БИОГРАФИЯ | ПРОПОВЕДИ | ТРУДЫ | ПОСЛАНИЯ | ИНТЕРВЬЮ |
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2001 ГОД |
|
«Пасха нетления – мира спасение». Эксапостиларий Пасхи «Христово Воскресение сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды». Преподобный авва Исаия
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодня, испросив у Бога благодатной чистоты сердец, мы все вместе с ангелами и праведниками, с сонмом исповедников веры и новомучеников, просиявших в Отечестве нашем, вновь радостно славим Христово Воскресение. Ныне каждый из нас призывается воскресшим Спасителем войти в Пасхальное торжество, в святую радость Воскресения. Есть дни в году, которые Господь вознес и освятил (Сирах. 33, 9), дни, чтимые людьми за совершенные в них великие дела и славные события. Но ни один из них не может сравниться с Светлым днем Христова Воскресения! В сей день воскрес из мертвых невинно осужденный Учитель, восстал из гроба Спаситель мира. В сей нареченный и святый день умерщвлена смерть, уничтожены плоды греха, сокрушена сила диавола, низвергнута его держава. В сей день Своим Воскресением Христос открыл путь к воскресению всем людям, даровал вечную жизнь всему человечеству. Всем возвещается ныне радость. И умершим, и живущим, и прежде жившим, и имеющим жить после. Ныне все наполнилось светом, небо, земля и преисподняя, вся тварь веселится и радуется – празднует мир видимый же весь и невидимый. Радуется земля, освобождаемая от проклятия за грех Адамов. Хвалят Господа все творения, все силы природы. Каждая из них по-своему поет и превозносит Воскресшего. Играет лучами своими восходящее солнце, подобно взыгравшему во утробе Иоанну Предтече, приветствуя воссиявшее Солнце Правды. Все насыщается ныне благодатью Божией и предощущает обновление вселенной. Что-то необычное происходит во всем мире. Священная и спасительная ночь сменяется светоносным Великим Днем. В пасхальные дни о Воскресении Христовом поется на многих языках и разными распевами. Но самая прекрасная весть о Христе воскресшем – это песнь души человека. Песнь эта звучит в сердце каждого христианина, сливаясь в единый церковный хор, который «единеми усты и единем сердцем» славит Воскресшего. Ибо день этот, по слову великого русского классика, есть святой день, в который празднует святое, небесное свое братство все человечество до единого, этот повсеместный колокольный звон всю землю сливает в один гул, восклицание «Христос воскрес!» заменяет в этот день все другие приветствия, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее – и праздник Светлого Воскресения воспразднуется! Ныне Церковь Божия возвещает всей вселенной победу жизни над смертью. Явив апостолам славу Своего Воскресения, Божественный учитель утверждает их в вере, в том, что Он есть воистину Сын Бога живаго, «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», «Спаситель мира, Христос» (Ин. 1, 29, 4, 42). Мы же верою принимаем их свидетельство, и к нам обращено слово Господне: «блаженны не видевшие и уверовавшие». В великий и священный день Пасхи святитель Филарет, митрополит Московский, восклицал: «Он воскрес, христиане! Воссияла Истина от земли, куда низвели ее неправды человеческие и правый суд Божий. Печать, наложенная неверием на хладном гробе ее, растаяла от огня Божества, в нем таившегося. Тяжелый камень соблазна, покрывавший его, упал и только поразил иудейскую жестоковыйность и еллинское высокоумие. Сей гроб, в котором недавно погребено было чаяние всей твари, теперь пуст, и небесный вестник, сидя в его возглавии, кажется, чертит на нем доселе ни одному смертному не приличествовавшее надгробие, но которое отныне будет общим надгробием смертных: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» В Ветхом Завете заповедано было Израилю особым образом почитать тот день, в который Бог вывел народ Свой из Египта, дома рабства, избавил от лютого тирана. «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх. 12, 14). Наша таинственная Пасха открывает райские двери, путь к единению с Богом, потому что Спаситель Своей Крестной жертвой и преславным Воскресением поразил сатану, который, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, не может уже более против воли нашей властвовать над нами. Христос даровал нам высшее священное право – право на спасение. По Крещении в нашей уже состоит воле: или пребывать самоохотно в заповедях Того, в Кого крестились, Христа, Владыки и Бога, и ходить путем повелений Его, или, уклоняясь от правого пути, опять возвратиться к диаволу, противоборцу и врагу нашему. Пораженный в голову, искуситель продолжает еще жалить в пяту. Внутренне приходя к Богу от мира, мы еще остаемся в мире по внешнему человеку. Но Дух Святой, пребывающий в Церкви, дает благодатную силу каждому христианину, взыскующему спасения, которое состоит в искоренении греха в себе, а значит, в святости, к которой призваны все члены Церкви. