"Митрополит Мефодий
уже два десятилетия управляет
Воронежско-Липецкой епархией.
Недавно он был награжден орденом
Дружбы. Награда вполне
заслуженная. По его инициативе
многие десятки храмов уже
построены, постоянно
закладываются новые. В
деятельности возглавляемой им
епархии особое значение
придается благотворительности и
социальному служению.
Митрополит Мефодий известен в
научных и общественных кругах
Москвы. По благословению
Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II он возглавляет
Фонд по премиям памяти
митрополита Макария (Булгакова),
а также Историко-правовую
комиссию Русской Православной
Церкви".
Владыка, какую оценку
Вы можете дать правовому
регулированию государственно-конфессиональных
отношений ?
Отношения государства
и религиозных организаций в
России прошли длинный
эволюционный путь. В памяти
большинства россиян сохранились
времена гонений на религию и тех,
кто ее исповедовал. В период
господства воинствующего
атеизма нелегко приходилось
последователям всех конфессий.
Но особенно тяжелая судьба была
уготована Русской Православной
Церкви. Ее, как впрочем, и
большинство других религиозных
организаций, советская власть
стремилась превратить в некое
декоративное учреждение для
демонстрации «свободы» совести
в СССР. Одновременно с этим
безжалостно закрывались и
уничтожались храмы, монастыри,
духовные учебные заведения.
Назову только одну цифру - в 1940
году на территории РСФСР
действовало всего 950
православных общин (сегодня в
России более 11 тысяч). Можно
представить во что были
превращены десятки тысяч
насильно, вопреки воле
православных верующих, закрытых
и разграбленных храмов и
монастырей.
Сегодня Президент,
Правительство Российской
Федерации оказывают серьезную
помощь традиционным конфессиям.
Им возвращены тысячи храмов и
монастырских комплексов, для
реставрации наиболее уникальных
ежегодно выделяются средства из
федерального бюджета. Как я уже
сказал, по моему мнению, в целом
представители федеральной и
региональных органов
государственной власти, как
правило, с пониманием относятся
к нуждам религиозных
организаций.
Но существуют и острые
проблемы, для решения которых
невозможно ограниваться
применением лишь юридического
инструментария. Самая
грандиозная проблема нашего
общества - возрождение духовных,
нравственных и культурных сил
народа. Конечно, русская душа
просыпается, люди устремляются к
«источнику воды живой» - к вере.
Но это на индивидуальном уровне.
Если взглянуть на проблему на
уровне общества, то перед нашими
глазами возникнет не такая уж
радостная картина. Руководство
государства уже осознало, что
дальнейшее развитие России
невозможно без укрепления и
развития духовной и
нравственной основы. Но несмотря
на богатейшее духовное и
культурное наследие России, не
все пока способны увидеть в нем
ту самую национальную идею,
которая сможет показать нам
стратегические цели развития
государства.
Когда Церковь
начинает говорить о
необходимости ознакомления
молодежи с основами
православной и другими
традиционными культурами нашей
страны, указывают на отделение
школы от Церкви. Это говорит о
том, что в умах ещё нередко
господствует толкование
отделения в контексте
ленинского Декрета «Об
отделении церкви от государства
и школы от церкви». Когда же в
школу приходят миссионеры новых
религий, в том числе пришедших к
нам с Запада, влияние которых на
психику детей либо очевидно
отрицательное, либо вовсе ещё не
изучено, и Церковь протестует
против этого, нам говорят о
свободе совести. Вот и
получается, что свобода совести
сектантов соблюдаться должна, а
свобода совести детей, у которых
ещё не сформировалось
мировоззрение, - это совсем не
важно. Государственная система
образования очень часто
работает не на укрепление
традиционных начал жизни
общества, а, наоборот,
способствует растворению их в
сомнительных псевдорелигиозных
учениях. Последствия пропаганды
таких «знаний» отражаются и на
психическом и на физическом
здоровье нации. Поэтому правовое
регулирование такой
стратегической сферы как
религиозное образование требует
серьезного совершенствования. В
школе должны преподаваться
основы православной культуры,
хотя бы в факультативном порядке
и по желанию обучающихся. На
территории епархии, которую я
возглавляю, в школах этот
предмет пользуется
популярностью.
В чем причины
трудностей поиска национальной
идеи ?
Национальная идея -
это осознание народом своего
предназначения в мире, своей
души. Думаю, существует две
причины того, почему такое
осознание в настоящий момент
затруднительно. Во-первых, по
инерции в сознании некоторых
людей всё ещё очень сильны
стереотипы, навеянные
атеистической идеологией КПСС.
