|
Митрополит
Воронежский и Липецкий МЕФОДИЙ
на заседании Юбилейного
Архиерейского Собора |
Митрополит
Воронежский и Липецкий Мефодий
отвечает на вопросы "Российской
газеты".
- Владыко,
как вы оцениваете итоги
прошедшего Архиерейского
Собора?
- Еще
задолго до начала его работы
многим казалось, что от
Архиерейского юбилейного
Собора трудно будет ожидать
глобальных для церковной
жизни решений. Но Русская
православная церковь
заявила о принятии именно
таких решений по самым
сложным, самым наболевшим
вопросам, волнующим и народ
церковный, и
священноначалие.
И в этом мне
видится главный итог Собора.
Важно и то, что заседания
проходили в стенах
возрожденного всем народом
храма Христа Спасителя, где
главный престол освящен в
честь Рождества Христова,
2000-летию которого был
посвящен Архиерейский Собор.
Важно, что
церковь в духе братского
единомыслия, которым были
благословлены все соборные
деяния собравшихся в Москве
архипастырей, сказала свое
слово не только о дальнейшем
устройстве жизни внутри
церковной ограды, но и
высказалась о перспективах
своих отношений с
государством, обществом,
иными религиозными
организациями. При этом
архиерейская полнота
Русской Православной Церкви
не только способна, но и
готова вести диалог с миром
внешним, противопоставить
нападкам и выпадам
взвешенность оценок и
здравую разумность. Каждое
из принятых решений явно или
опосредованно указывает
людям, находящимся и
приходящим в церковь, ищущим
совета или покровительства
Церкви, путь ко спасению во
Христе. Это общая и основная
наша задача, которая всегда
была, есть и остается, потому
что в этом состоит миссия
Церкви в мире.
- Как, на
ваш взгляд, решения,
принятые Собором, отразятся
на жизни верующих россиян?
-
Православные верующие - это
добрая половина граждан
Российской Федерации. И
большинство из них понимает,
что принятые Собором
решения - это не только
показатель самосознания
церковного общества, но и
общества гражданского, то
есть всей России. А значит,
воздействие соборных деяний
никак не может быть
ограничено приходом,
монастырем или епархией.
Взять хотя бы вопрос о
канонизации царской семьи.
Он казался острым и даже
скандальным, но не стал
камнем преткновения -
принято единогласное
решение о прославлении
государя императора и
членов его семьи в лике
страстотерпцев. А разве не
чудо - причисление к лику
святых более тысячи
мучеников и исповедников XX
века? Мы еще не осознали всю
невиданную мощь столь
величайшего прославления,
какового еще не бывало в
истории Русской и других
Поместных Православных
Церквей. Это прославление
безусловно окажет
величайшее духовное
воздействие и на
общественное бытие, и на
жизнь каждой семьи, и на
мироощущение всякой души
православной, и на будущие
поколения наших сограждан.
А разве не
является угрозой Церкви
влияние секулярных течений,
движений, которые пытаются,
я бы сказал, поработить
верующих? А что такое
церковь? Это общество
верующих людей. Многие
сейчас стремятся овладеть
душами, увести их, как
говорится, "в страну
далече". Основная задача
Церкви как раз в том, чтобы
сохранить это стадо
Христово, указать или
напомнить путь покаяния,
путь к Царству Божию. Что и
было сделано на Соборе.
На Соборе,
как вы знаете, были приняты
Основы социальной концепции,
обращение к Президенту
России В.В. Путину с просьбой
принять меры к возвращению
незаконно отнятого у Церкви
имущества, подтвержден
статус самостоятельности и
независимости Украинской
Православной Церкви,
получившей права широкой
автономии еще в 1990 году,
создающий хорошие
предпосылки для объединения
всех православных Украины в
лоне единой Церкви, была
утверждена новая редакция
Церковного устава.
Особенно
важной и необходимой
является сегодня постановка
таких программных вопросов,
как принятие социальной
концепции РПЦ и обращения к
Президенту с просьбой о
возврате церковной
собственности. Однако здесь,
мне думается, необходима
прежде всего глубокая
разработка проблемы и, что
очень важно, кропотливая,
каждодневная
разъяснительная работа на
всех уровнях. В первую
очередь это касается
отдаленных епархий и
приходов. Как и когда
начинать эту работу, каковы
основные цели и методы,
возможные трудности, узкие
места... Такая подробная
детализация в разработке
вопроса, на мой взгляд,
необходима как в столице,
так и на периферии.
