главная
архипастырь

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
2001 ГОД

За праздничной Божественной литургией

"Сын Божий бывает Сыном Человеческим, чтобы,
восприняв худшее, подать нам лучшее"
(Богородичен на "Господи, воззвах", глас 2)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

В эту святую ночь Церковь Христова свидетельствует о величайшем чудесном событии в истории рода человеческого. В мир пришел Тот, Кого по обетованию Божию ожидали ветхозаветные праотцы, о Ком возвещали пророки: "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9, 6).

Они жили верою, уповая на пришествие Мессии, Христа Искупителя. Мы же, христиане, удостоились неизреченной радости прославлять Сына Божия, пришедшего в мир ради нашего спасения: "Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени сидящим, рождейся от Девы" (Стихира на литии Иоанна монаха, глас 1).

За праздничной Божественной литургией

Великой благочестия Тайной называет святой апостол Павел явление в мир Бога во плоти. "Тайны Божии по своим дивным свойствам совсем не таковы, как тайны людские, - говорит святитель Димитрий Ростовский, - тайну человеческую стоит сказать лишь раз-другой, одному-другому, как уже все узнают ее совершенно. Таинства же Божии - чем более о них думаешь и говоришь, чем больше о них проповедуешь, становятся тем сокровеннее, труднее и непостижимее.- "Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11, 33). О, поистине великое, дивное и преславное таинство явлено миру в нынешний праздник Рождества Христова, явлено не для того, чтобы люди молчали о нем, но говорили, ибо тайну земного царя подобает таить, таинство же Царя Небесного или дела Божии надлежит проповедовать и прославлять".

Поэтому вновь и вновь Святая Церковь возвещает миру о несказанном чуде Любви Божией к падшему миру. Исторически это величайшее в мире событие отстоит от нас на 2000 лет. Но Церковь пребывает не только в истории, она входит со Христом, Который есть глава Церкви, в вечность. Проходят годы, века, тысячелетия сменяют друг друга в быстротекущем потоке истории, народы, страны, цивилизации, но каждая рождественская ночь дарит нашим сердцам мир и непреходящую радость. Верой мы постигаем, что Боговоплощение - это событие, совершившееся единожды во времени, но имеющее всю силу вечности. По мысли протоиерея Сергия Булгакова, "это пребывающее Боговоплощение как совершенное соединение, нераздельное, хотя и неслиянное, обоих естеств, Божеского и человеческого, и есть Церковь. Церковь есть человечество Христово... Тело Христово, как единство жизни с Ним, Ему послушной и Ему подвластной". И эта жизнь - единственный источник духовной радости. Она таинственным образом делает нас сопричастными неизъяснимому чуду и торжеству Вифлеемской ночи. "Тот, Кто во всей точности исполнил сокровенный Божественный Совет, - возлег в вертепе, в ложеснах матери и в яслях; сонмы Ангелов окружили Его. Он сидел на Небе одесную Отца и в то же время почивал в яслях, был тогда престол херувимский, престол Царский, святое святых, престол единый славный на земле, престол святейший, потому что на нем почивал Христос, Бог наш", - свидетельствует святитель Григорий Неокесарийский.

Сегодня мы празднуем Рождество, вступая в XXI век. Во все времена "дух века сего" противился христианскому деланию. Век минувший Промыслом Божиим стал веком испытания веры и верности Христу. Многие народы и страны, некогда составлявшие мир христианской культуры, отпали, увлеклись на путь, который русские религиозные мыслители назвали путем "человеко-божеским". Самообольщение, ведущее к нравственной человеческой деградации и духовной смерти! Но изменить ход Священной истории произвол человеческий не в силах. В тиши Вифлеемской ночи Свет пришел в мир, "и тьма не объяла его" (Ин. 1, 5).