Сегодня она прикрыта лозунгами о
необходимости построения
светского государства,
отделении религии от
государства. Но их толкование в
ряде случаев тенденциозно и не
имеет отношения к
соответствующим принципам права.
Это субъективный и ненаучный
подход. Во-вторых, в обществе
исправно работает
пропагандистская машина,
насаждающая западные
нетрадиционные, секулярные и
даже антихристианские ценности,
вытравливающие у народа и,
прежде всего, у молодежи любовь к
Родине, к духовным основам.
Создается такая ситуация, когда
молодежь, фактически, лишена
выбора духовного пути.
По моему глубокому
убеждению, национальная идея не
может стать плодом работы пусть
даже самых талантливых ученых
или общественных деятелей. Этого
недостаточно. Если народ не
осознает, что традиционная
духовная основа - не реликт, а
живоносный источник, разговор о
национальной идее будет
преждевременным. Формирование
нравственных основ жизни
возможно лишь на основе
традиционных духовных ценностей
и для России - это ценности
Православия и других
традиционных религий.
Существует ли
перспектива качественного и
концептуального изменения
государственно-конфессиональных
отношений в России?
Сегодня существует
острая потребность в изменениях
государственно-конфессиональных
отношений. Но вызвана она не
одним лишь желанием сторон этих
отношений, а необходимостью,
которая продиктована самой
жизнью. Многие отмечают, что
сегодня имеет место кризис
правосознания. А ведь без него
невозможно построение правового
государства. Правосознание в
своей основе имеет нравственные
ценности. Нравственный нигилизм
приводит к таким ужасающим
последствиям как экстремизм,
повышение уровня преступности,
равнодушие и презрение к
ближнему. По этой причине,
государственно-конфессиональные
отношения - сфера стратегических
интересов государства.
Следовательно, государственная
вероисповедная политика должна
исходить не из релятивистских
позиций, подрывающих сами основы
государственности. Основным
принципом здесь должна стать
необходимость сохранения и
поощрения традиционных
моральных устоев и традиционных
для России религий.
В современной
вероисповедной политике России
найдена равновесная точка в
отношениях между государством и
религиозными объединениями.
Государственная власть в целом
отказалась от атеистического
вектора вероисповедной политики,
но установившееся относительное
равновесие возникло скорее
интуитивно, чем в результате
продуманной политики.
Желательно, чтобы государство
официально от имени Президента
России сформулировало концепцию
государственной вероисповедной
политики России, свое видение
места и роли религиозных
организаций в современном
обществе и определило бы их роль
в национальном развитии страны.
Мне могут возразить, что есть
Федеральный закон «О свободе
совести и о религиозных
объединениях». Но закон отражает
лишь статику этих отношений и не
способен определять перспективу,
ставить задачи и цели, поэтому не
может заглянуть в будущее. Он
нуждается в серьезном
совершенствовании и должен
адекватно реагировать на
процессы, протекающие в духовной
сфере. Принятие такой концепции
имеет смысл, если она является не
очередным формальным документом,
а результатом развития общества
и государства. Поэтому её
невозможно будет создать без
участия традиционных конфессий.
Каково наиболее
желательное направление
изменений вероисповедной
политики России ?
Как я уже сказал,
стратегическое и концептуальное
изменение желательно одно -
укрепление традиционных духовно-нравственных
ценностей в обществе. В научном
обороте давно стало привычным
понятие «традиционные конфессии».
Русская Православная Церковь,
другие исторические религии
России, не дожидаясь правового
закрепления как части духовного,
культурного наследия,
преодолевая экономические
трудности, вот уже второе
десятилетие активно участвуют в
созидательном процессе, в
духовном возрождении России. Да
и в Федеральном законе «О
свободе совести и о религиозных
объединениях», по существу,
названы традиционные конфессии
России. К сожалению, наши
законодатели не осмелятся пойти
дальше, например, по пути
Болгарии, Бельгии, Германии,
Литвы, Ирландии, в той или иной
форме законодательно признавших
традиционные конфессии,
предоставив им особый статус.
Дело не в каких-то особых льготах,
нужно создать максимально
благоприятные условия, при
которых они смогут эффективно
помогать государству и обществу
в социальной и культурной сферах.
Просто официальное признание их
особого статуса позволило бы
провести водораздел между
традиционными конфессиями и
различными новыми религиями, как
отечественными, так и
импортируемыми из-за рубежа. Это
позволило бы защитить права и
свободы граждан от хорошо
завуалированных посягательств и
обеспечить национальные
интересы.
