Епископ – в Церкви и
Церковь в епископе, и кто не с
епископом, тот и не в Церкви.
(сщмч. Киприан Карфагенский. Письмо №
54)
В жизни Воронежско-Липецкой
епархии 2002 год отмечен двумя
знаменательными датами: 320-летием со
дня образования Воронежской епархии
под управлением святителя земли
русской Митрофана, епископа
Воронежского, и 20-летием
возглавления нашей епархии
Высокопреосвященнейшим Владыкой
митрополитом Мефодием, которому 5
августа, в день празднования
Почаевской иконы Божией Матери, Бог
судил стать пятидесятым, после
святителя Митрофана, архипастырем на
Воронежской кафедре.
Каждое время бросает
Церкви Христовой свой вызов, и мудрый
пастырь словом и делом отвечает на
него, сообразуясь с верой и
достоинством Церкви. Не будет
преувеличением сказать, что
двадцатилетие возглавления
Воронежско-Липецкой епархии
Владыкой Мефодием составляет одну из
самых ярких и удивительных страниц в
епархиальной истории новейшего
времени.
За эти двадцать лет
кардинально изменилось отношение
общества к Православной Церкви: от
полного отчуждения и дискриминации к
«оттепели» конца восьмидесятых,
наступившей после официального
празднования 1000-летия Крещения Руси,
и, наконец, после крушения советской
власти, когда Церковь обрела новый
правовой статус, возник диалог между
властью и Церковью, началось
пробуждение исторической памяти
народа, обращение к непреходящим
духовно-нравственным ценностям
Православия и в то же время
образовался мутный поток сектанства,
неоязычества, оккультизма. И в каждый
исторически складывавшийся момент
Владыка Мефодий безошибочно
определял насущные задачи в
церковном делании, направленные на
сохранение и приумножение достояния
Божия.
В Церкви Христовой нет
более высокого служения, чем
служение епископа, потому что
епископ – преемник апостольского
священноначалия.
Многим верующим Воронежа
памятны слова молодого архиерея, с
которыми он обратился к ним в первый
год своего архипастырского служения
в г.Воронеже в Прощеное воскресенье.
Тогда Владыка Мефодий сказал: «Сегодня
мы просим прощения друг у друга и у
Бога, уповая на благодать Божию,
которая одна только может уврачевать
нашу человеческую немощь,
умиротворить наши сердца. Я начинаю с
себя, зная, что отвечаю перед
Господом не только за свою душу, но и
за всех вас». С того дня прошло немало
лет, но весь двадцатилетний
архипастырский труд Владыки Мефодия
был освещен сознанием высочайшей
личной ответственности за
благоустроение церковной жизни, за
духовное здоровье паствы,
промыслительно вверенной его
попечению, за проповедь слова
Божиего, за возрождение духовно-нравственных
основ общественной жизни в нашем
Отечестве.
Мы уверены, что близкое
знакомство с жизнью и трудами нашего
Владыки послужит для многих добрым
примером ответственного и
ревностного служения Богу и Церкви
во всякий час, во всякое время.
Митрополит Мефодий (в миру
– Николай Федорович Немцов) родился
16 февраля 1949 г. в г. Ровеньки
Ворошиловоградской (ныне Луганской)
области, в день памяти
равноапостольного святителя Николая
Японского. Не случайно, наверное, и то,
что жизненный девиз великого мужа
России и Церкви Христовой «гореть
как лампада» точно характеризует и
нашего Владыку.
В одном из интервью
Владыка точно подметил, что все или
почти все определяется воспитанием.
«На протяжении всей своей жизни я
очень благодарен семье, прежде всего
маме. Она была женщиной верующей (позже
был совершен ее монашеский постриг с
наречением имени в честь святой
мученицы Надежды), необычайно мудрой
в воспитании: сумела не заключать
меня в круг своего внимания, как в
тиски, что делают многие родители.
Она научила меня с юности размышлять
над тем, что мне объясняла,
советовала, чему учила… Она говорила:
есть два пути. Ты должен выбрать. Сам».
Материнские беседы
принесли добрые плоды. Получив
светское образование, Николай Немцов
выбрал для себя духовное поприще,
поступив в Одесскую духовную
семинарию, по завершении курса
которой в 1972 году был аттестован по
первому разряду. Далее путь лежал в
Ленинградскую духовную академию.
Перед человеком, решившим
всецело посвятить свою жизнь
служению Богу, часто встает вопрос о
выборе иноческой стези. Николай
решил принять монашеский постриг,
который 5 января 1974 года совершил над
ним (с наречением имени в честь
просветителя славян святого
равноапостольного Мефодия)
митрополит Ленинградский и
Новгородский Никодим (Ротов, † 1978),
выдающийся иерарх Русской
Православной Церкви. Двумя днями
позже, в праздник Рождества Христова,
митрополит Никодим рукоположил
монаха Мефодия во иеромонаха.
