тех пор, пока каждый
из нас не начнет чувствовать свою личную
ответственность и перед Богом, и перед
людьми. Тогда мы ощутим ту огромную беду,
в которую мы ввергли сами себя, ввергли
наше отечество, даже природу нашу,
которая окружает нас и служит нам по
замыслу Творца, к радости, и ту мы ввергли
в пропасть и исказили. Не говоря уже о
душевной природе, не говоря уже о наших
мыслях и чувствах. Поэтому в день, когда
мы чтим великого праведника и пророка, мы
должны задуматься о своем душевном
состоянии, о своем образе мысли, о своем
спасении.
Владыка
напомнил слова, которые были сказаны
Крестителем Господним еще две тысячи лет
назад: слова о покаянии, потому что только
покаяние может ввести нас в Царствие
Небесное, только покаяние может
приблизить нас к Господу, а стало быть
приблизить друг к другу. Только покаяние
и любовь - те основополагающие истины, на
которых зиждется наше спасение.
Под звон
колоколов прощался архиерей со своей
паствой, молитвенным предстоянием всегда
оставаясь с верующими, молящимися в этой
святой обители.
|