Летом,
в выходные дни, большая часть
верующих бывает вне города.
Городские храмы, как правило, пустеют,
зато наполняются сельские храмы,
поэтому многие архиереи в летний
период стараются чаще посещать
сельские храмы своей епархии, больше
там служить, чтобы общаться с
верующим народом. Одной из таких
поездок посвящен наш репортаж.
Воскресенье, 4 июня. Раннее
утро. Правящий архиерей Воронежско-Липецкой
епархии митрополит Мефодий
отправился с пастырским визитом в
Репьевку, один из райцентров
Воронежской области, являющийся
центром Репьевского благочинного
округа, в который входят помимо
Репьевского, Хохольский район.
Владыка готовился служить литургию,
поэтому кроме секретаря епархии
митрофорного протоиерея Евгения
Лившука, его сопровождал настоятель
Покровского кафедрального собора
протоиерей Вавилий Зализняк и
архиерейский хор, выехавший чуть
раньше владыки.
На границе района, которая
является и границей Репьевского
благочиния, Его
Высокопреосвященство встречали
глава местной администрации Павел
Иванович Терещенко и благочинный
протоиерей Леонид Гришанов.
По дороге владыка решил заехать в
один из храмов в селе Усть-Муравлянка.
Михайло-Архангельский храм после
случившегося пожара был недавно
восстановлен с помощью епархии.
В небольшом сельском храме
настоятель протоиерей Павел Голик
служил воскресную литургию. На
клиросе чинно пели 10 верующих
старушек. Чуть больше бабушек и один
старичок молились в храме. Обычное
состояние для простого деревенского
храма, когда почти все
присутствующие поют.
Посещение архиерея был
неожиданным, никого заранее не
предупреждали. Прихожане были очень
рады приезду архиерея и его
благословению. Остался давлен своей
встречей с верующими деревни Усть-Муравлянка
и владыка Мефодий.
Затем митрополит направился
в Петропавловский Собор Репьевки.
Здесь архиерей служил литургию.
Позже глава администрации сетовал,
что заранее не было широко объявлено
о визите правящего архиерея в
Репьевку. Поэтому, на взгляд главы
администрации, было не так много
народу, как ему хотелось бы. Верующие
Репьевки пришли все, а вот из
окружающих сел народу было немного,
но дух особенной, соборной молитвы,
тем не менее, в церкви был.
Не часто сельским жителям случается
помолиться со своим архиереем. Тем
более ценят там такие службы. Хорошо
молиться в Божьем храме, когда служит
священник и поет привычный хор, но
особенный молитвенный настрой,
особенное чувство единения бывает
тогда, когда в храме молится Церковь
в полноте своей, с архиереем во главе.
Такая молитва всегда особенно
утешительна для верующего народа.
Так было и в этот раз. Служба текла в
радостном соучастии всех
присутствовавших в храме, местный
хор слаженно дополнял архиерейский,
состоящий в основном из учащихся
Воронежской семинарии.
По завершении литургии
владыка Мефодий обратился к верующим
с проповедью, посвященной
воскресному Евангельскому чтению.
Настоятель храма, прихожане тепло
благодарили своего архиерея за
совместную молитву, проводить
дорогого гостя вышел весь храм.
После службы произошла
заинтересованная беседа митрополита
Мефодия, благочинного протоиерея
Леонида Гришанова и главы
администрации П.И. Терещенко, в
которой были затронуты не только
практические, церковные проблемы,
стоящие перед благочинным в Репьевке,
но и общее состояние дел. Владыку
интересовали и проблемы школьного
образования, и газификация района, и
те меры, которые пришлось принять
администрации из-за участившихся
случаев возгорания в лесах. Разговор
шел о всей полноте жизни не только
внутрицерковной, но и о том что
происходит в районе, в области, в
стране. И вели его люди озабоченные
жизнью народа, осознающие свою
ответственность за судьбу Родины.
Чувствовалось, что Русская
Православная Церковь в этих местах
имеет немалый авторитет, который, по
словам ПИ, зиждется на высокой
нравственной и глубоко
патриотической позиции как весьма
уважаемого в области митрополита
Мефодия, так и всего духовенства
епархии.
В Воронеж владыка вернулся
уже ближе к вечеру. Тем не менее
митрополит нисколько не сожалел о
потерянном на дорогу времени. По его
словам, такие поездки нужны не только
верующим отдаленных приходов, но и
ему самому. И не столько для контроля,
сколько для того, чтобы в совместном
богослужении почувствовать
живительную силу соборной молитвы со
своим народом. Занятый множеством
текущих дел архиерей порой
становится совершенно оторванным от
верующих, от народа Божьего своей же
собственной епархии. Такое положение
весьма пагубно может сказаться на
всем строе епархиальной жизни, и
чтобы избежать его, архиерею как
можно чаще надо встречаться со своей
паствой не только в епархиальной
приемной, но и на приходах, там, где и
протекает жизнь православного
христианина.
Христос
Воскресе!