Учась в семинарии, а затем
в академии, будущий Владыка, по
словам своих сокурсников, отличался
усердием в несении любого церковного
послушания, проявил незаурядные
способности (был Патриаршим
стипендиатом) и большой
организаторский талант. Он умел
помочь человеку понять
необходимость выполнения
поставленной перед ним задачи,
проникнуться ее значимостью.
Поэтому вполне
естественно, что в 1976 году иеромонах
Мефодий возглавил молодежную
делегацию представителей духовных
школ Русской Православной Церкви,
посетившую Финляндию по приглашению
Союза православной молодежи этой
страны. В том же году молодой
священник окончил Ленинградскую
духовную академию со степенью
кандидата богословия за сочинение «Миссионерские
труды митрополита Московского и
Коломенского Иннокентия (Вениаминова)
– апостола Америки». Выбор темы,
несомненно, был промыслителен.
Работа над диссертацией дала
возможность будущему архипастырю
глубоко вникнуть в суть
миссионерского служения, столь
важного в наши дни.
В размышлениях о путях
Божиих и о пользе своей жизни для
Церкви чаянием Владыки Мефодия было
приходское служение. Те несколько
месяцев, которые он посвятил
служению в одном из приходов
Ленинградской области, укрепили
молодого иеромонаха в этом желании.
Однако Господь направил его труды на
благо Православия в масштабе
отпущенного рабу своему таланта,
раздвинув границы прихода до
размеров епархии.
По благословению
митрополита Никодима иеромонах
Мефодий поступил в аспирантуру при
Московской духовной академии. С 1976
года учебу в аспирантуре он совмещал
с обязанностями личного референта
заместителя председателя Отдела
внешних церковных сношений (ОВЦС) и с
пастырским служением в храме
Новодевичьего монастыря.
Спустя короткое время,
согласно определению Святейшего
Патриарха и Священного Синода от 4
апреля 1977 года, игумен Мефодий был
назначен заместителем председателя
ОВЦС и возведен в сан архимандрита. В
том же году как награда за многие
труды – поездка в одно из самых
святых мест на земле, дорогое сердцу
каждого православного человека. В
составе делегации Русской
Православной Церкви он посетил
Святую Гору Афон (Греция) и Болгарию.
Важным для духовного
становления молодого архимандрита
Мефодия стало служение с сентября 1979
года в малом соборе Донского
монастыря, рядом с мощами святителя
Тихона, патриарха-исповедника, и в
московском храме Ризоположения
Господня.
Решением Святейшего
Патриарха и Священного Синода от 24
апреля 1980 года архимандриту Мефодию
определено быть епископом Иркутским
и Читинским, временно управляющим
Хабаровской епархией.
26 апреля в Голубом зале
Патриарших покоев в Троице-Сергиевой
Лавре наречение архимандрита
Мефодия во епископа Иркутского и
Читинского совершили Святейший
Патриарх Пимен (Извеков, † 1990),
архиепископы Волоколамский Питирим (ныне
митрополит), Дмитровский Владимир (ныне
митрополит Киевский и всея Украины),
Рязанский и Касимовский Симон (ныне
митрополит), Орловский и Брянский
Глеб (Смирнов, † 1987) и епископ
Пензенский и Саранский Серафим (Тихонов,
† 1999). При наречении во епископа
архимандрит Мефодий произнес: «От
юности своей я всегда и везде
чувствовал на себе промыслительную
десницу Божию. Все, что со мной
случалось, - и хорошее, и скорбное –
Господь обращал к пользе моей, и я
верю, что от Господа и мое новое
призвание. Я со смирением склоняю
главу свою под благодатное осенение
ваших святительских рук, ибо в Церкви
Христовой «никто сам собою не
приемлет этой чести» (Евр. 5, 4).
27апреля за Божественной
литургией в Сергиевском трапезном
храме Лавры Святейший Патриарх Пимен
и преосвященные архиереи,
принимавшие участие в наречении,
совершили хиротонию архимандрита
Мефодия во епископа Иркутского и
Читинского.
За краткое время
возглавления одной из самых
обширнейших епархий, простирающейся
от Тихого и Северного Ледовитого
океанов до Байкала и Китая, епископ
Мефодий вписал зримые строки в
церковную историю Сибири и Дальнего
Востока. С 1980 по 1982 год среди многих
архипастырских дел было начато и
практически завершено образование
новой общины и строительство первой
церкви в городе Братске – в честь
Успения Пресвятой Богородицы,
церковного дома для причта и
приобретен земельный участок для
прочих храмовых построек. Возведен
храм Николая чудотворца в Якутске,
открыт первый храм в Петропавловске-Камчатском,
отреставрирован, а точнее сказать,
заново построен Свято-Вознесенский
храм в Бурятии, в городе Улан-Удэ.
