Епископ Воронежский Алексий (Буй) (1926-1928)

Епископ Алексий (Буй Семен [по другим данным: Александр, Алексей] Васильевич) родился в 1892 году в поселке Ксениевском Новокусковского уезда Томской губернии в крестьянской семье. 29 сентября 1915 года пострижен в монашество с именем Алексия, 11 октября 1915 года рукоположен во иеродиакона. В 1917 году окончил Томскую духовную семинарию и с апреля 1917 года как иеромонах служил при Томском архиерейском доме, по некоторым данным был келейником архиепископа Томского и Иркутского Анатолия (Каменского; †1925).

В 1920 году иеромонах Алексий переехал в Иркутск, где через два года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, после трехмесячного тюремного заключения освобожден.

В 1922–1923 годах служил настоятелем Александро-Невского монастыря Бугульминского уезда Самарской губернии.

1 января 1924 года хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии, с 13 марта 1924 года – епископ Петропавловский, викарий Омской епархии; с 1925 года – епископ Семипалатинский, викарий Омской епархии; с февраля 1926 года – епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии; с 1927 года – епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии.

По сведениям М.В. Шкаровского, “в начале 1927 года архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем; †1937; в 2000 году канонизирован как священномученик), временно исполнявшим обязанности Заместителя патриаршего Местоблюстителя в период пребывания Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в заключении, назначен кандидатом на должность временно исполняющего обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя”.

28 февраля епископ Алексий назначен управляющим Воронежской епархией с титулом епископа Козловского. По сведениям же митрополита Мануила (Лемешевского), Алексий управлял Воронежской епархией с декабря 1926 года с резиденцией попеременно в Воронеже и Ельце.

Положение в Воронежской епархии на рубеже 1926–1927 годов оказалось весьма сложным. Обновленчество, пошедшее на убыль при архиепископе Петре (Звереве), с его арестом воспрянуло. После смерти архиепископа Тихона (Василевского) в 1926 году “живоцерковников” возглавил лжемитрополит Воронежский и всей Центрально-Черноземной области Корнилий (Попов, 1874–1966). Власти по-прежнему стремились использовать обновленцев для дискредитации православного духовенства. Им было передано большинство храмов в Воронеже, в их же руках находился Митрофановский монастырь.

Едва появившись в Воронеже, епископ Алексий сразу же привлек внимание чекистов, на него стали собирать компрометирующие материалы. Известно, что для ОГПУ наблюдение за епископом и его приверженцами проходило как “агентурная разработка под названием “Стадо”.

В начале января 1928 года епископ Алексий, поддержанный ссыльными священниками С.Д. Гортинским, П.Новосельцевым, И.Пироженко, Н.А. Пискановским, В.П. Чиликиным и другими, объявил митрополита Сергия “еретиком” и стал ориентироваться вначале на митрополита Иосифа (Петровых; † после 1937), а затем на архиепископа Димитрия (Любимова; † после 1937). 22 января 1928 года Алексий обратился с посланием клиру и мирянам своей епархии: “Будучи волею Божией <…> облечен высокими полномочиями быть стражем Воронежской Церкви, <…> вполне разделяя мнения и настроения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их”.

Пять дней спустя последовала реакция митрополита Сергия: “за раздорническую деятельность” епископ предавался архиерейскому суду, запрещался в священнослужении и увольнялся на покой.

Одновременно один из воронежских викариев, епископ Богучарский Владимир (Горьковский), объявил пастве об “отпадении” Алексия от церкви и заявил о своих притязаниях на управление епархией; епископ Алексий, в свою очередь, “не благословил” общение с епископом Владимиром.

27 марта 1928 года епископ Алексий (Буй) был запрещен в священнослужении и освобожден от управления епархией. Указом митрополита Сергия в апреле 1928 года Воронежская епархия передана была во временное подчинение архиепископу Смоленскому Макарию (Звездову; † после 1935).

Однако значительная часть приходов в Воронеже и за пределами города не признала его власти, а осталась верна епископу Алексию, который жил в это время попеременно то в Воронеже, то в Ельце.

Нередко он бывал в Москве, где 7 марта 1929 года был арестован и отправлен на три года в Соловецкий лагерь. Одновременно с ним было сослано еще 14 епископов, не признавших над собою верховенства митрополита Сергия.

Приходы, оставшиеся после ареста епископа Алексия без пастырского окормления, обращались со своими нуждами к епископу Серпуховскому Максиму (Жижиленко; †1931), архиепископу Димитрию (Любимову) и епископу Бахмутскому и Донецкому Иоасафу.

В апреле 1929 года главой епархии был назначен архиепископ Воронежский и Задонский Захария (Лобов).

Епископ Алексий находился на Соловках, но влияние его в Воронеже сохранялось. К тому же было очевидно, что срок свой он получил из-за внутрицерковных распрей, и это придавало ему ореол мученика за веру.

Воронежские чекисты оформляют на епископа Алексия дело по обвинению во враждебной советской власти деятельности. Епископ был представлен главой контрреволюционной церковно-монархической организации, насчитывавшей 492 человека, 22 из которых чекисты включили в ее “руководящий центр”. В феврале 1930 года были задержаны 134 человека, на Соловках вторично арестованы епископ Алексий, Н.Н. Дулов и И.Г. Стеблин-Каменский и этапированы в Воронеж. Несколько допросов епископа следователем А.В. Казанским успеха не принесли. На последнем протоколе Алексий собственноручно начертал: “Виновным себя ни в чем не признаю”.

