главная

И ВОЗВРАТИВШИСЬ В ДОМ СВОЙ...

Храм Иоанна Предтечи в селе Махоново (Чаплыгинский церковный округ) обрел икону Божией Матери Скоропослушницы, которая почти полвека находилась на сохранении в Ильин­ском храме села Панино.

Чудом уцелела она после закрытия храма в 1937 году и всю войну простояла в зерно­хранилище, коим стал храм, а было в нем три престола:

главный - Иоанна Предтечи и еще два - Божией Матери Скоропослушницы и святителя Николая. Потом хранилась у сельчан, и вот после того, как в 1946 году вновь начал дей­ствовать Панинский храм Илии Пророка - единствен­ный на всю округу, решено было перенести икону туда.

- Дело было так, - вспоминает единственная из оставшихся в живых Анна Николаевна Дыкина. - Вышли из Махонова утром, несли икону не по дороге, а низом, по траве, мы с Ксенией Ивановной Яриковой и вдовицы, у кого мужья на фронте погибли. Пе­редали нашу Богородицу в надежные руки и ждали часа, когда с ней воссоединимся.

И вот 6 января, в преддве­рии светлого Рождества Христова, по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия состоялся торжество обретения иконы прихожанами храма Иоанна Предтечи.

Это было холодное, ветренное утро. Но, когда подходила к завершению служба и люди были полны трепета перед предстоящим событием, плотные, неприветливые облака вдруг разорвались и небо над дорогой, по которой иконе предстояло совершить свой путь, вдруг неожиданно стало очищаться, проглянуло солнце...

И никогда так волнующе не звучал хор священнослужителей, певчих и прихожан панинского храма, когда как при пении величания иконе Скоропослушницы. Она осеняла почти полвека свой новый приют, и украшала его, и принимала молитвы и просьбы своих детей, и помогала им, и потому в общем хоре слышались и рыдания, и тоска. Но все понимали, что, как мать, разлученная с детьми, наконец-то получила возможность соединиться с ними и икона.

Махоновцы встречали Скоропослушницу у околицы и с молитвами понесли ее на руках к родному месту, как это повелось испокон века на Руси. Колыхались хоругви на высоких шестах, в башенке подсвечника, вознесенного над иконой, трепетало крошечное пламя, заставлявшее волноваться: не погаснет ли от пронизывающего ветра. И вдруг этот слабый огонек словно оказался сильнее непогоды, и все с удивлением заметили, что ветер стих и ни одна веточка не колышется. А не так же теплилась вера во времена насилия над совестью, которая у человека одна и та же, подчиняющаяся од­ним и тем же христианским, общечеловеческим, заповедям, несмотря на меняющие друг друга века, на достижения цивилизации?

И вот наконец-то икона в вратах родного храма, родного дома. Склоня­ясь перед ней и прикладыва­ясь, проходят в храм и те, кто когда-то спас ее, и совсем еще юные, которым совсем скоро предстоит идти в армию и выполнять священный долг по защите Отечества, и руководители района, кото­рые много сделали для возрождения храма в селе Махоново.

Обретение иконы Скоропослушницы - это более чем просто один из фактов возрождения духовности России. Это - торжество Памяти, как сказано в проповеди. Основа того, что должны научиться хранить дети наши, оставленное отцами: и этот храм, и это поле, и эта земля, принесут добрые плоды и украсят ими жизнь...

А. СМЕТАНИНА