В 1982 году епископ Мефодий
назначается управляющим Воронежско-Липецкой
епархии. 20 лет назад, когда Владыка
Мефодий принял управление епархией,
на обширной территории двух областей
– Воронежской и Липецкой с трудом
можно было насчитать полсотни
действующих церквей, сегодня их 400.
Первое, что сообщили
городские власти новому архиерею,
было их решение закрыть Покровский
кафедральный собор. О таком начале
своего служения на Воронежской
кафедре Владыка Мефодий упомянул в
выступлении на международной
юбилейной конференции «2000-летие
христианства», добавив: «С этим я
согласиться, конечно, не мог». Чего
стоило молодому архипастырю
противостояние местным властям, он
скромно умолчал.
«Когда я был назначен в
Воронеж, - вспоминал в одной из бесед
Владыка, - я сразу увидел в глазах “отцов
города” такое выражение: “Ну, с ним
мы как-нибудь справимся…” Ну, поймал
я этот взгляд – и поймал; приступил к
работе… Только недавно мне один из
руководителей говорит: “Знаете, а вы,
оказывается, полностью оправдываете
свое монашеское имя Мефодий – “методичный”!
Тихо-тихо, а все, как вам надо было,
тут повернули”».
Владыка Мефодий принял
управление Воронежско-Липецкой
епархии во времена, когда атеизм был
возведен в ранг государственной
политики. Но, укрепляясь верой и
благодатью Божией, правящий архиерей
не только твердо и спокойно
противостоял врагам Церкви, но умел
находить и союзников в решении той
стратегической задачи, которую он
изначально поставил пред собой –
возрождение поруганных святынь
нашего края, возвращение заблудших
душ в лоно Матери Церкви. Владыка
часто говорит нам,
священнослужителям епархии: «надо
работать с людьми». Он умеет это
делать всегда, при любых
обстоятельствах.
О первой встрече, которая
определила дальнейшие отношения
Владыки Мефодия и М.Т. Наролина,
бывшего губернатора Липецкой
области, вспоминает сам Михаил
Тимофеевич: «Я тогда работал первым
заместителем председателя
обисполкома Липецкой области. И мы с
ним встретились. Мы договорились, что
я как первый заместитель
председателя облисполкома, стану его
помощником в работе по
восстановлению в области
Православия. Мы с ним пожали друг
другу руки еще в советское время,
когда люди, по-доброму относящиеся к
Православию, зачастую
преследовались партийными органами
и наказывались. И начали трудиться.
Энергия правящего архиерея сразу
стала видна. Я работал и видел его
влияние не только на Православие, а
на всю жизнь. С приходом на кафедру
Владыки Мефодия началось
освобождение Христо-Рождественского
собора, расположенного на
центральной городской площади
Липецка, от музея. Появились
серьезные намерения о
восстановлении задонских святынь. Я
вспоминаю, как мы с ним сидели и из
частных вырезок достали фотографию
Задонского мужского монастыря. Я ему
говорю: «Владыка, правда, можно его
воссоздать в таком же виде, в каком он
сфотографирован?» Он посмотрел и
говорит: «Вот наша задача в этом и
состоит».
Со времени вступления
Владыки Мефодия на Воронежско-Липецкую
кафедру, с 1982 года, епархии
передавалось в среднем каждый месяц
по храму.
«Я двадцать лет являюсь
управляющим епархии, и знаю, с каким
трудом, с каким боем, с каким
терзанием (Богу только это известно,
да некоторым батюшкам) мы собираем
вот эти остатки храмов, - говорит
Владыка Мефодий. – Их ведь никто не
отдавал – это только сейчас можно
услышать: «передали Русской Церкви».
Никто ничего не передавал. Никогда.
Добровольно никто не передавал.
Задонский монастырь отвоевывали так,
что я думал, в больницу слягу. И так
каждый храм…»
Владыка знал, что
возрождение приходской жизни и
традиционного для Церкви
общественного служения начинается с
храма. Он верил, что с помощью Божией
наши храмы, наследие Святой Руси,
поднимутся из руин. Именно благодаря
этой вере он благословил верующим
людям нашей епархии брать для
восстановления все, что только
возможно было получить: не только
закрытые храмы и монастыри, не только
здания церковные без крыш и полов, но
даже фундаменты, на которых осталось
хотя бы несколько рядов кирпичной
кладки разрушенной святыни, и даже
если не осталось совсем. И каждое
такое строительство велось и ведется
при личном участии Владыки: он и
прораб, и историк, знающий толк в
архивных материалах и чертежах, и
ктитор, и снабженец, и, конечно,
молитвенник, чьей смелой
дерзновенной молитвой созидается
Православие на Воронежской и
Липецкой земле.
