|
Митрополит
Владимир (Шимкович Василий) родился 26 января 1841 года в селе Тереховка
Гомельского уезда Могилевской губернии в семье священника.
В 1867 году окончил Киевскую
духовную академию и в следующем году рукоположен в священника. В 1879
году возведен в сан протоиерея.
В 1884 году, уже в зрелом возрасте, овдовев,
Василий Шимкович принял монашество с именем Владимира.9 мая 1887 года состоялась хиротония архимандрита Владимира во епископа
Нарвского, одного из викариев Петербургской епархии.
Впоследствии нес
пастырское послушание в Сумах (1890), Екатеринославе (1892),
Екатеринбурге (1896). 2 июня 1897 года епископ Владимир уволен на покой с
местопребыванием в Корсунском монастыре Таврической епархии.
С 1900 года - епископ Острогожский, викарий Воронежской
епархии.
В мае 1913 года преосвященный Владимир предстательствовал при погребении
архиепископа Анастасия.
8 августа 1923 года
Владимир назначен управляющим Воронежской епархией с возведением в сан
архиепископа. Умер 7 января 1926 года. |
Митрополит
Владимир (Шимкович Василий) родился 26 января 1841 года в селе Тереховка
Гомельского уезда Могилевской губернии в семье священника, белоруса по
национальности. Первоначальное религиозно-нравственное образование получил дома,
затем учился в Могилевской духовной семинарии. В 1867 году он окончил Киевскую
духовную академию и в следующем году рукоположен в священника одной из
приходских церквей в Могилеве. В 1870 году Василий Шимкович получил назначение
преподавателем в Могилевскую семинарию, в 1871 году признан в степени кандидата
богословия. В 1872 году стал членом Могилевской духовной консистории, в 1879
году возведен в сан протоиерея. В 1884 году, уже в зрелом возрасте, овдовев,
Василий Шимкович принял монашество с именем Владимира и вскоре стал
архимандритом Могилевского Братского монастыря.
9 мая 1887 года состоялась хиротония архимандрита Владимира во епископа
Нарвского, одного из викариев Петербургской епархии. В последующие годы он нес
пастырское послушание, кроме Нарвы, в Сумах (1890), Екатеринославе (1892),
Екатеринбурге (1896). 2 июня 1897 года епископ Владимир уволен на покой с
местопребыванием в Корсунском монастыре Таврической епархии. Имел ордена святой
Анны I степени и святого равноапостольного князя Владимира III степени.
31 января 1900 года Высочайше утвержден доклад Святейшего Синода “о бытии
пребывающему на покое в Херсонесском Святого Владимира монастыре Таврической
епархии преосвященному Владимиру епископом Острогожским, викарием Воронежской
епархии”. В марте 59-летнего викария торжественно встречала епархия. Резиденцией
его стал старинный, но тихий и малолюдный Алексеевский Акатов монастырь. Епископ
Владимир сослуживал владыке Анастасию (Добрадину) во всех делах: инспектировал
сельские приходы и духовные училища, рукополагал священников, освящал храмы,
участвовал в работе Церковного историко-археологического комитета и
миссионерского общества. Он был председателем епархиального училищного совета и
много приложил труда в деле образования в церковноприходских школах.
По настоянию епископа Владимира в Алексеевском Акатовом монастыре была
отремонтирована двухэтажная церковь и организованы для прихожан воскресные
религиозно-нравственные чтения со световыми картинками. В первом ярусе
надвратной колокольни была устроена крестовая церковь, освященная 27 июня 1903
года во имя преподобного Сергия Радонежского. Крытым переходом домовый храм
соединялся с покоями настоятеля и епископа.
В мае 1913 года преосвященный Владимир предстательствовал при погребении
архиепископа Анастасия. Новым главой епархии Святейший Синод назначил Тихона IV
(Никанорова). Епископ Владимир, вступивший в почтенный возраст, желал до конца
дней своих остаться в Воронеже и не чаял себе другой судьбы. В революционную
пору Алексеевский монастырь и живущий в нем пастырь первое время оставались в
тени.
Тяжелую длань безбожной власти первыми почувствовали владыка Тихон и иноки
Митрофановского монастыря.
Оба иерарха не покинули свою паству и не ушли с отступавшим корпусом генерала
А.Г. Шкуро. На третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года, архиепископ
Тихон был повешен прямо в соборе, на Царских вратах, во время богослужения.
Отпевание и достойное погребение, подготовленное епископом Владимиром с участием
епископа Верейского Модеста (Никитина), состоялось только 2 марта 1920 года.