Сегодня мы приветствуем
друг друга этими словами, напоминая,
что Христос воскрес ради нас с вами и
ради нашего спасения. Мы воспеваем
"Христос воскресе!" и радуемся, и
душа наполняется радостью. Но
проходит день, два, проходит какое-то
время, и мы вновь погружаемся в
пучину греховных сокрушений, недугов,
повседневной суеты, скорби и многих
других обстоятельств, которые
сокрушают эту радость, которые
отделяют нас от Господа, и наполняют
наши сердца унынием и скорбью. Мы
забываем о воскресшем Господе,
забываем о том, что мы верующие во
Христа, что мы христиане. Забываем,
что только милосердный Господь,
воскресший из гроба, способен
излечить тот душевный недуг и ту
душевную скорбь, которую мы носим в
сердце своем. Мы, к сожалению, нечасто
обращаемся к Нему. Мы пытаемся сами,
своим умом, управлять своей жизнью. И
в результате вместо удовлетворения и
радости сплошь и рядом получаем
обратное: скорбь и уныние.
А ведь нам есть чему
радоваться. Взглянем на окружающий
нас Божий мир. Ведь каждый дарованный
нам день есть чудо сам по себе. Это
чудо Божьего благоволения к нам.
Почему же каждое утро, каждый свой
день, за каждое свое делание, свой
первый шаг в этом делании мы не
благодарим Бога? Мы встали сегодня и
думаем, что это нормально и должно
быть так, а иначе и быть не может. А
если кто-то не поднялся и уже ушел от
нас в мир иной, мы не думаем об этом. И
если у кого-то что-то не ладится,
пусть сам справляется, думаем мы. Мы
думаем, что у меня должно быть все так,
как я считаюІ. Все так, как должно
быть. И мы не благодарим Бога и не
считаем это чудом, за то, что воссияло
солнце над нами, и мы сегодня пришли в
Храм Божий помолиться. Мы это считаем
нормальным явлением.
А давайте подумаем. Вот сегодня
читалось Евангелие о слепом человеке,
и апостолы подобно нам задают
Господу вопрос: Господи, а почему он
слепой? Кто согрешил - он, или его
близкие?
И Господь отвечает: ни он не согрешил,
ни близкие его, и нет повода, чтобы
считать его слепоту результатом
греха. Но тогда почему он слепой? Этот
момент является очень трудным для
понимания. Почему же он слепой? Это
для того нужно, чтобы в этом зримо
явилась слава Божия.
Господь наделяет нас
талантом, силой разума, здоровьем. Но
в этом мы не хотим видеть славы
Божьей. К примеру, разве мы считаем,
что сегодня мы пришли в храм, и в этом
явилась слава и величие Божие. Нет, мы
так не считаем. Но тогда нас надо
сотрясти таким образом, чтобы мы
почувствовали, что мы ходим под
именем Божием. Значит нас надо как-то
встрепенуть от этой духовной спячки.
Чтобы мы почувствовали, что не мы -
"мы новый мир построим", а
промысел Божий, и он есть над всеми
нами.
Другой пример.
Когда я, как и многие другие,
услышал, что тяжело больна жена
Горбачева, Раиса Максимовна, меня
поразил громадный общественный
резонанс этого события. Вокруг
только и разговоров было о ее болезни,
шум и в средствах массовой
информации большой поднялся. А если
бы сообщили, что доярка Мария
Ивановна заболела этой болезнью,
никто бы не удивился. Никто бы не
обратил внимания на смерть доярки. Но
Господь выбрал заболевшую из среды
тех, кто стоял у власти. У них есть
врачи, у них есть деньги, у них есть
возможность поехать куда угодно. У
них есть все условия пожить хорошо,
есть комфорт и благоустроенность. И
ничто из этого не помогло. Господь
решил по иному. Он изъял ее из этой
жизни, и многие задумались. Ни слава,
ни величие, ни богатство, ни
доступность опытнейших врачей и
лучших клиник мира не помогло. Все
это - ничто. Земное, тленное, быстро
проходящее и, по словам Евангелия,
любое богатство не спасает, и не
поможет продлить жизнь хотя бы на час.
Вот он, живой пример наших дней.
Сильные мира сего, какими они себя
считают, так же ходят под Богом, они
также, как и все люди, живут его
милосердием и благом. И об этом мы с
вами никогда не должны забывать.
Напоминает нам об этом и сегодняшнее
чтение из Евангелия, повествующее о
тяжелобольном молодом человеке,
страдающего от слепоты. Когда
Господь сотворил чудо, исцелив
несчастного, то толпа загудела. Как
же так? Он не видел и вдруг стал
зрячим. А сделал это Господь для того,
чтобы расшевелить застывшие
окаменелые сердца, привычные к
обыденной жизни, думающие, что так
будет продолжаться вечно. А ведь
каждый знает, что это не так. Придет
время и для нас не воссияет солнце
утром. Поэтому, когда мы идем в храм,
стоим на службе, мы должны не просто
присутствовать здесь, не просто
очередь отбывать, потому что в
воскресение, мы должны усердно
молиться Господу, чтобы он не оставил
нас своею благостью и милостью. Чтобы
Господь открыл нам очи, дабы мы
видели свою жизнь и чувствовали, где
зло, где добро, чтобы мы
почувствовали что жизнь наша не
всегда правильна.
Почему происходит это окаменение
сердца и души, - потому что мы не
всегда способны отличить добро от
зла. Попросим же у Господа
просвещения разума, дабы мы видели и
свет Божий, и неправду души нашей.
Дабы Господь так же милосердно
просветил души и сердца наши и открыл
бы духовные очи. Как он милосердно
сделал с этим больным человеком, о
котором мы слышали сегодня в
евангельском повествовании. Дал бы
нам в своем милосердии душевный мир,
и вечное спасение. Аминь.
|