Воистину, то, что для
рационального ума является безумием,
посрамлено верой архипастыря,
который эту веру передает тем, кого
Господь дал ему как паству. Только
этой верой можно объяснить, что
последовательно, несмотря на самые
заманчивые коммерческие проекты.
Владыка отвергал, да и по сей день
отвергает участие в них епархии, что
не только не ослабило силы церковные
в воссоздании возвращенных святынь,
но, наоборот, придало этому деланию
подлинно духовный смысл. Слова о том,
что дети должны делами покаяния
искупать вину дедов и отцов, не
только отступивших от Бога, но и
уничтоживших национальные
общенародные святыни, и делать это
бескорыстно, сознавая свою личную
ответственность, – вот лейтмотив
всех как общественных выступлений,
так и личных бесед митрополита
Мефодия и со власть имущими, и с «сильными
мира сего». И именно эта вера,
сила которой в немощи совершается,
позволила практически нищим людям,
взявшим на себя ответственность за
возрождение святынь Воронежской и
Липецкой областей, совершать это
дело, восстанавливать храмы и
монастыри не только в былом
благолепии, но часто и превосходя его.
Не случайны в этой связи
слова полномочного представителя
Президента РФ в Центральном
федеральном округе Г.С. Полтавченко,
обращенные к Владыке: «Ваш нелегкий
труд, направленный на укрепление
церковной жизни и возрождение ее
христианской духовности, является
вкладом как в общецерковное
созидание, так и в дело возрождения
духовной жизни в одной из самых
обширных и старейших епархий
Центральной России. Пожалуй, нигде,
кроме Москвы и ее окрестностей, не
увидим мы стольких сияющих золотыми
крестами храмов».
Сегодня в епархии девять
монастырей: мужские - Задонский
Рождество-Богородицкий,
Дивногорский Свято-Успенский,
Серафимо-Саровский и Белогорский
Вознесенский; женские - Воронежский
Алексиево-Акатов, Толшевский Спасо-Преображенский,
Костомаровский Спасский, Задонский
Свято-Тихоновский Спасо-Преображенский,
Тюнинский Свято-Тихоновский
Богородицкий. Наши храмы и монастыри
- это действительно сады духовные,
которые дают людям возможность и
душу перед Богом излить, и духовно
очиститься покаянием, исправить свою
жизнь.
Возрождение каждой
обители, каждого храма это новые
страницы в исторической летописи
святынь нашего края, страницы,
вписанные Высокопреосвященнейшим
митрополитом Мефодием.
Но созидательные труды
Владыки не ограничиваются
воссозданием старых святынь.
Возрождение Православия, умножение
паствы, наконец, изменение церковно-государственных
отношений ставят перед управляющим
епархией новые непростые задачи, но
милостью Божией появляются новые
возможности. Впервые после 70 лет
атеистической власти в нашей епархии
открываются вновь построенные храмы
и новые обители. Особое место
занимает возведение Благовещенского
кафедрального собора в Воронеже. Оно
началось по благословению правящего
архиерея в 1998 году в ознаменование
2000-летия Рождества Христова. Новый
собор – звено, связывающее наш
сегодняшний день со славными
страницами истории епархии.
Во время освящения
закладного камня в 1998 году Святейший
Патриарх Алексий II сказал: «Я убежден,
что Благовещенский кафедральный
собор станет украшением Воронежа,
местом, где люди будут черпать
духовные силы, согласие, мир и любовь
друг к другу. Этот храм не только
памятник истории, но и памятник трем
православным соборам, некогда
украшавшим город. Его строительство
– акт покаяния за грехи наших отцов и
дедов, которые разрушали святыни
Отечества».
Возрождение церковной
жизни сопряжено с подготовкой нового
поколения священнослужителей –
образованных, преданных Церкви,
способных к активной миссионерской
деятельности. Поэтому одной из
первейших забот Владыки Мефодия
стало возрождение в епархии
духовного образования.
До революции Воронежская
духовная семинария была хорошо
известна в России. Она была учреждена
указом епископа Воронежского
Феофилакта 31 мая 1745 года.
Просуществовав 173 года, одна из
известнейших духовных школ России
была закрыта большевиками в 1918 году.
