|
За
праздничной Божественной
литургией |
"Сын Божий бывает Сыном
Человеческим, чтобы,
восприняв худшее, подать нам
лучшее"
(Богородичен на "Господи,
воззвах", глас 2)
Возлюбленные о Господе отцы,
братья и сестры!
В эту святую ночь Церковь Христова
свидетельствует о величайшем
чудесном событии в истории рода
человеческого. В мир пришел Тот, Кого
по обетованию Божию ожидали
ветхозаветные праотцы, о Ком
возвещали пророки: "Ибо младенец
родился нам - Сын дан нам; владычество
на раменах Его, и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец
вечности, Князь мира" (Ис. 9, 6).
Они
жили верою, уповая на пришествие
Мессии, Христа Искупителя. Мы же,
христиане, удостоились неизреченной
радости прославлять Сына Божия,
пришедшего в мир ради нашего спасения:
"Небо и земля днесь пророчески да
возвеселятся, Ангели и человецы
духовно да торжествуют, яко Бог во
плоти явися сущим во тьме и сени
сидящим, рождейся от Девы" (Стихира
на литии Иоанна монаха, глас 1).
|
За
праздничной Божественной
литургией |
Великой благочестия Тайной называет
святой апостол Павел явление в мир
Бога во плоти. "Тайны Божии по своим
дивным свойствам совсем не таковы, как
тайны людские, - говорит святитель
Димитрий Ростовский, - тайну
человеческую стоит сказать лишь раз-другой,
одному-другому, как уже все узнают ее
совершенно. Таинства же Божии - чем
более о них думаешь и говоришь, чем
больше о них проповедуешь, становятся
тем сокровеннее, труднее и
непостижимее.- "Как непостижимы
судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим.
11, 33). О, поистине великое, дивное и
преславное таинство явлено миру в
нынешний праздник Рождества Христова,
явлено не для того, чтобы люди молчали
о нем, но говорили, ибо тайну земного
царя подобает таить, таинство же Царя
Небесного или дела Божии надлежит
проповедовать и прославлять".
Поэтому вновь и вновь Святая Церковь
возвещает миру о несказанном чуде
Любви Божией к падшему миру.
Исторически это величайшее в мире
событие отстоит от нас на 2000 лет. Но
Церковь пребывает не только в истории,
она входит со Христом, Который есть
глава Церкви, в вечность. Проходят
годы, века, тысячелетия сменяют друг
друга в быстротекущем потоке истории,
народы, страны, цивилизации, но каждая
рождественская ночь дарит нашим
сердцам мир и непреходящую радость.
Верой мы постигаем, что
Боговоплощение - это событие,
совершившееся единожды во времени, но
имеющее всю силу вечности. По мысли
протоиерея Сергия Булгакова, "это
пребывающее Боговоплощение как
совершенное соединение, нераздельное,
хотя и неслиянное, обоих естеств,
Божеского и человеческого, и есть
Церковь. Церковь есть человечество
Христово... Тело Христово, как единство
жизни с Ним, Ему послушной и Ему
подвластной". И эта жизнь -
единственный источник духовной
радости. Она таинственным образом
делает нас сопричастными
неизъяснимому чуду и торжеству
Вифлеемской ночи. "Тот, Кто во всей
точности исполнил сокровенный
Божественный Совет, - возлег в вертепе,
в ложеснах матери и в яслях; сонмы
Ангелов окружили Его. Он сидел на Небе
одесную Отца и в то же время почивал в
яслях, был тогда престол херувимский,
престол Царский, святое святых,
престол единый славный на земле,
престол святейший, потому что на нем
почивал Христос, Бог наш", -
свидетельствует святитель Григорий
Неокесарийский.
Сегодня мы празднуем Рождество,
вступая в XXI век. Во все времена "дух
века сего" противился
христианскому деланию. Век минувший
Промыслом Божиим стал веком испытания
веры и верности Христу. Многие народы
и страны, некогда составлявшие мир
христианской культуры, отпали,
увлеклись на путь, который русские
религиозные мыслители назвали путем
"человеко-божеским".
Самообольщение, ведущее к
нравственной человеческой деградации
и духовной смерти! Но изменить ход
Священной истории произвол
человеческий не в силах. В тиши
Вифлеемской ночи Свет пришел в мир,
"и тьма не объяла его" (Ин. 1, 5).
Испытания, через которые прошла в ХХ
веке Русская Православная Церковь, -
яркое тому свидетельство. Разве не
чудо, что в канун нового тысячелетия
по Рождестве Христовом Освященный
Архиерейский Собор прославил более
тысячи свидетелей Христовых,
новомучеников Российских,
царственных страстотерпцев. Среди
новопрославленных угодников Божиих и
собор святых Воронежской и Липецкой
земель, нашей епархии. Вспомним их
святые имена в сию священную
рождественскую ночь. Это архиепископы
Воронежские Тихон (Никоноров), Петр (Зверев)
и Захария (Лобов), архиепископ Елецкий
Сергий (Зверев), епископ Липецкий Уар (Шмарин),
архиепископ Симферопольский и
Крымский Лука (Войно-Ясенецкий),
епископ Кинешемский Василий (Преображенский),
преподобномученики архимандриты
Иннокентий (Беда), Игнатий (Бирюков),
Тихон (Кречков), Сергий (Сребрянский),
протоиереи и иереи Александр
Архангельский, Георгий Никитин,
Сергий Гортинский, Иоанн Стеблин-Каменский,
Феодор Яковлев, иеромонахи Косма (Вязников)
и Георгий (Пожаров),
преподобномученица монахиня Пелагия (Жидко),
мученики миряне Петр Вязников и Ефим
Гребенщиков, мученица мирянка
Александра Смолякова. Все они вместе с
канонизированными ранее митрополитом
Петром (Полянским) и протоиереем
Иоанном Кочуровым возносят ныне свои
святые молитвы о нас - пастве
Воронежских святителей Митрофана и
Тихона. И это только те святые, которые
по воле Божией открыты нам сегодня. Но
за ними стоят еще тысячи и тысячи
исповедников земли Русской, их же
имена ведает Бог.