Концепция могла бы
юридически закрепить
вариативное построение
государственно-конфессиональных
отношений в России. Для всех
конфессий, находящихся на
территории России, федеральное
законодательство могло бы стать
единой основой деятельности,
однако особенности образа жизни
и особенности предписаний
некоторых традиционных для
конкретного региона религий
могли бы найти отражение в
региональном законодательстве.
Но здесь должны соблюдаться, как
минимум, два важных условия. Во-первых,
эти предписания не должны
нарушать права человека и
гражданина и, во-вторых, не
должны противоречить
федеральному законодательству.
Такая система государственно-конфессиональных
отношений, по моему мнению, могла
мы способствовать снижению
сепаратистских настроений в
некоторых регионах.
Ведет ли Русская
Православная Церковь какую-либо
работу в социальной сфере и
имеет ли она для этого
юридическую основу?
Милосердие, помощь
ближнему являются древнейшей
христианской традицией. У
истоков ее стояла христианская
церковь. «Деяния апостолов» и их
послания содержат ценные
сведения о деятельности ранних
христианских общин в социальной
области. Поэтому-то и на Руси,
говоря словами В.И. Даля, помощь «бедным,
дряхлым, хворым, неимущим»
всегда была первейшей заботой
Церкви. Первые богадельни,
благотворительные столовые,
больницы, в которых бедных
лечили бесплатно, были в России
учреждены Церковью. Монастыри,
приходы были средоточием
милосердия и
благотворительности. Чем меньше
государство заботилось о своих
социально ущемленных гражданах,
тем большим попечением о них
занималась Церковь. Сегодня
Церковь способна оказать помощь
тем, для кого у государства не
хватает средств.
Многовековая традиция
социального служения была
прервана в годы советской власти.
Сегодня мы с Вами свидетели и
участники ее стремительного
возрождения. В качестве примера
сошлюсь на опыт Воронежско-Липецкой
епархии. Мы тесно сотрудничаем с
органами социальной защиты.
Практически ни одна заметная
социальная акция не обходится
без участия Церкви. Нами
совместно реализуются проекты и
программы попечения о детях -
сиротах, из многодетных и
малообеспеченных семей, о
престарелых, инвалидах, беженцах
и вынужденных переселенцах. Нет
ни одного специализированного
социального учреждения, к работе
которого не были бы причастны
епархия, монастыри, приходы. По
решению епархиального совета
при каждой новой общине в
обязательном порядке
сооружается дом для престарелых.
Скоро примет первых обитателей -
ветеранов труда и инвалидов
специализированный дом в
Воронеже, построенный по
инициативе Церкви.
Особое внимание мы
уделяем детям. На балансе
епархии вот уже семь лет имеются
два бывших пионерских лагеря.
Только в летний период за счет
епархии в них набираются сил
около полутора тысяч
воспитанников школ-интернатов,
детских домов, мальчишек и
девчонок из малообеспеченных
семей. При этом мы не ставим
специально миссионерских целей,
не требуем от своих подопечных
непременного соблюдения обычаев
и обрядов Православной Церкви.
Это дело их свободного выбора.
Я лишь обозначил
контуры той социальной работы,
которую мы стремимся проводить в
пределах епархии. Делаем мы,
разумеется, больше, чем я сказал.
У нас большие планы. Не оставляет
нас и надежда, что социальное
служение Церкви не останется без
внимания и поддержки
государства.
Используя свои
возможности, исторический опыт
она способна оказать
государству и обществу
неоценимую поддержку в
развертывании полнокровного
социального служения.
Социальная работа необъятна и,
по существу, не знает границ. Но
Церковь занимается социальной
работой в условиях отсутствия
правовой основы. Прежде всего в
Федеральном законе «О свободе
совести и о религиозных
объединениях» необходимо
признать право религиозных
организаций на содействие
широкому и разностороннему
социальному служению. Такое
содействие возможно в
нескольких формах. Во-первых,
путем освобождения от
налогообложения, пошлин и сборов
безвозмездной передачи денежных
средств и иного имущества, в том
числе направляемых на
обеспечение благотворительной
деятельности и социального
обслуживания населения. Во-вторых,
выделения субсидий из
внебюджетных фондов Российской
Федерации и её субъектов. В-третьих,
безвозмездной передачи в
собственность или пользование
движимого и недвижимого
имущества социального
назначения, в том числе
земельных участков.
Кстати, Владыка, как,
по Вашему мнению, отразится
принятие нового Земельного
кодекса РФ на положении Русской
Православной Церкви ?