Вместе с экспроприированными
зданиями в центре Воронежа,
величественным домом – храмом во имя
святого апостола Иоанна Богослова,
богатейшей библиотекой ушли в
историю добрые дела учащих и
учащихся. Именно из Воронежской
семинарии вышли три митрополита:
Киевский и Галицкий – Евгений (Болховитинов),
Московский – Леонтий (Либединский),
священномученик митрополит
Крутицкий, Патриарший
Местоблюститель Петр (Полянский).
Здесь же учились Иван Никитин, Андрей
Сребрянский, друг и наставник
Алексея Кольцова. В семинарии
преподавали ныне прославленный
священномученик епископ Кинешемский
Василий (Преображенский). Выпускник
семинарии – преподобноисповедник
архимандрит Сергий (Сребрянский),
духовник преподобномученицы великой
княгини Елизаветы Федоровны. Здесь
трудились известный ученый епископ
Иннокентий (Полянский), профессор-библеист
Н.Н. Голубовский, архиепископ
Димитрий (Самбикин). Воссозданное в
1993 году попечением и молитвами
Высокопреосвященнейшего Мефодия,
митрополита Воронежского и
Липецкого, Воронежское духовное
училище по определению Священного
Синода в 1997 году было преобразовано в
духовную семинарию.
Сегодня Воронежская
православная духовная семинария
является главным центром по
подготовке пастырей в Воронежско-Липецкой
епархии. Здесь на стационарном
отделении проходят обучение 113
студентов пастырского, регентского
отделений и иконописной школы. На
заочном секторе обучаются 119
клириков и мирян.
О важности подготовки
кадров для Церкви говорил Святейший
Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II во время своего
первосвятительского визита в
Воронежско-Липецкую епархию. «Священнослужение
требует призвания. И Господь
Спаситель в Евангелии сказал: «Жатвы
много, а делателей мало» (Мф. 9, 37). И мы
молим Господа, чтобы Он низвел
деятелей на жатву Свою, чтобы молодое
духовенство выходило на поле
деятельности церковное.
Мы благодарны Владыке
митрополиту, трудами и заботами
которого возрождается духовная
семинария, возрожден этот храм, где
студенты – воспитанники Воронежской
духовной семинарии – проходят
богослужебную практику, готовятся к
великому пастырскому служению».
Его Святейшество
Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II высоко оценил труды
Владыки Мефодия по итогам своего
первосвятительского визита в
Воронежско-Липецкую епархию: «Могу
свидетельствовать, что вашими
трудами, а также ревностью
священнослужителей, монашествующих
и верующих людей при вашем
вдохновении и при содействии
светских властей церковная жизнь,
почти полностью разрушенная в годы
войны и атеистического произвола,
возрождается ныне в своем
многообразии. На сегодняшний день
епархия имеет огромный духовный
потенциал.
Вас окружают достойные
Вашего служения соработники и
помощники. Еще нигде я не видел
такого числа священнослужителей, как
на богослужениях в дни нашего визита
в епархию. Это, действительно, то
духовное воинство, с которым многое
можно сделать во благо Святого
Православия».
Деятельность Владыки
Мефодия простирается далеко за
ограду церковную. Созидание в
обществе основ православной
духовной жизни Владыка
рассматривает как завет Спасителя:
идите, научите все народы. Господь
судил Владыке нести архипастырское
служение в те времена, когда
приходится научать свой народ,
предки которого приняли крещение 1000
лет тому назад.
Многие начинания нашего
архипастыря, сначала очень скромные,
постепенно становились важными и
значимыми направлениями церковной
деятельности.
Впервые именно в
Воронежско-Липецкой епархии были
открыты и успешно действуют Центр
духовно-нравственного образования и
воспитания при Воронежском
областном институте повышения
квалификации и переподготовки
работников образования (ВОИПК и ПРО),
Православный духовно-просветительский
центр во имя святых равноапостольных
Мефодия и Кирилла.
Одним из важных
направлений духовного просвещения
является работа воскресных школ. В
настоящее время в 232 воскресных,
церковно-приходских и монастырских
школах обучается 9 тысяч детей.
Направление их деятельности –
музыкальное, изобразительное,
церковно-историческое,
краеведческое, сестринское дело,
подготовка детей к обучению в
начальной школе и т.д. Основа всех
направлений – Закон Божий.
К настоящему времени в
Воронежско-Липецкой епархии
благодаря постоянному вниманию к
духовному просвещению правящего
архиерея митрополита Воронежского и
Липецкого Мефодия сложилась единая
система религиозного и духовно-нравственного
образования, которая включает в себя
несколько направлений. Организация
подобной системы стала возможной в
результате многолетнего
сотрудничества епархиальных и
государственных структур. По
инициативе Владыки в 2000 году
подписано соглашение о
сотрудничестве между Липецким
областным департаментом образования
и науки и епархиальным управлением.