Выбор Святейшего Патриарха Тихона пал на выходца из Калуги. Архиепископ Тихон V
(Василевский), который вынужден был после февраля 1917 года по требованию мирян
и клириков Курской епархии подать прошение об отставке и находился не у дел,
переводится летом 1920 года в Воронеж. Он оказался нестойким в своих убеждениях
и вскоре перешел в лагерь “обновленцев”. Верующие и приходы, которые отрицали
церковный раскол в лице “живоцерковников”, объединились вокруг епископа
Владимира и старцев Алексеевского Акатова монастыря. В руках “обновленцев”
оказались Митрофановский монастырь и кафедральный Троицкий Смоленский собор.
Церковная дисциплина мешала епископу Владимиру прямо заявить о своем
неповиновении епархиальному архиерею и проводимой им политике.
В августе 1923 года собрание группы духовенства и верующих в Никольском храме
постановило просить Святейшего Патриарха Тихона принять епархию в каноническое
общение, сместить Тихона (Василевского) и утвердить во главе ее епископа
Владимира (Шимковича). Патриарх принял это предложение, 8 августа 1923 года
Владимир назначен управляющим Воронежской епархией “с возведением в сан
архиепископа за долговременную службу архиереем”.
В тот момент ему в Воронеже подчинялись пять храмов: в Акатовом и Покровском
монастырях, Воскресенская, Петропавловская и Троицкая на Терновой поляне.
Епископ Владимир все время поддерживал отношения с Патриархом Тихоном, ставя его
в известность обо всем происходящем в епархии. Игумен Дамаскин (Орловский)
приводит текст письма епископа Патриарху Тихону: “С самоотвержением буду
исполнять поручение Ваше относительно попечения о верных чадах святой
Православной Церкви в Воронежской епархии, насколько достанет у меня умения и
сил.
До настоящего времени я не имел молитвенного общения с женатыми епископами и
второбрачными клириками, не принимал участия в хиротониях их, несмотря на
настояния и просьбы, не участвовал и в собираемых местными обновленцами съездах
и пастырских собраниях, проводимых под обычным неустранимым давлением местного
епархиального управления. Как на прошлогодний июльский съезд обновленцев, так и
на майский настоящего года смотрю как на скопище злоумышляющих на чистоту
православия Русской Церкви; постановления этих съездов признаю не имеющими силы
и совсем необязательными, а программы и доклады всех обновленческих групп,
преобладавших на этих съездах, считаю явно еретическими, судя по содержанию их.
Пастыри Воронежской епархии, терроризированные репрессиями и угрозами, пока
молча терпят засилие обновленцев и вместе со всею почти паствою ожидают
распоряжений Вашего Святейшества, чтобы объединиться под Вашим отеческим
управлением и руководством…”.
В апреле 1924 года преосвященный Владимир вновь писал Патриарху Тихону: “В то
время, когда здешние обновленцы на созванном ими 24–28 марта съезде из избранных
ими благочинных и представителей уездных и викариальных управлений с четырьмя
женатыми епископами под председательством лжемитрополита Тихона, но без участия
мирян, издевались над православными, приписывая им разные суеверия, стачку с
кулачеством и усвояя им кличку тихоновщины и владимировщины, к немалому их
смущению получили радостную для православных весть о прекращении судебного
процесса по делу Вашего Святейшества. Все верующие чада Православной Церкви
воспрянули духом и окрылились надеждами на скорое падение засилия обновленцев,
поддерживаемого исключительными карами и угрозами. По наветам обновленцев на
меня был наложен домашний арест, томился в заключении епископ Елецкий Николай,
арестован и Бутурлиновский епископ Митрофан 22 марта, накануне обновленческого
узкопартийного съезда.
Вечером 9 апреля я освобожден из-под домашнего ареста, но с ограничением
“временно не говорить проповедей”. Я энергично, хотя и безрезультатно,
протестовал против такого ограничения, между прочим указывал, что не могу я
молчать, когда обновленцы извращают истины православия и поносят имя Вашего
Святейшества”.
В августе 1925 года архиепископ Владимир патриаршим Местоблюстителем
митрополитом Крутицким Петром (Полянским; †1937; впоследствии прославленным как
священномученик) был возведен в сан митрополита, как защитник православия и
борец с обновленчеством. В воспоминаниях современников так рисуется его облик:
“Своим тихим, ласковым светом, своей необыкновенной, проникновенной теплотой и
вниманием он согревал всех, приходивших к нему. Он не был блестящим архиереем.
