БИОГРАФИЯ | ПРОПОВЕДИ | ТРУДЫ | ПОСЛАНИЯ | ИНТЕРВЬЮ |
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2003 ГОД |
|
Чаю воскресения мертвых и Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Христос воскресе! В светозарный и великий день Христова Воскресения ликующе звучит пасхальный гимн: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Пасхальное торжество во всей полноте открывает нам силу и величие Христова Воскресения, говорит о радостной надежде на то, что в конце совершаемого нами земного странствования брезжит Свет и нашего воскресения. Воскресение Христово - Священная Пасха, выводящая человечество из тени смертной на путь к Животворящему Свету, к вечному единению человека с Богом. Потому и именуется Христос в пасхальном каноне преподобного Иоанна Дамаскина не просто Пасхой, но новой, нашей Пасхой. Только в свете Воскресения человеческая жизнь обретает свой подлинный смысл, а смерть теряет трагичность и безысходность. Всемирна и вечна тайна Воскресения Христова. Будучи центром человеческой истории, превосходящее всякий ум событие стало чудесным ответом на мучительный для материалистического сознания вопрос: где выход из плена греха и смерти? Вслед за пророками, у древних языческих мыслителей находим мы вдохновенные пророческие прозрения. Поражают слова знаменитого античного философа Платона, почти с евангельской точностью свидетельствовавшего за несколько веков до Воскресения Христова о страшных, но единственно спасительных для людей страданиях Богочеловека: «Не быть на земле порядку, пока Сам Бог не явится среди людей и поживет среди них как праведник, у Него отнимут доброе имя, лишат достояния, Его объявят злодеем; потом бичуемый, связанный, Он выдержит страшные муки, пока не будет пригвожден». Не случайно в своей знаменитой речи в афинском ареопаге святой апостол Павел начал проповедь о Воскресении, увидев в язычниках-афинянах стремление к Истине и Единому Богу, найдя их сердца и души готовыми принять слово спасения. Померкло светило и тьма объяла землю, когда был пригвожден ко древу Иисус Христос. Но мрак рассеялся и отчаяние не восторжествовало в мире, а земля наполнилась светом с первыми лучами Света Христова Воскресения. «Воскрес Христос и жизнь жительствует». Этими словами святого Иоанна Златоуста, которые из года в год мы с радостным трепетом слышим в пасхальную ночь, Церковь свидетельствует миру, что «старое прошло» и в воскресшем Господе открывается человечеству новый путь: «от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе» (ирмос 1-й песни канона Пасхи). Но можем ли мы говорить, что «жизнь жительствует», что зло побеждено, если минувший, ХХ век вошел в мировую и нашу историю как время непрекращающихся кровопролитий и бесчисленных преступлений, неслыханных доселе по своему масштабу двух мировых войн и гонений на Церковь Христову в великой некогда России? Сейчас иные времена, но, к сожалению, не совсем иные нравы. Многие, очень многие находятся в плену воинствующего безбожия, которое сменило лишь форму, но не утратило своей мертвящей и разрушительной сути. Мы не должны обольщаться той призрачной свободой, которая по существу является утонченным рабством - рабством греху. Не останавливается ни на секунду скрытая, как говорят святые отцы Церкви, «невидимая брань», потаенный смысл которой столь тонко и глубоко сформулировал Федор Михайлович Достоевский: «Тут диавол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». И XXI столетие открылось новым обличием «наглой смерти» - терроризмом, угрозой новых войн за передел мира, разрушениями, попранием норм человеческого бытия. Умножается тайна беззакония, все более явным становится действие зла в нашем, отрекшемся от Христа мире, смерть по-прежнему жалит нас. Где же победа жизни над смертью? На чем основывается вера наша во всеобщее воскресение? В чем упование наше? И почему сегодня, как и две тысячи лет назад, ликует Святая Церковь, празднуя Спасово Воскресение, Его славную победу над смертью? В чем залог нашей радости? Ответом на эти вопросы служат кроткие и удивительно по-евангельски простые слова Спасителя: «Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14, 19). До конца мира отлагается Промыслом Божиим всеобщее воскресение людей. Но в преславном Воскресении Господнем мы имеем твердое основание и залог нашего воскресения, когда «последний враг истребится - смерть». Ради нас воплотился Сын Божий, принял страдания на Кресте, умер и воскрес, чтобы и нам в Нем воскреснуть для жизни будущего века. «Равными воскресит Творец сынов Адамовых, как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни там будут высокие и славные, и одни уподобятся свету, другие - тьме», - так говорит о всеобщем воскресении преподобный Ефрем Сирин. Но обращенность к небу, к жизни будущего века, не означает, что православно верующий должен «отвернуться от земли». Не этот путь заповедал святым апостолам воскресший Господь. Он послал их в мир, чтобы просвещать мир Истиной, освящать светом Воскресения, призывать всех и каждого к пасхальной радости, на пир веры. И наше призвание, если мы Христовы, - жить на земле по примеру Воронежского первосвятителя епископа Митрофана, 300-летие преставления которого будет в этом году молитвенно вспоминать весь православный мир, - восходить духом к Отечеству небесному, врата коего отворяет нам Пасха Господня, попечительной любовью, честью и правдой служить Отечеству и ближним своим: «Худой гражданин царства земного и для Небесного не годен» (святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский). Промыслительно, что в юбилейный год памяти первого епископа Воронежского, духовного кормчего России и мудрого наставника самодержца того времени, отмечается 100-летие прославления преподобного старца Серафима Саровского, совершенного последним в истории нашего Отечества царем-страстотерпцем. Пасхальное же ликование всей воронежской и липецкой паствы озаряется дивным ликом святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского, прославившего святителя Митрофана. В непростое для Церкви время он стоял и у истоков подготовки к канонизации великого подвижника и святителя Тихона Задонского. За свое праведное житие, нищелюбие, смирение архиепископ Антоний был почитаем всеми. «Старшим братом и великим архиереем Божиим» именовал его воистину пасхальный старец Серафим Саровский. В начале XX века одним из Воронежских святителей - священномучеником Тихоном (Никаноровым) были начаты труды по общецерковному прославлению архиепископа Антония Поместным Собором 1917-1918 гг. Тяжелые испытания, выпавшие на долю Русской Православной Церкви, не позволили осуществиться этому. Однако почитание святителя Антония в Воронежской епархии не иссякло и по сей день. По нашему представлению милостью Божией и благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II канонизация и причисление преосвященного владыки Антония к Собору святых нашей епархии должны состояться в Дни славянской письменности и культуры, которые пройдут в Воронеже 23-24 мая сего года. Именно к нам, чадам воронежских святителей и священномученников, обращено духовное завещание новопрославляемого угодника Божия, архиепископа Антония: «О возлюбленная моя паства! Ничто для тебя да не будет ни велико, ни высоко, ни приятно, ни любезно, кроме Господа нашего Иисуса Христа!» Уповая на небесное заступничество ангелов земли нашей, подражая их блаженной жизни и, ликовствуя о воскресшем Спасителе мира, положим начало всему, что должны совершить. И тогда пусть воскреснет в Господе каждая душа, и да просветится верою наше Отечество, и да укрепится молитвами преподобного отца нашего Серафима, святителей Христовых Митрофана, Тихона и Антония и Всех святых Церковь Православная! Аминь. Христос воскресе! Митрополит Воронежский и
Липецкий |
|
Пасха Христова, 2003 год, Воронеж |