При Липецком институте
усовершенствования учителей
действуют курсы «Основы
православной культуры». В г. Ельце
работает первая в епархии
православная Свято-Тихоновская
гимназия, а в Воронеже – гимназия во
имя святителя Митрофана. В Липецке
открыт региональный православный
духовный центр «Возрождение». Стали
доброй традицией ежегодные
рождественские чтения, проводимые в
Воронеже, Липецке, Задонске и Ельце,
совместные научно-педагогические
конференции.
Уже шесть лет действует
православный детский лагерь, он
всецело находится на попечении
епархиального управления, приходов и
монастырей, поэтому более 1000 детей
каждый год отдыхают здесь бесплатно.
Большое внимание владыка
Мефодий уделяет православной
публицистике: Промыслом Божиим
пришло время, когда общество может
услышать голос Церкви. И это очень
важно.
В 1989 году вышел первый
номер возобновленного после долгого
перерыва журнала «Воронежский
епархиальный вестник». Он решает
сложную задачу – рассказать о
Православной Церкви, вере,
нравственных идеалах и ценностях на
языке, понятном не только
воцерковленному читателю, но и
широкой аудитории.
С 1997 года при епархиальном
управлении действует пресс-служба,
включающая в себя издательский отдел,
книжное издательство и отдел
электронных средств информации.
Помимо епархиальных изданий общим
тиражом около 10 тысяч экземпляров (газета
«Воронеж/Липецк Православный»,
журналы «Исторический вестник», «Воронежская
беседа» и «Воронежский епархиальный
вестник») в свет выходят 18 газет – в 12
благочиниях и отдельных приходах, в 2
епархиальных отделах, 3 монастырях и
православной духовной семинарии,
общим тиражом более 30 тыс.
экземпляров.
Духовно-миссионерская и
просветительская деятельность
ведется и в теле- и радиоэфире. Так, на
радио еженедельно выходят детская
передача «Тропинка» и программа для
взрослых «Православный собеседник».
Заметным событием духовной жизни
епархии является выход в свет
телепередачи «Верую», построенной по
принципу тележурнала, сочетающего в
себе сюжеты, посвященные жизни
приходов епархии с программами,
затрагивающими проблемы достаточно
сложные и глубокие.
Продолжается работа по
поддержке епархиального сервера в
сети Интернет, открыт специальный
молодежный сайт, на котором
пользователи всемирной сети могут
получить необходимую информацию о
Православии и жизни епархии.
Заботами Владыки Мефодия в
Воронежско-Липецкой епархии
возрождаются те формы традиционного
служения, которые всегда были
присущи Церкви в прежние времена.
По благословению
митрополита Мефодия в 1994 году при
епархиальном управлении был
образован отдел милосердия и
благотворительности. Стали
открываться больничные храмы и
часовни, создаваться сестричества,
возрождаться приюты для бездомных,
богадельни и благотворительные
столовые. Большое внимание уделяется
оказанию помощи больным и одиноким
людям. 80 сестер милосердия трудятся в
домах-интернатах для инвалидов и
престарелых, больницах, госпиталях,
ухаживают за одинокими людьми на
дому. При Казанском храме г. Воронежа
организованы группы сестер, несущие
постоянные дежурства в «Электронике»
– одной из крупнейших больниц города.
В 1997 году здесь был освящен
православный храм во имя святого
великомученика и целителя
Пантелеимона.
Больничный храм в честь
иконы Божией Матери «Живоносный
Источник» действует при Воронежской
областной больнице.
По благословению
митрополита Мефодия Воронежским
епархиальным управлением совместно
с Воронежским медицинским училищем
организованы специальные курсы для
сестер милосердия. Студенты
обучаются на них не только оказанию
медицинской помощи, но и умению
духовно поддержать больного, вселить
в него надежду на помощь Божию.
Активно реализуются
договоры о сотрудничестве между
Фондом социальной поддержки
населения администрации Воронежской
области и Воронежским епархиальным
управлением. На многих приходах
организованы благотворительные
столовые, нуждающимся раздают хлеб,
одежду, обувь, оказывают финансовую
помощь. Помощь оказывается также
беженцам и вынужденным переселенцам.
Помимо горячих обедов предлагается
кров и работа. Так, при Алексиево-Акатовом
женском монастыре организована
швейная мастерская, где трудятся
многие из тех, кто стал жертвой войны,
потерял кров, был изгнан из родной
земли.
Отдел церковной
благотворительности и милосердия
принимает активное участие в
создании реабилитационного
душепопечительского центра «Надежда»,
предназначенного для ухода за
немощными пожилыми людьми. В одном из
отделений центра оказывается
квалифицированная помощь в
восстановлении здоровья и душевного
равновесия детям и подросткам,
пострадавшим от тоталитарных сект и
военных действий, наркоманам,
вынужденным переселенцам.