Большинство приходов
и монастырей владеют земельными
участками, на которых
располагаются храмы, часовни и
другие церковные строения, на
правах постоянного (бессрочного)
пользования. В связи с вводом в
действие с 30 октября 2001 года
Земельного кодекса РФ
религиозные организации
лишаются возможности
приобретения земельных участков
на праве постоянного (бессрочного)
пользования. Более того, до 1
января 2004 года все земельные
участки, на территории которых
находятся объекты культурного
наследия, подлежат
обязательному переоформлению
либо на право аренды, которое
подразумевает взимание платежей,
либо на право собственности
путем выкупа. Причем на
безвозмездной основе
переоформление земельных
участков в собственность
возможно лишь в случае, если на
их территории имеются церковные
здания, находящиеся в
собственности Церкви. Но, как Вам
известно, подавляющее
большинство храмов и других
зданий религиозного назначения
находится у Церкви лишь на
правах безвозмездного
пользования. Поэтому, хотя
Кодекс и не ставит
непосредственных преград
церковному землевладению, но в
контексте сложившейся ситуации
он привязывает Церковь к
платному землепользованию.
Таким образом, проблема здесь не
столько в Земельном кодексе,
сколько в Федеральном законе «О
свободе совести и о религиозных
объединениях». И если в
ближайшее время не произойдет
позитивных изменений в
законодательстве, экономика
Русской Православной Церкви
может быть основательно
расшатана. В настоящее время
Историко-правовая комиссия,
которую я возглавляю, совместно
с другими структурами
патриархии работает над
решением этой проблемы.
Светская и
религиозная пресса периодически
возвращается к вопросу о
необходимости восстановления
имущественных прав, нарушенных
Советским государством. Каково
Ваше видение этой проблемы?
Советское государство
посягнуло не только на Русскую
Православную Церковь, но и
многие другие конфессии. Разница
лишь в том, что кто-то пострадал
больше, а кто-то меньше. Но именно
наша Церковь была главным
идеологическим противником
новой власти большевиков,
поэтому-то острие безбожной
политики было обращено именно
против неё. Скажу откровенно, не
для Церкви нужно восстановление
её прав, а для всего общества.
Этот акт мог бы обозначить новую
эпоху развития российской
государственности, когда
преступления государственной
власти против своего народа не
остаются забытыми и не считаются
чем-то второстепенным и
малозначительным.
Вы знаете, что давно
приняты и действуют законы «О
реабилитации жертв политических
репрессий» и «О реабилитации
репрессированных народов». Они
признали политику Советского
государства противоречащей
основам права и справедливости.
Но аналогичным образом
государство поступило с народом
Божиим, религиозные общины де-юре
были отделены от государства, но
де-факто оказались лишены
возможности нормально
функционировать. Более того,
власть предпринимала попытки
разрушить, разложить Церковь
изнутри. Имущество было
объявлено «народным достоянием»,
а храмы разрушались и
осквернялись.
Конечно, вопрос
восстановления прав на
имущество подлежит
всестороннему изучению. Должен
быть предусмотрен такой порядок
восстановления прав, который
учтет интересы не только
отдельных конфессий, но и
общенациональные интересы.
Возможно, было бы целесообразным
принять федеральный закон,
осуждающий подобную политику в
принципе. Это важно и потому, что
нельзя допустить повторения
этого ни в каком виде, даже
замаскированном в
цивилизованные формы.
Могли бы Вы рассказать
о задачах Историко-правовой
комиссии Русской Православной
Церкви?
Историко-правовая
комиссия была создана
относительно недавно, как
научный и экспертно-консультативный
орган при Святейшем Патриархе
Московском и всея Руси. Круг её
приоритетных интересов - вопросы
церковно-государственных
отношений. В работе комиссии
принимают участие авторитетные
историки, юристы, богословы,
социологи и даже политики.
Основными задачами
комиссии являются изучение
исторического и мирового опыта,
а также мониторинг и анализ
законодательства,
правотворческой деятельности
государственных органов по
вопросам, связанным с церковно-государственными
отношениями, религиозной жизнью
и религиозной ситуацией в России.
По вопросам своей компетенции
комиссия готовит предложения,
заключения, аналитические,
справочные, информационные и
другие материалы. Историко-правовая
комиссия проводит научные
конференции, симпозиумы, круглые
столы и другие формы научного
общения.
Конечно, комиссия пока
ещё находится на стадии своего
становления, но, с Божией помощью,
надеюсь, мы сумеем оказать
реальную помощь Святейшему
Патриарху, Синоду, а если
потребуется и епархиям Русской
Православной Церкви.
|