главная
архипастырь

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
2000 ГОД

"Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума".
Тропарь Рождества Христова

 Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Из века в век в дивных рождественских гимнах Церковь прославляет великое Таинство Вифлеемской ночи. Неприступный Бог в неизреченной любви Своей нисходит в наш мир. Нас ради и нашего ради спасения Сын Божий, рождаясь от Пречистой Девы, становится Сыном Человеческим, во всем подобный нам, кроме греха.

"Спаситель наш, возлюбленные, ныне рождается, возрадуемся! – восклицает святитель Лев Великий. – Ибо нет места печали, когда обретает рождение та Жизнь, которая, изгнав страх смерти, одаряет нас веселием обетованного бессмертия. Никто не отстраняется от участия в этом ликовании, у всех единое основание для радости – Господь наш, Победитель греха и смерти, Который, не найдя ни единого свободным от вины, пришел для искупления всех людей".

Миру, погруженному во тьму, воссиял Свет Разума. Непостижимая тайна Боговоплощения осветилась немеркнущим Светом Рождества Христова: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин. 1, 4). И эту тайну Христова вочеловечения нам дано уразуметь не только силою любви верующего сердца, но и разумом, просвещенным светом Божественной Истины. Ибо только верою и любовью в Свете Совершенного Разума можем мы во всей полноте нашего существа восславить Богомладенца, в Котором "неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно" Божество соединилось с человеком.

Воплощение и обожение между собой согласуются, друг друга предполагают. Бог нисходит во вселенную, становится человеком, а человек восходит к полноте Божественной, становится богом, ибо это соединение обеих природ, Божественной и человеческой, было предрешено в Предвечном Божием Совете, это – та конечная цель, ради которой "из ничего" сотворен был мир. Человек, по разумению святого Максима Исповедника, есть живой образ Слова. Сотворенный по образу Божию, он был призван к благодатному единению со своим Создателем. То, что не исполнил Адам, презревший волю и любовь Бога, совершает Сам Бог: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин. 3, 17).

Христос нисходит с небес, как Свет Тихий, ради освящения и соединения человека с Богом в свободной Любви: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11, 28-30). Этот призыв и обетование обращены к каждой человеческой личности. Но мир, занятый собой, не слышит этого призыва Спасителя.

Противники христианства сегодня повторяют те контраргументы, которые некогда русский писатель вложил в уста "великого инквизитора", упрекающего Христа за то, что Он отверг искушения сатаны: "Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за Тобою… Вместо твердого древнего закона – свободным сердцем должен был человек решать, что добро и что зло, имея лишь в руководстве Твой образ пред собою … Вместо того, чтобы овладеть людской свободой, Ты умножил ее и обременил ее мучениями душевное царство человека вовеки".

Осчастливить все человечество по рецепту искусителя можно, угасив в людях совесть, насытив их плоть, разрешив им грех, подменив в сознании человека подлинную свободу во Христе произволом. То, что во времена Достоевского многими читателями воспринималось как парадокс творческой фантазии писателя, на исходе ХХ века обернулось парадоксальной реальностью. Казалось бы, в мире победила либеральная идея, утверждающая как великую ценность права человека. И что же? То, что в христианском сознании было постыдно и греховно, теперь декларируется как право личности следовать своей природе, то, что считалось достоинством, долгом и добродетелью, объявляется предрассудком.

Счастье, понимаемое теперь как полное удовлетворение своих материальных и псевдодуховных потребностей, считается обязательным идеалом для всех. Само понятие Истины объявлено социально опасным – во всем должен господствовать плюрализм. На национальную традицию и культуру смотрят как на угрозу – весь мир должен разделять идеалы так называемых общечеловеческих ценностей, порожденных падшим человеческим разумом. Но это пиррова победа. Языческий Рим рухнул не потому, что империя обеднела и римские легионы утратили свою боевую мощь. Падение нравов и деградация духа предрекли неизбежную гибель римского мира. И если в конце второго тысячелетия на наших глазах, в самом центре древней христианской Европы, с молчаливого согласия "цивилизованной" европейской общественности уничтожаются христианские святыни на древней православной земле, а независимость одного народа достигается за счет уничтожения другого, напрасно тешить себя надеждой, что в третьем тысячелетии наступит новая эра благоденствия, которую предрекают оккультисты и обещают политики.