Не оставляет Владыка
Мефодий своего попечения и о тех, кто
находится в местах лишения свободы. В
Воронежской и Липецкой областях
девять тюремных храмов, пять из них
находятся в стадии строительства.
Действует множество молитвенных
комнат.
В 2001 году впервые в России
но инициативе Владыки была учреждена
должность тюремного священника,
введенная в штат Управления
исполнения наказаний по Воронежской
области. Это новшество весьма
благотворно повлияло на
деятельность учреждений исполнения
наказаний (УИН), особенно тех, на
территории которых имеются
действующие храмы. Богослужения
совершаются постоянно. В результате
регулярного общения заключенных со
священниками происходит их
воцерковление.
Святая Церковь всегда
заботилась о защитниках Отечества:
благословляла на подвиг, молилась о
победах, укрепляла в несении
болезней от ран. Митрополит Мефодий
– частый гость в воинских частях,
освящает храмы, встречается с
военнослужащими, передает
гуманитарную помощь раненым.
Духовенство епархии окормляст
военнослужащих более 50
подразделений Министерства обороны
и других силовых ведомств.
Отдавая столько времени и
сил благоустроению церковной жизни,
духовному образованию и просвещению,
общественному служению, Владыка
Мефодий не упускает из виду то
обстоятельство, что Церковь является
хранительницей высочайшей
культурной традиции. Культурное
просвещение общества – одно из
значительных начинаний правящего
архиерея.
В 1992 году в резиденции
Владыки Мефодия была открыта
музыкальная гостиная, собравшая
представителей творческой
интеллигенции города – художников,
поэтов, композиторов. Продолжением
музыкальных встреч, вдохновителем
которых был и остается
Высокопреосвященнейший Мефодий,
стали рождественские и пасхальные
концерты с участием многих хоровых
коллективов воронежских храмов,
воспитанников воскресных школ,
священнослужителей. С 1994 года тысячи
благодарных зрителей чувствуют
архипастырскую заботу, приходя в
Центр культуры и бизнеса «Апекс».
Двадцатилетний период
управления епархией не
ограничивается для Владыки трудами
по духовному возрождению и
церковному благоустройству местной
Церкви. Есть еще несколько
направлений церковного послушания, в
которых митрополит Мефодий принимал
и принимает деятельное участие.
В 1985 году, оставаясь
управляющим епархией, Владыка
Мефодий, возведенный в сан
архиепископа, был назначен
председателем Хозяйственного
управления Московской Патриархии.
Под его руководством Хозяйственное
управление проделало немалую работу
по обеспечению епархий Русской
Православной Церкви церковной
утварью, иконами и пр. Великолепные
изделия «Софрино» стали
пользоваться высоким спросом и у
зарубежных Церквей. На плечи
молодого архиепископа легло еще и
председательство в Ответственной
комиссии по реставрации и
строительству Свято-Даниловского
монастыря в Москве.
На высоком уровне и в
короткий срок выполнил архиепископ
Мефодий порученную ему огромную
работу по подготовке и проведению
празднования 1000-летия Крещения Руси,
за что в 1998 году был возведен в сан
митрополита. И после торжеств в
Москве отбыл во главе делегации
Русской Православной Церкви на
празднование 1000-летия Крещения Руси
в США.
Сегодня митрополит
Мефодий участвует в работе Совета по
взаимодействию с общественными и религиозными
организациями при Президенте РФ, в
Российском организационном комитете
«Победа», в Совместной рабочей
группе по взаимодействию
Православной Церкви и Министерства
культуры РФ, в Наблюдательном и
Попечительском советах «Православной
энциклопедии».
Президент Российской
академии наук Ю.С. Осипов высоко
оценил труды Владыки на поприще
взаимоотношений церковной и
академической науки: «Недавно весь
мир отмечал 2000-летие Рождества
Христова, и Владыка Мефодий снова, и в
период подготовки этого торжества, и
в проведение юбилейного года, внес
свой весомый вклад, трудясь сначала
председателем Исторической
подкомиссии Юбилейной комиссии
Русской Православной Церкви, а
сейчас на посту Председателя
Историко-правовой комиссии Русской
Православной Церкви. Мне особенно
отрадно отметить проведенные при его
активном участии в рамках этих
торжеств несколько международных и
всероссийских конференций, целью
которых было восстановление
исторической правды, уяснение роли и
значения Русской Православной
Церкви в становлении русской
государственности и поиске тех путей
во взаимоотношениях Церкви и
государства, Церкви и общества,
которые должны способствовать
возрастанию духовной крепости
нашего народа и возрождению
Отечества. Считаю своим долгом
отметить его большой личный вклад в
воссоздание журнала «Исторический
вестник», который с первых своих
номеров занял достойное место среди
исторических журналов России. При
полном единодушии всех
соучредителей Фонда но премиям
памяти митрополита Московского и
Коломенского Макария
глубокоуважаемый Владыка был
определен стать его председателем.