Испытания, через которые прошла в ХХ веке Русская Православная Церковь, - яркое тому свидетельство. Разве не чудо, что в канун нового тысячелетия по Рождестве Христовом Освященный Архиерейский Собор прославил более тысячи свидетелей Христовых, новомучеников Российских, царственных страстотерпцев. Среди новопрославленных угодников Божиих и собор святых Воронежской и Липецкой земель, нашей епархии. Вспомним их святые имена в сию священную рождественскую ночь. Это архиепископы Воронежские Тихон (Никоноров), Петр (Зверев) и Захария (Лобов), архиепископ Елецкий Сергий (Зверев), епископ Липецкий Уар (Шмарин), архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Кинешемский Василий (Преображенский), преподобномученики архимандриты Иннокентий (Беда), Игнатий (Бирюков), Тихон (Кречков), Сергий (Сребрянский), протоиереи и иереи Александр Архангельский, Георгий Никитин, Сергий Гортинский, Иоанн Стеблин-Каменский, Феодор Яковлев, иеромонахи Косма (Вязников) и Георгий (Пожаров), преподобномученица монахиня Пелагия (Жидко), мученики миряне Петр Вязников и Ефим Гребенщиков, мученица мирянка Александра Смолякова. Все они вместе с канонизированными ранее митрополитом Петром (Полянским) и протоиереем Иоанном Кочуровым возносят ныне свои святые молитвы о нас - пастве Воронежских святителей Митрофана и Тихона. И это только те святые, которые по воле Божией открыты нам сегодня. Но за ними стоят еще тысячи и тысячи исповедников земли Русской, их же имена ведает Бог.

В мире, полном духовных проблем и противоречий, различных псевдорелигиозных и антихристианских учений, каждый православно верующий во Христа должен помнить и исполнять призыв святого апостола Петра: "Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3, 15). Поэтому юбилейный Архиерейский Собор призвал верующих свидетельствовать о Христе примером жизни и христианского служения ближнему среди жестокости и равнодушия современного мира, призвал приводить к Таинству Крещения уверовавших, воцерковлять взирающих с надеждой на Церковь, нести свидетельство Благой Вести в мир, тем, кто еще далек от веры или заблуждается в своих исканиях и стоит на гибельном пути ложной духовной жизни.

За праздничной Божественной литургией

Вне Церкви, вне ее животворящих Таинств немыслимо наше спасение. Сегодня на рубеже двух тысячелетий, как никогда очевидно, что ни одна проблема нашего бытия - ни социальная, ни экономическая, ни политическая, никакая другая, не может быть решена без возрождающего влияния на личность человека света православной истины. И самое яркое свидетельство тому - уходящий ХХ век, вся многовековая история многострадального народа и Отечества нашего. Эту мысль, такую ясную и глубокую, с удивительной точностью сформулировал более полутора веков назад величайший русский писатель: "Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управления образовалось другое правление, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия, все оценено и цены даже приведены во всеобщую известность, и никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как ни ограничивай он в действиях дурных чиновников приставлением в надзиратели других чиновников. Все будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что он так же, как в эпоху восстания народов вооружался против врагов, так и должен воевать против неправды... По мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведенье в Россию, минуя Церковь, не испросив у нее на то благословенья. Нелепо даже и к мыслям нашим прививать какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым... Жизнью нашей мы должны защитить нашу Церковь, которая вся есть жизнь; благоуханием душ наших должны мы возвестить ее истину".

Сегодня, когда на смену воинствующему безбожию поднимается мутная волна ереси лжеименного знания, темных языческих суеверий, каждый православно верующий призван свидетельствовать о свете Христовой истины и словом, и делом, и всею своею жизнью.

Пришедший в мир Спаситель обращается ко всем верным: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уж ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф. 5, 13). Прославляя Рождество Христово, мы исповедуем не только свою веру в Него, но и верность Ему, готовность жить со Христом и во Христе. И великая тайна Боговоплощения есть непреложное основание нашей веры.

Дорогие отцы, братья и сестры! В эту светозарную ночь мы собрались в церковь, чтобы вместе, в соборной молитве воздать хвалу рожденному в Вифлееме 2000 лет назад Богомладенцу Христу. "Эта ночь, - по слову преподобного Ефрема Сирина, - принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это - день, в который отверзлась дверь неба нашим молитвам; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий? Для сего-то ныне Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому".

С праздником вас, дорогие братья и сестры!

МЕФОДИЙ,
МИТРОПОЛИТ ВОРОНЕЖСКИЙ И ЛИПЕЦКИЙ

Рождество Христово, 2000/2001 год, Воронеж