Епископ Алексий (Буй Семен [по другим данным: Александр,
Алексей] Васильевич) родился в 1892 году в поселке Ксениевском Новокусковского
уезда Томской губернии в крестьянской семье. 29 сентября 1915 года пострижен в
монашество с именем Алексия, 11 октября 1915 года рукоположен во иеродиакона. В
1917 году окончил Томскую духовную семинарию и с апреля 1917 года как иеромонах
служил при Томском архиерейском доме, по некоторым данным был келейником
архиепископа Томского и Иркутского Анатолия (Каменского; †1925).
В 1920 году иеромонах Алексий переехал в Иркутск, где через два года был
арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, после трехмесячного
тюремного заключения освобожден.
В 1922–1923 годах служил настоятелем Александро-Невского монастыря
Бугульминского уезда Самарской губернии.
1 января 1924 года хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской
епархии, с 13 марта 1924 года – епископ Петропавловский, викарий Омской епархии;
с 1925 года – епископ Семипалатинский, викарий Омской епархии; с февраля 1926
года – епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии; с 1927 года – епископ
Уразовский, викарий Воронежской епархии.
По сведениям М.В. Шкаровского, “в начале 1927 года архиепископом Угличским
Серафимом (Самойловичем; †1937; в 2000 году канонизирован как священномученик),
временно исполнявшим обязанности Заместителя патриаршего Местоблюстителя в
период пребывания Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)
в заключении, назначен кандидатом на должность временно исполняющего обязанности
Заместителя Патриаршего Местоблюстителя”.
28 февраля епископ Алексий назначен управляющим Воронежской епархией с титулом
епископа Козловского. По сведениям же митрополита Мануила (Лемешевского),
Алексий управлял Воронежской епархией с декабря 1926 года с резиденцией
попеременно в Воронеже и Ельце.
Положение в Воронежской епархии на рубеже 1926–1927 годов оказалось весьма
сложным. Обновленчество, пошедшее на убыль при архиепископе Петре (Звереве), с
его арестом воспрянуло. После смерти архиепископа Тихона (Василевского) в 1926
году “живоцерковников” возглавил лжемитрополит Воронежский и всей
Центрально-Черноземной области Корнилий (Попов, 1874–1966). Власти по-прежнему
стремились использовать обновленцев для дискредитации православного духовенства.
Им было передано большинство храмов в Воронеже, в их же руках находился
Митрофановский монастырь.
Едва появившись в Воронеже, епископ Алексий сразу же привлек внимание чекистов,
на него стали собирать компрометирующие материалы. Известно, что для ОГПУ
наблюдение за епископом и его приверженцами проходило как “агентурная разработка
под названием “Стадо”.
В начале января 1928 года епископ Алексий, поддержанный ссыльными священниками
С.Д. Гортинским, П.Новосельцевым, И.Пироженко, Н.А. Пискановским, В.П. Чиликиным
и другими, объявил митрополита Сергия “еретиком” и стал ориентироваться вначале
на митрополита Иосифа (Петровых; † после 1937), а затем на архиепископа Димитрия
(Любимова; † после 1937). 22 января 1928 года Алексий обратился с посланием
клиру и мирянам своей епархии: “Будучи волею Божией <…> облечен высокими
полномочиями быть стражем Воронежской Церкви, <…> вполне разделяя мнения и
настроения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от
митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их”.
Пять дней спустя последовала реакция митрополита Сергия: “за раздорническую
деятельность” епископ предавался архиерейскому суду, запрещался в
священнослужении и увольнялся на покой.
Одновременно один из воронежских викариев, епископ Богучарский Владимир
(Горьковский), объявил пастве об “отпадении” Алексия от церкви и заявил о своих
притязаниях на управление епархией; епископ Алексий, в свою очередь, “не
благословил” общение с епископом Владимиром.
27 марта 1928 года епископ Алексий (Буй) был запрещен в священнослужении и
освобожден от управления епархией. Указом митрополита Сергия в апреле 1928 года
Воронежская епархия передана была во временное подчинение архиепископу
Смоленскому Макарию (Звездову; † после 1935).
Однако значительная часть приходов в Воронеже и за пределами города не признала
его власти, а осталась верна епископу Алексию, который жил в это время
попеременно то в Воронеже, то в Ельце.
Нередко он бывал в Москве, где 7 марта 1929 года был арестован и отправлен на
три года в Соловецкий лагерь. Одновременно с ним было сослано еще 14 епископов,
не признавших над собою верховенства митрополита Сергия.
Приходы, оставшиеся после ареста епископа Алексия без пастырского окормления,
обращались со своими нуждами к епископу Серпуховскому Максиму (Жижиленко;
†1931), архиепископу Димитрию (Любимову) и епископу Бахмутскому и Донецкому
Иоасафу.
В апреле 1929 года главой епархии был назначен архиепископ Воронежский и
Задонский Захария (Лобов).
Епископ Алексий находился на Соловках, но влияние его в Воронеже сохранялось. К
тому же было очевидно, что срок свой он получил из-за внутрицерковных распрей, и
это придавало ему ореол мученика за веру.
Воронежские чекисты оформляют на епископа Алексия дело по обвинению во
враждебной советской власти деятельности. Епископ был представлен главой
контрреволюционной церковно-монархической организации, насчитывавшей 492
человека, 22 из которых чекисты включили в ее “руководящий центр”. В феврале
1930 года были задержаны 134 человека, на Соловках вторично арестованы епископ
Алексий, Н.Н. Дулов и И.Г. Стеблин-Каменский и этапированы в Воронеж. Несколько
допросов епископа следователем А.В. Казанским успеха не принесли. На последнем
протоколе Алексий собственноручно начертал: “Виновным себя ни в чем не признаю”.