Последнее присуждение Макариевских
премий показало, что с приходом в
Фонд митрополита Мефодия
деятельность его заметно
расширилась и углубилась».
Макариевский фонд,
возглавляемый Владыкой митрополитом,
занимается не только вручением
премий. Проводятся выставки,
конференции, издаются книга, выходит
в эфир еженедельная радиопрограмма «Скрижали».
Председательствуя в
Историко-правовой комиссии Русской
Православной Церкви, митрополит
Мефодий стал известен своими
последовательными взглядами на
проблемы государственно-церковных
отношений.
Окидывая мысленным взором
результаты архипастырских трудов
Его Высокопреосвященства, наш
читатель может заключить, что
человек, столько сделавший для
возрождения Церкви, духовного
просвещения, церковной науки, может
сказать себе: «Слава Богу, я сделал
все, что мог», и чувствовать
удовлетворение от трудов своих. Но
митрополит Мефодий так нe думает.
Считая себя смиренным тружеником во
славу Божию, он предполагает, что
наша Церковь еще в начале пути. Как-то
Владыка в одном из интервью отмечал:
«Почти 20 лет, как я на этой кафедре. И
то, что построено, видно: храмы
возведены, отреставрированы. А вот на
то, чтобы осуществить нашу основную
работу, духовную, потребуется еще
немало лет, и только тогда мы сможем
увидеть ее результаты. За эти годы,
конечно, накоплен немалый опыт. Это
опыт становления. Вместе с верующими,
к которым я обращаюсь со словами
назидания, проповедями,
наставлениями, и я учусь, потому что
мы все выходцы из той среды, в которой
атеизм играл главенствующую роль.
Церковь была, но в тени, многое не
позволялось ей. Поэтому ceгодня мы,
пастыри, – и я, и все, кто вместе со
мной, стараемся постигать эту тайну,
духовную жизнь, жизнь в Церкви и
спасение во Христе.
Взяв на себя все заботы о
строительстве и реставрации храмов,
намного сложнее приступать к своему
личному духовному возрождению,
внутренней духовной реставрации. Как
архипастырь я многое делать должен
был бы мягче, добрее и с большим
христианским смирением, как учит нас
Святая Церковь. И, понимая это, все
больше сокрушаюсь, что мне еще очень
далеко до того, чтобы почувствовать,
что я достиг утешительных
результатов».
Один из старейших клириков
епархии протоиерей Митрофан Чаркин
рассказывает: «Мы прожили непростые
годы атеистического насилия под
надежной защитой и опекой
митрополита Мефодия, который никогда
и никого не отдавал на суд мирским
властям. Были моменты, когда
некоторые из нас впадали в искушение
или оказывались в сложной житейской
ситуации, всегда – днем и ночью – шли
и бежали к Владыке, и он выручал. А то
и спасал от многих бед и грядущих нам
неприятностей. Мы эти годы были за
ним как за каменной стеной. Это
редкое явление среди епархий. Мне,
как клирику с сорокалетним стажем,
хорошо известно как бывало раньше
или у других. Спасибо ему за это, и дай
Бог ему сил, терпения и здоровья».
Все известные нам черты
нашего архипастыря – твердость
убеждений, принципиальность
поведения, требовательность, прежде
всего к самому себе, и, как следствие
этого, ответственность за любое, даже
порой кажущееся на общем фоне его
трудов незначительное послушание,
интеллигентность в общении с лицами
любого круга, от простого мирянина до
президентов стран и Предстоятелей
Церквей, глубоко укорененное в
подлинных церковных традициях
духовное образование, знание всех
сфер церковной жизни - объединены
самым главным, тем, что составляет
стержень личности архипастыря -
глубокой верой, которую даровал
Господь Владыке.
В завершение нашего
повествования, с сыновней любовью и
благодарностью ко Господу мы от
имени всего духовенства и мирян
епархии приносим Владыке
митрополиту Мефодию искренние
пожелания здравия и крепости сил на
многая лета для продолжения столь
ответственного служения во славу
Матери Церкви и на благо нашего
Отечества.
Епископ Задонский
Никон, викарий Воронежско-Липецкой
епархии,
протоиерей Евгений Лившук, секретарь
Воронежско-Липецкой епархии
и духовенство епархии
|