Решение
вопроса о возврате того, что
некогда по праву
принадлежало Церкви, явится,
без сомнения, поистине
мудрым и справедливым шагом
со стороны государства,
которое, я верю, сегодня
действительно желает помочь
Церкви. В свою очередь и у
самой Церкви есть
естественное и объяснимое
желание восстановить
историческую
справедливость. Но для того,
чтобы наши общие намерения
не остались на бумаге, а
воплотились в конкретные
шаги и дела, необходима
серьезная правовая основа,
законодательные механизмы.
Иначе усилия не принесут
желаемого результата и
останутся лишь декларацией.
Нужна выработка единого
мнения, мировоззренческой
позиции, я бы сказал, даже
единой философии по этому
вопросу. Главное, чтобы все
решения осуществлялись по
четкой правовой схеме и в
строго очерченном правовом
поле. Благо, что эту
возможность нам дают и
Конституция, и соборные акты.
Вполне очевидно, что в этом
заинтересованы все: и
церковь, и общество.
Решения
Архиерейского Собора и есть
попытка Церкви ответить
соборным разумом на вопросы,
волнующие современное
общество, на которые церковь
пока только ищет ответ. Это и
отношение Церкви к семье и
браку, к социальному
служению, к действиям,
устанавливающим контроль за
жизнью личности, к праву
христианина сопротивляться
власти, нарушающей
установления и заповеди
Божии. Впервые
взаимодействие с
государственной властью,
различными светскими
объединениями,
внецерковными СМИ нашло
структурированную соборную
формулировку. Причем
структурно настолько
объемную, что она требует
внимательного и
неторопливого рассмотрения.
Хотя со многими из принятых
положений нельзя
согласиться безоговорочно,
все же они свидетельствуют
об осознании Церковью своей
ответственности перед Богом,
личностью, обществом и
историей на совершенно ином,
чем три года назад, уровне.
Действенность церковного
делания нельзя оценивать
только количеством
взметнувшихся в небо
церковных куполов, а
реальным служением Церкви
народу российскому,
уставшему от непосильного
бремени, и устроением его
жизни на началах
христианской
нравственности, укорененных
в Евангелии и идеалах Святой
Руси.
- Не
могли бы вы рассказать о
деятельности Фонда имени
митрополита Макария,
который вы возглавляете?
- В 1995 г.
был возрожден фонд по
премиям памяти митрополита
Московского Макария (Булгакова),
учрежденный Русской
Православной Церковью,
правительством Москвы и
Российской академией наук.
Макариевская премия начиная
с 1882 г. и до драматических
событий 1917 г. оставалась
одной из самых престижных и
известных премий России и
многих других стран. Она
вручалась не только
богословам, но и ученым за
выдающиеся достижения в
самых различных областях
знаний и наук.
В 1867 г.
после обращения митрополита
Макария государь император
высочайше утвердил Главные
положения для присуждения
Императорской академией
наук и Святейшим Синодом
Макариевских премий по
академическим светским и
богословским наукам.
После
кончины митрополита Макария
в 1882 г. последнее
присуждение премий от имени
академии наук состоялось в
1913 г., от имени Святейшего
Синода - в 1917 г.
За
полувековую историю
существования премий в ХIХ-ХХ
вв. их получили более 120
известных российских ученых:
историки А.А. Кочубинский и Д.М.
Петрушевский, военные
теоретики А. Редигер и Г. В.
Форстен, филологи А.В.
Экземплярский и М.И.
Михельсон (автор многих
словарей русского языка и
литературы), краеведы Л.В.
Щерба и И.С. Бердников,
геологи С.О. Макаров (за
исследование Средиземного
моря и Тихого океана) и И.В.
Мушкетов (геологические
описания Туркестана),
известные классики
отечественной науки В.В.
Докучаев (автор труда "Русский
чернозем") и Н.И. Билибин (за
математический курс
тригонометрии),
священномученик Иларион (Троицкий)
и священник Павел
Флоренский. Премиями были
отмечены труды по русской и
всеобщей истории и
этнографии, истории права и
вероисповеданий, психологии,
химии, богословским наукам и
искусствоведению, а также
лучшие учебники и учебные
пособия.
В 1994-1995 гг.
по инициативе Святейшего
Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II
совместно с Российской
академией наук и
правительством Москвы были
созданы Фонд по премиям
памяти митрополита Макария
и комитет фонда, которые
взяли на себя подготовку и
организацию присуждения
премий в 1997 и 1999 гг., в
результате чего 27 лауреатов
были награждены премиями.
