Архиепископ Петр II (Соколов Павел Иванович) родился 3 июня 1863 года в деревне
Балтай (Болтай, Садовка) Вольского уезда Саратовской губернии в семье
священника. В 1885 году он окончил Саратовскую духовную семинарию, был учителем
в школах Саратова. С 23 февраля 1886 года служил священником в разных храмах
Саратовской епархии. В 1892–1913 годах Павел Соколов был Саратовским
епархиальным миссионером. С 1913 по 1923 год – настоятель храма в Саратовском
женском монастыре. В 1917 году состоял членом комиссии по обследованию
чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в селе Родниках Николаевского уезда
Саратовской епархии. В начале 1920-х годов он овдовел, у него был сын Павел, в
1930-е годы находившийся в ссылке на Дальнем Востоке, и дочь Нина, вышедшая
замуж за учителя Архангельского, жившего в селе Базарный Карабулак Саратовской
области.
В 1922 году, по словам митрополита Мануила (Лемешевского), “о. Павел вел
активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих
товарищей-священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с
большой речью на общем собрании саратовского духовенства, созванном по
инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и
около двадцати пяти диаконов. О. Павел говорил после главарей обновленчества и с
полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер
обновленческого Высшего Церковного управления (ВЦУ). Он же был главой делегации,
направленной к епископу Тихону Уральскому (проживавшему тогда в городе
Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской
епархией”.
После отказа епископа Уральского Тихона (Оболенского; †1926; впоследствии
митрополита), когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, вдовый
священник Павел Соколов постригся в монахи и принял имя Петра. 18 марта 1923
года тайно, в скиту, находившимися на покое бывшими викариями Саратовской
епархии архиереями Иовом (Рогожиным; †1933) и Варлаамом (Ряшенцевым; †1942) он
был тайно хиротонисан во епископа Сердобского. При встрече Патриарх Тихон сделал
ему выговор за рукоположение без его разрешения, но в сане утвердил. В 1923 году
Петр стал епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Имеются упоминания о
том, что владыка в 1923 году так же временно управлял Астраханской, Пензенской,
Самарской и Уральской епархиями.
В конце 1923 года успешно боровшийся с обновленчеством епископ Петр был
арестован и отправлен на Соловки. Там он пребывал вместе с епископом Захарием
(Лобовым). Как и его собратья по лагерю, Петр в июне 1926 года подписал
знаменитое обращение соловецких епископов к правительству. В 1926 году Петр
освободился из заключения с запретом проживания в шести (или семи) городах. В
течение года он жил в Кирсанове на Тамбовщине, в 1927 году ему разрешили
переехать в Саратов и управлять местной епархией. По другим данным, Петр в
1928–1930 годах жил в Сердобске или Камышине.
В 1930 году Петр некоторое время был викарным епископом в Камышине, меньше
месяца носил титул епископа Могилевского. 5 сентября 1930 года Заместитель
Местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский; †1944;
впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси) назначил Петра епископом
Сталинградским. В руках верующих православной ориентации оставалась только одна
кладбищенская церковь. Служившие в ней епископ Петр и настоятель Алексей
Сердобольский пользовались репутацией гонимых властью, поэтому на их
богослужения стекалось много верующих. В 1932 году епископ Сталин-градский Петр
участвовал в работе летней сессии Синода, 16 апреля 1933 года ему был пожалован
сан архиепископа.
23 апреля 1935 года архиепископ Петр (Соколов) вместе со священником Алексеем
Сердобольским и диаконом Петром Златорунским был арестован по обвинению в
контрреволюционной пропаганде и связи с контрреволюционными группами “илиодоровцев”.
2 октября 1935 года епископу Петру засчитывается в наказание срок
предварительного заключения и его освобождают из-под стражи. Митрополит Сергий
решает перевести опального архиерея на другую кафедру и 25 ноября 1935 года
назначает его архиепископом Воронежским.
В начале декабря 1935 году архиепископ Петр приехал в Воронеж и поселился на той
же квартире, что и его предшественник, недавно арестованный архиепископ Захария
(Лобов), – в доме 47 по переулку Комарова. Епископская кафедра находилась тогда
в приречном старинном Успенском соборе. Отношения епископа с причтом церкви
вскоре не заладились, и 6 мая 1936 года он служил там в последний раз.
Священники отказались впустить владыку в храм. В ответ на такое своеволие Петр
уволил настоятеля собора протоиерея Алексея Образцова за штат, а церковного
старосту Илью Скрипицына отлучил от святого причастия. Клирики не выполнили
этого распоряжения, 17 июня в письме к владыке объявили о прекращении
молитвенного общения с ним и непризнании его своим архипастырем.
