БИОГРАФИЯ | ПРОПОВЕДИ | ТРУДЫ | ПОСЛАНИЯ | ИНТЕРВЬЮ |
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
ПОСЛАНИЕ |
«Посетил ны есть свыше Спас
наш, Восток востоков, Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! В священную и великую ночь Рождества Святая Церковь Христова вновь призывает всех нас к непостижимой духовной радости, светло и торжественно празднуя это величайшее из событий. «Возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные, - восклицает Константинопольский святитель Иоанн Златоуст, - так как если Иоанн, будучи во чреве матери, взыграл при входе Марии к Елизавете, то гораздо более нам, взирающим на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит взыграть и веселиться, поражаться и дивиться величию домостроительства Божия, превосходящего всякий ум. Представь, как было бы величественно, если бы мы увидели солнце сшедшим с небес… подумай и рассуди теперь, как величественно видеть Солнце правды, изливающим лучи свои из нашей плоти и просвещающим наши души». Сбылось и получило исполнение то, о чем некогда воздыхали праотцы, проповедовали пророки и желали видеть праведники: Бог во плоти «на земли явися и с человеки поживе» (Варух, 3, 38). Убогая Вифлеемская пещера стала началом спасительного и скорбного пути Богочеловека погруженном во мрак греха мире, ибо не нашлось приюта для Богомладенца в огрубевших сердцах людей. Воистину великую радость возвестил явившийся вифлеемским пастухам Ангел в ту благословенную для всего человечества ночь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Это дивное ангельское славословие наполняет душу ликованием и проникает в глубь верующего сознания, ниспосылая неизреченный вышний мир и покой всему страждущему во грехе творению. «Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки». Спаситель приходит в гибнущий от духовного бесчувствия мир, в котором по причине умножения греха и беззакония оскудевает в людях любовь. «Цивилизованный» языческий мир с его общеримскими ценностями развращал и обесценивал саму Богом дарованную человеческую жизнь. Ложные боги, ложные ценности, ложные цели не могли утолить духовную жажду. «Душа бо человеческая, яко дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады сыскать не может, как только в Бозе, от Которого по образу Его и подобию создана» (Святитель Тихон Задонский). Сотворенный по образу своего Творца, человек был призван к единению с Ним, к обожению по благодати. Но он сам лишил себя спасительного Богообщения, закрыл пути благодати, через него изливающейся на всю тварь. По воле самого человека зло становится силою, заражающей и все остальное творение - «проклята земля за тебя». И только Божественная любовь способна спасти человечество от этого проклятья и смерти, неиссякаемая и абсолютная любовь Творца к Своему творению: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ин. 3, 16). «Почему слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество?» - вопрошает святитель Димитрий Ростовский, и сам дает ответ: «До исполнения полноты времен не находилось на земле Девы, Чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по своей чистоте духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого». В ту далекую и дивную Вифлеемскую ночь кроткий Младенец Своим рождением разделил мир. Для многих рабство греху в царстве земном оказалось дороже и желаннее Небесного Царства, которое даровал людям Богомладенец Христос. Бездна этого разделения пролегла между Иродом и первыми мучениками за Христа, Вифлеемскими младенцами, убитыми по его приказу. Многие тысячи исповедников за имя Христово пошли их путем, удостоившись мученических венцов, своими подвигами и трудами распространяя благовестие Христово во все уголки земли. Не было и не будет уже в истории человечества такого времени, когда хотя бы на мгновенье прекратилась брань против Христа и Его Церкви. Не было и не будет уже такого века, в который бы не прославляла Православная Церковь стольких святых угодников Божиих, принесших в дар Божественному Младенцу свою любовь, крепость веры, чистоту сердца, а тысячи тысяч - и свою жизнь! Ибо жизнь их и смерть были во имя Христа. Поэтому в эту всепраздственную ночь молитва наша обращена прежде всего к тем, кто, по свидетельству священномученика Петра Дамаскина, «по великой любви поработили волю свою Богу», - к новомученикам Российским, и к святым Воронежской и Липецкой земли, соборную память которых Патриаршим указом по нашему ходатайству вся Русская Православная Церковь праздновала в уходящем году. Не случайно датой их соборной памяти стал день второго обретения мощей Святителя Митрофана, стоящего во главе сонма Воронежских святых первого епископа Воронежского, 300-летие славного преставления которого в 2003 году будет торжественно отмечать Церковь. В каждый век враг рода человеческого ведет непримиримую войну против Православной Церкви, пытаясь всеми средствами извне и изнутри посеять смуту и разделения в ограде церковной, производя соблазны, вражду и ненависть между людьми. «Тяжкое время! - словно о наших днях говорит святитель Григорий Богослов. - Доброе гибнет, злое - снаружи… Нужно плыть по бушующему морю, и нигде не светятся путеводные огни». Но мы не должны смущаться происходящим, призрачна победа духа злобы, тучи зла не в силах затмить светлую радость жизни в Боге. Даже в самые тяжелые времена Господь по-прежнему утешает и укрепляет нас, напоминая непреложную истину: «Там, где умножается грех, преизобилует благодать». Ныне Церковь призывает к новому подвигу в наши нелегкие дни, требует от нас другой жертвы - бескровной. И этот новый подвиг не менее труден и важен, чем подвиг мучеников минувших времен. Сегодня от каждого христианина требуется не меньше мужества и самоотречения, терпения и готовности безропотно перенести находящие со всех сторон скорби и испытания, возрастая и укрепляясь во всепобеждающей Божественной любви. Это к нам, христианам третьего тысячелетия, обращены слова апостола Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды; все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13-14). Этого подвига от нас ждет сегодня Святая Мать Церковь. И о нас возносит она молитву: «Господи, прости нас грешных, прости нас, в глухом беспамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших. Прости нас, озлобленных, жестоких и непомнящих родства. И да оживут Церкви и храмы Твои. И да восстановится связь времен. И да наполнятся светом и любовью души людей. И да возгорится свеча всей Русской земли». Мир безумствует, но Богомладенец ясен и кроток, потому что Он победил мир. На Него мы возлагаем свои надежды, к Его святым яслям мы обращаем сегодня взоры, в Нем одном мы обретаем мир и утешение. От Вифлеема воссияло наше спасение, но что можем принести мы, немощные и неблагодарные потомки, в дар Божественному Младенцу? Ничего кроме наших ожесточенных и исстрадавшихся сердец, но все же с верой обращенных к сияющему лику ныне рождающегося Христа в спасительной надежде на то, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», но помилует и спасет по великой и неизреченной Своей любви к людям. Ибо ради каждого человека, спасения его бессмертной души приходит в наш мир Спаситель и Творец этого мира - «Христос раждается, славите!» С праздником вас, дорогие отцы, братья и сестры! МИТРОПОЛИТ ВОРОНЕЖСКИЙ И
ЛИПЕЦКИЙ |
Рождество Христово, 2002/2003 год, Воронеж |