главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

ПРЕОДОЛЕНИЕ БЫЛЫХ СОБЛАЗНОВ

Церковь отделена, но не удалена от государства

17 ноября в Президент-отеле г. Москвы состоялся круглый стол (научно-практическое совещание) «Церковно-государственные отношения на рубеже XX-XXI веков», инициаторами проведения которого выступили Администрация Президента Российской Федерации и Историко-правовая Комиссия Русской Православной Церкви совместно с Макариевским фондом. 

Комиссия и фонд образованы сравнительно недавно и возглавляются митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием – нашим сегодняшним собеседником.

— Ваше Высокопреосвященство! Круглый стол рассмотрел проблематику церковно-государственных отношений на рубеже веков. Почему именно этой темой открылась работа возглавляемой Вами Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви?

— В год 2000-летия Рождества Христова это научно-практическое совещание задумывалось не только как одно из юбилейных мероприятий. Интерес к проведению круглого стола как со стороны Церкви, так и со стороны государства обусловлен был тем, что здесь встретились практики: представители епископата и священнослужители Русской Православной Церкви, представители властных федеральных структур – прежде всего Администрации Президента Российской Федерации, государственных органов, политики, ученые, деятели культуры. И все они, я повторяю, — практики, поскольку одна из целей диалога — конкретно и позитивно повлиять на дальнейшее развитие церковно-государственных отношений.

Поскольку миротворчество является одним из краеугольных принципов церковного служения, миссии Церкви, то не случайно, что в вопросах церковно-правовых и церковно-исторических все здравые силы призываются к диалогу и сотрудничеству самой историей. По итогам работы Исторической подкомиссии Юбилейной церковной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в октябре 2000 года была образована постоянно действующая Историко-правовая комиссия. В ее компетенцию входит не только историческое осмысление, но и правовое обеспечение церковно-государственных отношений. Это далеко не единственная точка приложения творческого и научного потенциала комиссии. Так, по благословению Священноначалия уже состоялась историко-этнографическая конференция, посвященная русской национальной традиции, нашему народу – “Православие и культура этноса”. Ее провел Институт этнологии и антропологии РАН при участии Историко-правовой комиссии.

— Наверное и Вы, Владыка, согласитесь, что в одночасье решить все сложности в такой непростой сфере, как церковно-государственные отношения, невозможно?

– Действительно, проблемы накапливались десятилетиями, и сфера эта чрезвычайно деликатна.

В Патриаршем приветствии участникам круглого стола наша Церковь верно названа “Церковью большинства”, поскольку она окормляет большую часть граждан России. Это требует от нас сформулированного, грамотного ответа на вызов времени, а полнота ответа будет во многом зависеть от того, какие принципы лежат в основании церковно-государственных отношений.

Cегодня Церковь и государство вряд ли смогут в реальном масштабе обойтись без взаимопомощи в таких областях, как гуманитарные, и прежде всего исторические, научные исследования, просвещение, изучение, охрана и реставрация культурного наследия, здравоохранение, социальное и благотворительное служение, окормление военнослужащих, духовно-воспитательная работа с осужденными.

— На совещании не раз звучала мысль, что Церковь и государство по существу своему разноприродные явления. Как Вы прокомментируете это?

— Бесспорен факт, что церковный организм неподвластен стихиям мира. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в заботе об их земном благополучии. Но как Богочеловеческий организм, имеющий социальную, историческую составляющую, Церковь соприкасается с миром, в том числе и с государством. Так и государство, существующее для устроения гражданской жизни, взаимодействует с Церковью.

Таким образом, хотя происхождение, природа и предназначение Церкви и государства разные, у них одно общественное призвание: взаимопомощь — без давления, без подмены друг друга. Что касается нашей страны, думаю, нет ничего, что могло бы сравниться с исторической ролью Православия в деле формирования России как государства и русских как нации. Эта связь очень глубоко и живо ощущается нашими соотечественниками.

— Но эта связь всякий раз разрывалась, когда предпринимались попытки слияния Церкви и государства.

— Церковь должна быть реально отделена от государства. Многовековая идея русского верующего народа о симфонии Церкви и государства ни в коем случае не предусматривала их объединение в единый организм, ни тем более взаимное подчинение. При этом, конечно, Церковь в своей социально-общественной, экономической и иной – не сакральной деятельности является объектом государственного права. Я не могу не процитировать одного из участников состоявшегося круглого стола: “Когда возникает такое высокое понятие, как Родина — интересы общие”. Хотелось бы верить, что наступление нового века положит начало новым отношениям Русской Православной Церкви и Российского государства, основанным на взаимном уважении и доверии, глубоком осознании ответственности перед нашим народом, перед Россией.

Вел беседу Александр КОРОЛЕВ.

Список участников круглого стола

Газета "  Труд "  2000 г.