В мире, полном духовных проблем и
противоречий, различных
псевдорелигиозных и антихристианских
учений, каждый православно верующий
во Христа должен помнить и исполнять
призыв святого апостола Петра: "Господа
Бога святите в сердцах ваших; будьте
всегда готовы всякому, требующему у
вас отчета в вашем уповании, дать
ответ с кротостью и благоговением"
(1 Пет. 3, 15). Поэтому юбилейный
Архиерейский Собор призвал верующих
свидетельствовать о Христе примером
жизни и христианского служения
ближнему среди жестокости и
равнодушия современного мира, призвал
приводить к Таинству Крещения
уверовавших, воцерковлять взирающих с
надеждой на Церковь, нести
свидетельство Благой Вести в мир, тем,
кто еще далек от веры или заблуждается
в своих исканиях и стоит на гибельном
пути ложной духовной жизни.
|
За праздничной
Божественной литургией |
Вне Церкви, вне ее животворящих
Таинств немыслимо наше спасение.
Сегодня на рубеже двух тысячелетий,
как никогда очевидно, что ни одна
проблема нашего бытия - ни социальная,
ни экономическая, ни политическая,
никакая другая, не может быть решена
без возрождающего влияния на личность
человека света православной истины. И
самое яркое свидетельство тому -
уходящий ХХ век, вся многовековая
история многострадального народа и
Отечества нашего. Эту мысль, такую
ясную и глубокую, с удивительной
точностью сформулировал более
полутора веков назад величайший
русский писатель: "Дело в том, что
пришло нам спасать нашу землю; что
гибнет уже земля наша не от нашествия
двадцати иноплеменных языков, а от нас
самих; что уже мимо законного
управления образовалось другое
правление, гораздо сильнейшее всякого
законного. Установились свои условия,
все оценено и цены даже приведены во
всеобщую известность, и никакой
правитель, хотя бы он был мудрее всех
законодателей и правителей, не в силах
поправить зла, как ни ограничивай он в
действиях дурных чиновников
приставлением в надзиратели других
чиновников. Все будет безуспешно,
покуда не почувствовал из нас всяк,
что он так же, как в эпоху восстания
народов вооружался против врагов, так
и должен воевать против неправды... По
мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь
нововведенье в Россию, минуя Церковь,
не испросив у нее на то благословенья.
Нелепо даже и к мыслям нашим прививать
какие бы то ни было европейские идеи,
покуда не окрестит их она светом
Христовым... Жизнью нашей мы должны
защитить нашу Церковь, которая вся
есть жизнь; благоуханием душ наших
должны мы возвестить ее истину".
Сегодня, когда на смену
воинствующему безбожию поднимается
мутная волна ереси лжеименного знания,
темных языческих суеверий, каждый
православно верующий призван
свидетельствовать о свете Христовой
истины и словом, и делом, и всею своею
жизнью.
Пришедший в мир Спаситель
обращается ко всем верным: "Вы - соль
земли. Если же соль потеряет силу, то
чем сделаешь ее соленою? Она уж ни к
чему негодна, как разве выбросить ее
вон на попрание людям" (Мф. 5, 13).
Прославляя Рождество Христово, мы
исповедуем не только свою веру в Него,
но и верность Ему, готовность жить со
Христом и во Христе. И великая тайна
Боговоплощения есть непреложное
основание нашей веры.
Дорогие отцы, братья и сестры! В эту светозарную ночь мы собрались
в церковь, чтобы вместе, в соборной
молитве воздать хвалу рожденному в
Вифлееме 2000 лет назад Богомладенцу
Христу. "Эта ночь, - по слову
преподобного Ефрема Сирина, -
принадлежит Кроткому, поэтому пусть
каждый отложит ярость и суровость;
принадлежит Смиренному, пусть каждый
обуздает свою гордость и смирит свое
высокомерие. Ныне воссиял день
милости, да не преследует же никто
мщением нанесенной ему обиды; настал
день радости, да не будет же никто
виною печали и скорби для другого. Это
- день, в который отверзлась дверь неба
нашим молитвам; прилично ли было бы,
если бы мы затворили дверь просящим у
нас прощения обид или облегчения
бедствий? Для сего-то ныне Само
Божество заключилось в человеческую
природу, чтобы эта природа
устремилась ко всему святому".
С праздником вас, дорогие братья и
сестры!
МЕФОДИЙ,
МИТРОПОЛИТ ВОРОНЕЖСКИЙ И
ЛИПЕЦКИЙ
|