Сегодня, как и две тысячи лет назад, свободному убеждению и совести каждого Господь предлагает выбор. Куда направим свой путь: к вифлеемским яслям, чтобы поклониться, подобно смиренным пастухам и мудрым волхвам, Тихому Свету Богомладенца Христа и воспеть Ему вместе с ангелами и угодниками Божиими хвалебную песнь, или подставим выю под ярмо "великого инквизитора", ярмо страшного духа самоуничтожения и небытия?

Спаситель пришел в мир, чтобы все в этом мире освятить, просветить и наполнить смыслом. Само пространство и время освящено Его преславным Рождеством, которое совершилось в определенном географическом месте – Вифлееме Иудейском, в определенное историческое время – 2000 лет назад. По воле и милости Божией все мы являемся современниками и участниками события, духовное величие и историческое значение которого невозможно до конца измерить и оценить. Вступая в судьбоносный год 2000-летия Рождества Христова, мы вновь с изумлением и трепетом предстоим пред тайной Боговоплощения. Непостижимый и доселе "неведомый Бог" открывает Себя людям и входит в историю, ставшую отныне новозаветной. "В устроение полноты времен" воля Божия и свободная воля народов соприкоснулись совершенно по-новому, "дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 10). Совершилось "домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге" (Еф. 3, 9), тайны Божественной любви.

В свете Рождества Христова сама история человечества обретает новый смысл, будучи отныне разделена на до и после Его пришествия. Открывается новая эпоха и эра, ведущая отсчет свой от момента Боговоплощения. И все, что теперь происходит на земле, неразрывно соединено с преславным Христовым пришествием, с которым весь мир наполняется совершенно новым содержанием и смыслом своего бытия: он (мир) еще лежит во зле, но "свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1, 5).

Новое летоисчисление началось для всех народов евангельским призывом к покаянию. И мы, усталые и немощные путники, стоящие на рубеже тысячелетий, с чего начнем свой путь к Вифлеемской пещере? Какие дары принесем мы Богомладенцу? От каждого из нас сегодня зависит, какими войдем мы в Священный Праздник. В потоке всерадостного ликования мы не должны забыть о главном, что путь наш к яслям Божественного Младенца пролегает через глубокое осознание своего крайнего недостоинства и неготовности принять и встретить Того, Кто "так возлюбил… мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). Лишь в духе подлинного покаяния, в котором сгорает греховность и очищаются сердце и ум, духовно преображенными и нравственно просвещенными, с глубоким осознанием своей ответственности за все, что происходит на земле, мы сможем достойно и без стыда войти в Великое Торжество всего христианского, а значит просвещенного и истинно цивилизованного мира.

В эту святую ночь Церковь Божия, прославляя Рождество Христово, укрепляет нас в вере и надежде. И никакие стихии века сего не в силах омрачить радости этой святой ночи. Святитель Амвросий Медиоланский в своем "Слове о том, как должно встречать день Рождества Христова" говорит: "Вам известно, сколь велика радость и сколь многочисленно бывает собрание народа в тот день, когда празднуют рождение царя земного… Если сыны века сего, ради временной чести, встречают с таким приготовлением день рождения земного царя своего, то как должны мы сретать день рождения вечного Царя нашего Иисуса Христа… Какими же одеждами мы должны украсить себя?.. Итак, потщимся явиться пред Ним искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни: кто искренне любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей… Уцеломудрим же заранее сердца наши, очистим совесть, освятим дух, и в чистоте и непорочности станем сретать пришествие всесвятого Господа".

Дорогие отцы, братья и сестры, от души поздравляю всех вас с Великим Всемирным Торжеством!

Святая Церковь, исстари наименовав сами дни празднования Рождества Христова святками, требует, чтобы и само веселие наше в это время было свято, как святые дни. Поэтому и велит нам Церковь, как заботливая мать, веселиться и радоваться в эти дни со страхом Божиим, освятить светлый Праздник Рождества святыми делами и богоугодными занятиями, богомыслием и благочестивыми размышлениями о веке уходящем и грядущем тысячелетии, о том великом 2000-летнем юбилее Рождества Богомладенца, который празднует ныне вся Вселенская Церковь Христова.

МЕФОДИЙ,
МИТРОПОЛИТ ВОРОНЕЖСКИЙ И ЛИПЕЦКИЙ

 Рождество Христово, 1999/2000 год, Воронеж