Его тихий свет не был заметен на далеком расстоянии, но кто знал владыку
митрополита близко, всей душой предан ему и до конца дней своих сохранит в
сердце его светлый образ”.
Активная проповедническая деятельность митрополита Владимира и молодого епископа
Бутурлиновского Митрофана (Поликарпова), отъезд из Воронежа главы обновленцев
привели к оттоку верующих от раскольников, к уменьшению числа их приходов. После
ареста епископа Митрофана (1924) в Воронеж стал часто приезжать архиепископ Петр
(Зверев), чтобы помогать в служении и управлении епархией престарелому, медленно
угасавшему митрополиту. 3 января 1926 года преосвященный последний раз служил в
храме.
Митрополит Владимир (Шимкович) умер в Рождественскую ночь с 6 на 7 января 1926
года Его смерть и погребение описаны в послании бывшего коротоякского чиновника
А.А. Поспелова к известному русскому генеалогу Л.М. Савелову (он жил тогда в
Афинах) от 18 января 1926 года. А.А. Поспелов обитал на территории монастыря,
поэтому писал не с чужих слов: “Бывший викарий Острогожский Владимир, затем
архиепископ и наконец Митрополит Воронежский, в возрасте 87 лет, живя все время
в бывшем Алексеевском монастыре и отправляя богослужения, болел немного и
скончался 6-го сего января (в Рождественский сочельник по старому стилю) в 8
часов вечера, а 12-го назначены похороны его здесь же, под церковью, так как
особая депутация выхлопотала отмену запрещения хоронить (разрешалось лишь на
общем Чугуновском кладбище). Почитание старца весьма велико, судя по тому
паломничеству, которое было все эти дни и ночи, это что-то невероятное; бедность
митрополита выявилась сбором тарелочным “на похороны”; рытье могилы происходило
при участии богомольцев, выносивших землю из церкви в ограду; множество плачущих
не только женщин, но и мужчин; духовенства собралось множество, почесть вообще
достояная и при современных условиях жизни – поразительная. Хоронить приехал
митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов; †1928) и Петр, епископ
Старицкий. 12 января (нового стиля) состоялись похороны при громадном стечении
молящихся; одних священников было более 30; вообще – очень трогательно прощалась
паства со своим владыкою. Видимо, всколыхнулись воронежцы, а вот местная пресса
не проронила ни одного звука по поводу такого очевидно крупного события в жизни
населения, “темного и, конечно, невежественного” с точки зрения безбожника”.
Похоронили митрополита Владимира в склепе под полом Алексеевско-Владимирской
церкви, за правым клиросом. Пока обитель действовала, все панихиды служились над
могилой митрополита.
Летом 1931 года монастырь закрыли. По сведениям М.Польского (а он обычно
пользовался просочившимися из России рассказами очевидцев), на первом этаже
церкви устроили гараж. Ходили слухи, что могилу митрополита вскрыли и тело его
погребли на кладбище. Но возможно, что останки высокопреосвященного Владимира и
сейчас находятся в подполье восстановленной монастырской церкви.
Смуты и потрясения не повлияли на убеждения митрополита Владимира (Шимковича) в
торжестве православия, он не принял никаких нововведений и остался верен тому
выбору, который сделал в дни своей юности.
Источники и литература
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии
от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса,
1961–1969. С. 743–745.
Акиньшин А. Защитивший веру // Воронежский курьер. 1994. 23 июля.
Он же. Остался верен выбору // Воронеж православный. 2001. № 5–6. С. 8.
Блажейовський Д. Iерархiя Кипвськоi церкви (861–1996). Львiв, 1996. С. 390.
Владимир (Шимкович) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 829.
Воронежские епархиальные ведомости. 1900. № 5. С. 93.
Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь,
2000. Кн. 4. С. 453–456.
Из эмигрантской переписки Л.М. Савелова. Письма А.А. Поспелова из Воронежа /
Публ. О.Н. Наумова // Из истории воронежского края. Воронеж, 1998. Вып. 7. С.
236–237.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по
1965 гг. Куйбышев, 1966. Ч. 2. С. 256–257.
Новиков Н.Н. Епископы Пермские и Екатеринбургские: (Хронологическая справка) //
Труды Пермской ученой архивной комиссии. Пермь, 1903. Вып. 6. С. 156–158.
Польский М. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Ч. 2. С. 50–52.
Преосвященный Владимир, епископ Острогожский // Воронежские епархиальные
ведомости. 1900. № 5. С. 211.
|