Сохранился указ Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита
Московского Сергия от 29 июля 1936 года, которым объявлялось всему причту
Успенского собора о том, что они подлежат лишению сана, а пока, как порвавшие
связь со своим епископом, числятся в расколе с Московской Патриархией и через
нее – с Православной Церковью. Но даже крайняя мера действия не возымела, и
доступа в кафедральный храм архиепископ Петр не получил. В такой раскольнической
акции священников Успенской церкви были весьма заинтересованы местные власти,
стремившиеся изолировать главу епархии и лишить его возможности проповедовать.
Конечно, и общая неустроенность церковной жизни, наличие расколов, отсутствие
налаженных связей с другими епархиями и Синодом накладывали свой отпечаток на
события в воронежском Успенском соборе.
Архиепископ Петр не прекращал своей проповеднической деятельности, он служил в
других оставшихся храмах, ездил по епархии. 19 августа 1936 года он служил в
церкви подворонежского села Орлово.
Органы НКВД начали интересоваться новым епископом еще в феврале 1936 года,
допросив церковного старосту И.Н. Скрипицына. Как в свое время и к Захарии
(Лобову), к Петру он относился резко отрицательно. В июле 1936 года допрашивали
владельца дома, где жил Петр, М.В. Гурова, и священника Успенской церкви, что в
слободе Монастырщенка, на левом берегу, И.И. Баженова.
В ночь с 27 на 28 октября 1936 года на квартире архиепископа был произведен
обыск (имеется опись конфискованных вещей, в числе 37 предметов архипастырского
облачения), после чего Петра арестовали. Предъявленное ему обвинение в
антисоветской агитации и пропаганде состояло из четырех пунктов, каждый из
которых базировался на показаниях конкретного лица. Главу епархии обвинили в
том, что он в декабре 1935 года в церкви вел монархическую пропаганду и
оскорбительно отзывался о Советской власти (показания церковного старосты И.Н.
Скрипицына), в марте 1936 года в проповеди призывал верующих к объединению
вокруг церкви (показания священника Успенского храма И.С. Котова), в апреле 1936
года произнес контрреволюционную проповедь (показания псаломщика Успенской
церкви И.Л. Назарченко), в июле 1936 года в разговоре враждебно толковал новую
конституцию (показания соседа по дому В. Егурнова).
В материалах дела есть упоминание о письменном заявлении, поданным церковным
старостой И.Н. Скрипициным следственным органам до возбуждения уголовного дела,
в котором речь шла о том, что проповеди Петра носят контрреволюционный характер.
Предъявленного обвинения Петр не признал. В конце декабря 1936 года был
арестован священник в селе Орлово под Воронежем Иван Семенович Отченашков
(родился в 1890 году в селе Татарино Бирюченского уезда Воронежской губернии). В
1930–1932 годах он отбывал заключение в Ухто-Печерском лагере по 58-й статье. В
дальнейшем И.С. Отченашков проходил по одному делу вместе с Петром как
“пособник, проводивший по его заданию враждебную пропаганду среди местных
крестьян”. Держался И.С. Отченашков на следствии твердо, никого не оговорил,
виновным себя не признал.
Дело архиепископа Петра и священника И.С. Отченашкова рассматривалось в закрытом
заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Обвиняемые
были признаны виновными и приговорены к пяти годам лагерей и трем годам
поражения в правах.
По сведениям зарубежных изданий, архиепископ Петр (Соколов) умер 16 мая 1937
года в возрасте 74 лет. Место смерти – воронежская тюрьма или лагерь – не
установлено. Дальнейшая судьба И.С. Отченашкова неизвестна. Пересмотр дела и
реабилитация последовали в феврале 1992 года.
Источники и литература
ЦДНИ ВО, Д. 9353, Оп. 2, Д. 23242.
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до
наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969.
Машинопись. С. 749–751.
Акиньшин А. “Безропотно нести свой крест…”: Архиепископ Петр Соколов //
Воронежский курьер. 1993. 14 авг.
Иванов С., Супрун В. Православие на волгоградской земле: епархии и епископы.
Волгоград, 2002. Ч. 2. С. 23, 35–41.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893
по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 5. С. 401–402.
Петр (Соколов) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 842–843.
Польский М. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1949, 1957. Репринтное
издание: М., 1993. Ч. 1. С. 168; Ч. 2. С. 279
Регельсон Л. Трагедия русской церкви. 1917–1945 / Послесл. прот. Иоанна
Мейендорфа. Париж, 1977. С. 516
Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 176.
Русские православные иерархи. Исповедники и мученики: Фотоальбом. – Париж, 1986.
С. 60.
Сапелкин Н. Воронежские святители в ХХ веке // Воронеж православный. 1997. № 6.
Он же. Судьба владыки // Воронеж православный. 1998. № 4. С. 8.
|