Коллегия ОГПУ вынесла внесудебный приговор 28 июля 1930 года: 12 человек (в их числе епископ Алексий) приговорены к расстрелу, остальные – к разным срокам лагерей, от трех до десяти лет. В ночь на 2 августа 1930 года в воронежской тюрьме были расстреляны священники И.Г. Стеблин-Каменский, С.Д. Гортинский, Ф.М. Яковлев, А.Н. Архангельский, Г.Н. Никитин, М.П. Тымчишин, настоятель Алексеевского Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Кузьма (Вязников), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников.

Все расстрелянные канонизированы в августе 2000 года как священномученики, кроме М.П. Тымчишина.
Приговор в отношении епископа Алексия начальство распорядилось в исполнение не приводить. Он был привлечен обвиняемым по новому делу “Всесоюзного центра “Истинное Православие” и переведен в московскую тюрьму. 3 сентября 1931года высшая мера наказания для него была заменена на десять лет лагерей. Дальнейшее заключение епископ Алексий отбывал в Свирском лагере и на Соловках.

Как отмечает М.В. Шкаровский, 4 января 1932 года он написал письмо И.В. Сталину о сочувствии рабоче-крестьянской власти и с просьбой о помиловании.

19 декабря 1932 года епископ Алексий был арестован на Соловках и вновь отправлен в Воронеж, где было “обезврежено новое объединение буевцев”. Теперь численность церковно-монархической организации усилиями чекистов выросла до тысячи человек, она якобы имела девять опорных пунктов и сорок ячеек. Организация носила теперь “повстанческий характер” и “готовила вооруженное выступление для свержения Советской власти”.

Длительное заключение сломило волю Алексия, и уже 25 декабря 1932 года он собственноручно написал покаяние: “Благодаря своему воспитанию и окружавшей меня среде, я за время существования революции был враждебно к ней настроен и, естественно, проявил в своей деятельности таковую же враждебность и непримиримость к Советской власти, в чем я перед ней раскаиваюсь. Жизнь в исправительно-трудовых лагерях и постоянные размышления о взятой мною неправильной позиции привели меня к тому, что у меня изменились отношения к Советской власти и что я теперь, с нынешнего часа, решительно отметаю от себя всякую контрреволюционность и отмежевываюсь от всякой контрреволюции. Обещаюсь в будущем не проявлять никакой контрреволюционной деятельности”.

Подписав угодные следствию протоколы о работе церковно-монархической организации и ее составе, епископ Алексий избежал нового лагерного срока. Дело в отношении него 2 апреля 1933 года было прекращено.

Остальным обвиняемым коллегия ОГПУ вынесла заочный приговор 28 марта 1933 года: 22 человека приговорены к заключению в лагерь на десять лет, 46 человек – к меньшим срокам или к ссылке в Казахстан. Иеромонахи Вассиан (Молодцкой), Варсонофий (Фурсов), Серафим (Протопопов), священники Александр Дубинин и Дмитрий Загуменный, мирянин Федор Лузганов были приговорены к расстрелу, замененному после длительного ожидания смерти десятью годами лагерей.

Епископа Алексия вновь отправили на Соловки, где он работал в деревополировочном цехе. В 1937 году он переведен на тюремный режим. 9 октября 1937 года “тройкой” УНКВД по Ленинградской области приговорен к смертной казни. Епископ Алексий (Буй) расстрелян 3 ноября 1937 года в урочище Сандармох близ города Медвежьегорска в Карелии.

В 1981 году он канонизирован Русской Православной Церковью за границей.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 1.
ЦДНИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 16967. Т. 12; Д. 17699. Т. 1–5; 24705. Т. 1–7.
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. С. 746–748.

Акиньшин А. “Виновным себя ни в чем не признаю” // Встреча: Культурно-просветительная работа. 1992. № 10–12. С. 34–37.
Он же. Крест: Судьба епископа Алексия Буя // Воронежский курьер. 1992. 10, 13 янв.
Он же. Священномученик Алексий Воронежский // Православная жизнь (Джорданвилль). 1995. № 8. С. 4–16.
Он же. Церковь и власть в Воронеже в 1920–1930-е годы: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя) // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127–145.
Алексий (Буй) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 822.
За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную церковь. 1917–1956. Биографический справочник. М., 1997. Кн. 1. С. 58.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 1. С. 105.
Маргарита (Чеботарева). Катакомбные исповедники // Возвращение. 1993. № 2. С. 26–28.
Мемориальное кладбище Сандармох. 1937. 27 октября – 4 ноября: (Соловецкий этап). СПб., 1997. С. 91.
Перов И.Н. С крестом и обрезом // Воронежские чекисты рассказывают. Воронеж, 1976. С. 86–96.
Польский М. Новые мученики Российские. Второе собрание материалов. Ч. 2. Джорданвилль, 1957. Репринтное издание: М., 1993. С. 16, 57, 68, 69.
Регельсон Л. Трагедия русской церкви / Послесл. прот. Иоанна Мейендорфа. Париж, 1977. С. 448, 449, 464, 468, 477, 532, 542, 547, 549, 595.
Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 106–107.
Русские православные иерархи. Исповедники и мученики: Фотоальбом. Париж: 1986. С. 10.
Сапелкин Н. Воронежские святители в ХХ веке // Воронеж православный. 1997. № 6.
Шкаровский М.В. Алексий (Буй) // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 661.
Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной церкви. СПб., 1999. С. 38–49, 235–241, 274–275, 328–332.
 

© А.Н. Акиньшин