БИОГРАФИЯ | ПРОПОВЕДИ | ТРУДЫ | ПОСЛАНИЯ | ИНТЕРВЬЮ |
ПАСХАЛЬНОЕ
ПОСЛАНИЕ |
|
"О божественнаго, о любезнаго, Возлюбленные о Господе В светозарную и спасительную ночь Воскресения Христова и в радостные пасхальные дни Святая Православная Церковь боговдохновенно прославляет в священных гимнах праздничных служб Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. "Настоящее спасительное торжество столь чудно, что и обильнейший в слове вития не может изобразить его величия, и многоречивейший язык чувствует свою неспособность достойно прославить благодеяния Распятого, - пишет святой Прокл, Константинопольский патриарх V века. - В самом деле, совершалось ли от начала веков что-либо подобное тому, что мы ныне зрим очами веры? Представляло ли воображение, помышлял ли ум, постигало ли чувство, изрекал ли язык, видело ли око, слышало ли ухо что-нибудь подобное тому, что Христос во плоти ныне даровал миру?" В день Пасхи духовно торжествовали ученики Господа - святые апостолы и, исполненные Духа Святого, заповедали праздновать ее всем христианам последующих веков до скончания мира. Две тысячи лет отделяют нас от тех великих событий, о которых благовествовали апостолы. Обращаясь к коринфским христианам I века, святой апостол Павел призывает их удерживать радостную весть, которую и сам он принял, о Воскресении их Божественного Учителя, Благую весть о том, "что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бoльшая часть доныне в живых..." (1 Кор. 15, 3-6). И сегодня, на грани третьего тысячелетия, Церковь Божия прославляет Воскресшего Господа. Евангелие содержит всю полноту достоверности исторического свидетельства, но Воскресение Христово, совершившись однажды, соединяет историческое время с вечностью. Мы не просто прославляем Воскресение Господа, но таинственным образом являемся сопричастниками Воскресшего. Свет Воскресения осиявает Церковь, и радость Воскресения, победы над смертью, ее исполняет. Господь Воскресший живет с нами, и наша жизнь в Церкви есть сокровенная жизнь во Христе. "Проходит образ мира сего" (1 Кор. 7, 31): рушатся империи, возникают новые государства, человечество сотрясают войны и революции, но мир Христов пребывает неизменным, ибо Христос - все Тот же: и был, и есть, и будет. Господь судил нам жить на рубеже тысячелетий, когда цивилизация и культура, вошедшие в историю как христианские, проходят искушение неоязычеством. И это порождает в слабых сердцах некоторую религиозную панику, которая проявляется в двух крайностях: одни усматривают во всем, что происходит в мире, приметы воцарения антихриста и призывают Церковь к самоизоляции и самозамкнутости. Другие проповедуют идею тысячелетнего царства на нашей земле как некоей идиллической картинки русской истории. Но и те и другие упускают из вида Промысл Божий в истории и миссию Церкви в мире, которая заключается в том, чтобы свидетельствовать о победе Христа над смертью, о радости Пасхи, "двери райские нам отверзающей", о той единственной подлинной новой жизни, которая возможна лишь во Христе. И если сегодня большинство западных стран декларируют на официальном уровне светский, то есть внецерковный характер государственной и общественной жизни, то полнота жизни Церкви Христовой от этого нисколько не оскудевает и не умаляется. Напротив, свидетельство православной истины в мире приносит свои благодатные плоды и в Европе, и за океаном, доказывая миру, что Церковь Православная есть Церковь Вселенская, границы которой превосходят исторические границы стран и народов. Православие не угнетает ум человека страхом перед антихристом, оно пленяет и притягивает человеческие сердца радостью Воскресения Христова и светом Преображения. Православная Церковь никогда не призывала бежать от мира, но всегда отвергала языческое погружение в мир, безраздельное и безграничное, устанавливая необходимость аскетического противоборства миру, при котором имущие, по слову апостола Павла, должны быть как неимущие. В православной аскетике работа над душой, "внутренним человеком", называется "духовным художеством", то есть приравнивается к искусству. Любовь ко Христу является внутренним солнцем жизни, к которому она поворачивается во всех своих проявлениях. "И этим - по выражению видного русского богослова уходящего столетия протоиерея Сергия Булгакова, - установляется особый образ аскетического приятия этого мира и его жизни, аскетического труда и творчества в нем. Не осуждаются и не упраздняются никакие области жизни, как таковые: каждый должен оставаться "в том звании, в котором призван" (1 Кор. 7, 20), - научал апостол Павел, - и однако оставаться христианином". Православная Церковь не принимает идею тысячелетнего царства на земле как некоего идеального христианского общества ни в прошлом, ни в будущем. Однако следует признать правоту русских религиозных мыслителей, когда они утверждают, что Православие несет преображающую силу современному миру. Через внутреннее духовное делание создается мир христианских ценностей в государстве, в хозяйстве, в культуре; возникает то, что называется духом жизни. Об этом удивительно точно сказал русский классик Николай Васильевич Гоголь: "Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, - и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!" Этот дух православной жизни Русская Церковь призвана и сегодня нести в наше общество, ибо каждый член Церкви есть свидетель и воин Христов, стоящий на страже Дома Господня в свете Его немеркнущего Воскресения, пока не придет Господин и не скажет: "... добрый и верный раб! в малом ты был верен , над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (Мф. 25, 21). И радость Воскресения Христова всегда пребывает в сердцах любящих Господа и уповающих на милость Его, укрепляющихся Духом Святым в вере, надежде и любви. Именно об этой неземной радости говорит в своем Пасхальном слове святитель Григорий Нисский: "Приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врагов и водрузил для христиан победное знамение Креста... Будем восклицать Ему гласом радости". Из года в год мы переживаем это непередаваемое словами пасхальное настроение. Радость - чувство, не похожее на остальные, радостью невозможно не делиться с окружающими. Но пасхальная радость многократно превосходит наши обычные чувства, ибо с Воскресением Христовым для всех нас открылись двери вечного веселия - Нового, Небесного Иерусалима, и сердце, объятое пасхальной радостью, духовно обнимает и прощает всех - "и ненавидящим нас, простим вся воскресением". ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! |
|
Пасха Христова, 2000 год, Воронеж |