Коллегия ОГПУ вынесла внесудебный приговор 28 июля 1930 года: 12 человек (в их
числе епископ Алексий) приговорены к расстрелу, остальные – к разным срокам
лагерей, от трех до десяти лет. В ночь на 2 августа 1930 года в воронежской
тюрьме были расстреляны священники И.Г. Стеблин-Каменский, С.Д. Гортинский, Ф.М.
Яковлев, А.Н. Архангельский, Г.Н. Никитин, М.П. Тымчишин, настоятель
Алексеевского Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий
(Пожаров) и Кузьма (Вязников), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников.
Все расстрелянные канонизированы в августе 2000 года как священномученики, кроме
М.П. Тымчишина.
Приговор в отношении епископа Алексия начальство распорядилось в исполнение не
приводить. Он был привлечен обвиняемым по новому делу “Всесоюзного центра
“Истинное Православие” и переведен в московскую тюрьму. 3 сентября 1931года
высшая мера наказания для него была заменена на десять лет лагерей. Дальнейшее
заключение епископ Алексий отбывал в Свирском лагере и на Соловках.
Как отмечает М.В. Шкаровский, 4 января 1932 года он написал письмо И.В. Сталину
о сочувствии рабоче-крестьянской власти и с просьбой о помиловании.
19 декабря 1932 года епископ Алексий был арестован на Соловках и вновь отправлен
в Воронеж, где было “обезврежено новое объединение буевцев”. Теперь численность
церковно-монархической организации усилиями чекистов выросла до тысячи человек,
она якобы имела девять опорных пунктов и сорок ячеек. Организация носила теперь
“повстанческий характер” и “готовила вооруженное выступление для свержения
Советской власти”.
Длительное заключение сломило волю Алексия, и уже 25 декабря 1932 года он
собственноручно написал покаяние: “Благодаря своему воспитанию и окружавшей меня
среде, я за время существования революции был враждебно к ней настроен и,
естественно, проявил в своей деятельности таковую же враждебность и
непримиримость к Советской власти, в чем я перед ней раскаиваюсь. Жизнь в
исправительно-трудовых лагерях и постоянные размышления о взятой мною
неправильной позиции привели меня к тому, что у меня изменились отношения к
Советской власти и что я теперь, с нынешнего часа, решительно отметаю от себя
всякую контрреволюционность и отмежевываюсь от всякой контрреволюции. Обещаюсь в
будущем не проявлять никакой контрреволюционной деятельности”.
Подписав угодные следствию протоколы о работе церковно-монархической организации
и ее составе, епископ Алексий избежал нового лагерного срока. Дело в отношении
него 2 апреля 1933 года было прекращено.
Остальным обвиняемым коллегия ОГПУ вынесла заочный приговор 28 марта 1933 года:
22 человека приговорены к заключению в лагерь на десять лет, 46 человек – к
меньшим срокам или к ссылке в Казахстан. Иеромонахи Вассиан (Молодцкой),
Варсонофий (Фурсов), Серафим (Протопопов), священники Александр Дубинин и
Дмитрий Загуменный, мирянин Федор Лузганов были приговорены к расстрелу,
замененному после длительного ожидания смерти десятью годами лагерей.
Епископа Алексия вновь отправили на Соловки, где он работал в деревополировочном
цехе. В 1937 году он переведен на тюремный режим. 9 октября 1937 года “тройкой”
УНКВД по Ленинградской области приговорен к смертной казни. Епископ Алексий
(Буй) расстрелян 3 ноября 1937 года в урочище Сандармох близ города
Медвежьегорска в Карелии.
В 1981 году он канонизирован Русской Православной Церковью за границей.
Источники и литература
ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 1.
ЦДНИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 16967. Т. 12; Д. 17699. Т. 1–5; 24705. Т. 1–7.
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до
наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. С.
746–748.
Акиньшин А. “Виновным себя ни в чем не признаю” // Встреча:
Культурно-просветительная работа. 1992. № 10–12. С. 34–37.
Он же. Крест: Судьба епископа Алексия Буя // Воронежский курьер. 1992. 10, 13
янв.
Он же. Священномученик Алексий Воронежский // Православная жизнь (Джорданвилль).
1995. № 8. С. 4–16.
Он же. Церковь и власть в Воронеже в 1920–1930-е годы: (Процессы Петра Зверева и
Алексия Буя) // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С.
127–145.
Алексий (Буй) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 822.
За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную церковь. 1917–1956.
Биографический справочник. М., 1997. Кн. 1. С. 58.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893
по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 1. С. 105.
Маргарита (Чеботарева). Катакомбные исповедники // Возвращение. 1993. № 2. С.
26–28.
Мемориальное кладбище Сандармох. 1937. 27 октября – 4 ноября: (Соловецкий этап).
СПб., 1997. С. 91.
Перов И.Н. С крестом и обрезом // Воронежские чекисты рассказывают. Воронеж,
1976. С. 86–96.
Польский М. Новые мученики Российские. Второе собрание материалов. Ч. 2.
Джорданвилль, 1957. Репринтное издание: М., 1993. С. 16, 57, 68, 69.
Регельсон Л. Трагедия русской церкви / Послесл. прот. Иоанна Мейендорфа. Париж,
1977. С. 448, 449, 464, 468, 477, 532, 542, 547, 549, 595.
Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 106–107.
Русские православные иерархи. Исповедники и мученики: Фотоальбом. Париж: 1986.
С. 10.
Сапелкин Н. Воронежские святители в ХХ веке // Воронеж православный. 1997. № 6.
Шкаровский М.В. Алексий (Буй) // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С.
661.
Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной церкви. СПб., 1999.
С. 38–49, 235–241, 274–275, 328–332.
|