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» – так обращается к современным ему христианам в своем послании апостол Петр (1 Пет. 2, 9), святыми называет их и апостол Павел. Невыразимой радостью наполнены ныне наши души, благодатный мир касается сердец. Далеко отбегают все скорби и печали, светлыми становятся даже страдания и невзгоды. Таинственно предвкушается Божественная Трапеза в грядущем вечном славном Царствии Божием. Но всегда ли и полностью мы ощущаем это? Не бывает ли, что когда все ликует, сердце наше покрыто облаком, а иногда и наполнено печалью? Едина сему причина: сердце наше нечисто, и обличает нас совесть в неверности Христу и Его заповедям, лежит на сердце нашем камень, заграждающий вход в него свету Воскресения. Тогда, отбросив от себя все сомнения, принесем покаяние и, вступив в светозарные дни Святой Пасхи уже в новом веке и новом тысячелетии, до самой глубины сердца и ума своего осознаем, что единственным неложным прибежищем нашим в этом ожесточенном от нераскаянности мире является неизреченное милосердие Божие, любовь и сострадание Его к гибнущим во грехе людям. К нам обращены слова блаженного Августина: «Грешник! ты сознаешь свой грех, и ты понимаешь, что тебе грозит гнев Божий! Чтобы избежать этого праведного гнева Божия, иди и бросайся в объятия Его отеческой любви». Ибо грех заключается прежде всего в оскудении любви в нас, в удалении от Самого Источника Любви, в нехватке подлинной человечности, а значит, в утрате родства, близости к Богу и ближним. Святитель Тихон Задонский перед своей кончиной особенно благодарил Бога за то, что ему был дан дар покаяния, этой блаженной нищеты духа. «Познаем грехи наши, – говорил святитель, – се бо есть начало покаяния… Покаемся, признаем себя недостойными ничего! … Что наше собственное? Немощь, растление, тьма, злость, грехи». Лишь в борьбе со грехом нам дано осознать нашу немощь и силу Божию, которая, по словам апостола Павла, совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). В неизреченной пасхальной радости Церковь утверждает: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его». Можем ли мы унывать, если доподлинно знаем, что цена победы Христовой – «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). В немеркнущем свете Христова Воскресения радость и любовь неотделимы: «Не может там не быть радость, где любовь, ибо любовь радость соделовает, Бог же есть любовь (1 Ин. 4; 8, 16)» (Святитель Тихон Задонский). Пасхальная радость призывает нас и к величайшей ответственности за нашу собственную духовную жизнь, к необходимости ее постоянного обновления и преображения в свете воскресшего Христа. «Воскреснув со Христом, – свидетельствует Григорий Богослов, – и ты сделался новой тварью, созданной на дела благие; да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся у тебя все пути твоей деятельности: так обновляется духом человек, так чествуется день духовного обновления». А потому в эту предивную и святую ночь да не будет места в сердцах наших вражде и гневу, злобе и ненависти, страху и унынию, раздражению и зависти, лжи и лицемерию. Ибо все это расплавлено и попалено очистительным огнем Божественной Любви, лучезарным светом всерадостного и преславного Христова Воскресения. И лишь в нашей власти сохранить драгоценное сокровище неисчерпаемой любви Божией, чтобы непреткновенно и радостно, веселыми ногами, всем нам – скорбящим и сомневающимся, здравым и болящим, старым и юным, сильным и нищим, трудящимся и труда найти не могущим, за Христа и ближних страждущим и в довольствии живущим, жизнь свою на земле начинающим и из нее в вечность отходящим – всем, отвращающим лицо свое от тьмы греховной и обращающим его к Восходящему Солнцу Правды – войти в ликующую радость нетленной и спасительной Пасхи Господней. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! |
|
Пасха Христова, 2001 год, Воронеж |