В 1999 г.
состоялось второе
присуждение премий памяти
митрополита Макария.
Прибавилась новая номинация
- "История России",
заметно возрос интерес
научной общественности к
конкурсу и авторитет премий.
К конкурсу были допущены 95
работ, в результате 13
лауреатов получили
премиальные награды. С
публикациями премированных
работ был издан особый номер
научного журнала "Исторический
вестник", который
издается под нашим началом
совместно с Историко-правовой
комиссией, также мною
возглавляемой.
Признанием
общественно-церковной
значимости современной
Макариевской премии стало
выведение ее из-под
налогообложения Указом
Президента Российской
Федерации В.В. Путина.
В начале 2000
года решением Совета
учредителей Макариевский
фонд был реорганизован с
целью активизировать
развитие отечественной
гуманитарной науки, как
церковной, так и светской.
Мне было поручено
возглавить фонд с тем, чтобы
закрепить основные цели
возрожденной Макариевской
премии: оказание
материальной поддержки
ученым-историкам, особенно
молодым, стимулирование
исследовательской
деятельности по истории
России, истории
Православной Церкви и
истории Москвы, которая
существенно обогащает науку,
внося в нее новые факты,
наблюдения и воззрения,
консолидацию научных
интересов светской и
церковной интеллигенции в
восполнении пробелов
гуманитарного знания.
Сегодня, по
итогам полугода своего
обновленного существования,
фонд представляет одну из
немногих научных структур,
которая объединила в себе
интересы как академической,
так и церковной науки. В
настоящее время к фонду
обращены взоры российской и
столичной интеллигенции:
прежде всего это ученые из
институтов российской и
всеобщей истории, МГУ и
других российских
университетов, духовных
школ Русской Православной
Церкви.
В настоящее
время собственными силами
отремонтировано помещение
фонда (Москва, ул. Нижняя
Сыромятническая, д. 10а, 3-й
этаж), идет прием конкурсных
работ на премию 2001 года и по
нашему предложению
Святейшим Патриархом
принято решение об
учреждении ежегодных
Макариевских стипендий для
лучших учащихся
православных духовных
академий в целях повышения
интереса к изучению истории
России и Русской
Православной Церкви и
побуждения к
самостоятельным
исследованиям в этой
области. Это одна из
совместных общественных
научных акций, которые
проводит Макариевский фонд
и Историко-правовая
комиссия Русской
Православной Церкви.
-
Уточните, пожалуйста,
Владыко: Историко-правовая
комиссия - еще одно из
направлений в вашей
деятельности?
- Да,
действительно. Святейший
Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II подписал указ
об образовании
общецерковной постоянно
действующей Историко-правовой
комиссии и назначил меня ее
председателем. Это очень
ответственное назначение,
которое, безусловно,
основывается на имеющемся
опыте по исторической
проблематике и станет
естественным продолжением в
области исторического
наследия и его правового
обеспечения сегодня. Это и
проведенные научные
конференции, и издание
научного журнала "Исторический
вестник", и подготовка
выставок.
- Что бы
вы пожелали читателям "Российской
газеты"?
- Русская Православная
Церковь не
отделяет себя от народа. Она
всегда вместе с ним
переживала все горести и
скорби смутных времен,
революции, безвластия,
поспешные реформы и
перевороты.
В самые
трудные переломные моменты
отечественной истории лишь
вера, единство, соборность
были той спасительной силой,
которая выводила и
освобождала от, казалось бы,
неминуемой гибели. Однако в
потоке повседневных
конкретных дел и проблем мы,
увы, как правило, разобщены,
не можем договориться друг с
другом в мелочах, не находим
общего языка в простых и
разрешимых вопросах. Обиды и
амбиции каждого мешают
общему делу. Каждый
закрывается по своим
квартирам, растлевая,
обесценивая и растаскивая
то общее, благое, высокое,
что составляет гордость
нации, ее духовную основу.
Чтобы этого
не происходило, необходимо
жестко и беспристрастно
посмотреть на себя и
попытаться изменить в себе
мелкое недостойное, то, что
мешает активной гражданской
позиции, сотрудничеству в
созидании новой великой
России.
Дела наши по
обустройству Отечества
связаны неразрывно и с нашим
духовным деланием. По словам
святителя Московского
Филарета (Дроздова), "худой
гражданин царства земного и
для Небесного не годен".
|