Епископ Воронежский и Черкасский Епифаний (Канивецкий) (1816-1825)

Епископ Епифаний (Канивецкий Евдоким Саввич) родился в 1775/76 году в селе Богушкова Слобода Золотоношского уезда Полтавской губернии.

В 1794 году окончил Киевскую духовную академию. В 1800 году пострижен в монашество с именем Епифания. Тогда же был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.

В 1806 году Епифаний был произведен в архимандриты Виленского Свято-Духова монастыря. В 1808 году определен ректором Казанской духовной академии.

26 марта 1816 года Высочайшим указом по докладу Святейшего Синода хиротонисан во епископа на Воронежскую кафедру.

При епископе Епифании были открыты духовные училища в Воронеже, Павловске, Задонске, Бирюченское уездное духовное училище.

Епископ Епифаний (Канивецкий) умер в Воронеже 24 мая 1825 года и был погребен в приделе Благовещенского собора.

По его завещанию в 1826 году в Воронежскую духовную семинарию передано 213 книг на русском языке и 98 книг на иностранных языках.

Епископ Епифаний (Канивецкий Евдоким Саввич) родился в 1775/76 году в селе Богушкова Слобода Золотоношского уезда Полтавской губернии и был по происхождению малороссом. Первоначальное религиозно-нравственное образование он получил дома, продолжил в Переяславской семинарии, потом в Киевской духовной академии. По окончании академии в 1794 году он стал учителем Переяславской семинарии. В 1800 году там же пострижен в монашество с именем Епифания. Тогда же был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1805 году переведен в Новгородскую духовную семинарию учителем риторики и математики. В 1806 году Епифаний был перемещен в собор Александро-Невской Лавры и вскоре произведен в архимандриты Виленского Свято-Духова монастыря с оставлением на чреде служения и в должности учителя герменевтики и церковной истории при Александро-Невской семинарии.

В 1808 году архимандрит Епифаний определен ректором Казанской духовной академии и профессором богословия там же, одновременно он был настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря.

7 января 1811 года был награжден орденом святой Анны II степени “за благоустройство основанной в 1809 году при академии библиотеки для чтения”.

26 марта 1816 года Высочайшим указом по докладу Святейшего Синода хиротонисан во епископа на Воронежскую кафедру. Точная дата его приезда в город не установлена.

Епископ Епифаний продолжил и завершил в 1822 году строительство семинарии, начатое его предместником, епископом Антонием (Соколовым). По его примеру 16 сентября 1817 года Епифаний издал воззвание для рассылки по епархии, где просил клир и православную паству продолжить богоугодное дело жертвования на достройку корпуса. Общая сумма всех пожертвований на семинарию составила около 70 тысяч рублей. Однако этого было недостаточно и епископ Епифаний добился от Святейшего Синода денежной субсидии в размере 136 464 рублей, выделенных в течение трех лет (1819–1821) равными долями.

7 августа 1819 года и 20 января 1820 года преосвященный Епифаний утвердил инструкции для экономов мужских и женских монастырей.

Основываясь на указе Святейшего Синода от 19 ноября 1816 года об открытии в епархиях при семинариях уездных и приходских духовных училищ, преосвященный активно действовал в этом направлении. Были открыты духовные училища в Воронеже (1817), Павловске, Задонске (26 января 1819), Бирюченское духовное приходское училище (20 октября 1818) и уездное духовное училище (13 января 1825). Сбор средств на Бирюченское училище был начат еще при Антонии (Соколове) в 1814 году. С 1819 по 1822 год существовало Ольховатское духовное училище.

С 1817 года духовные семинарии вышли из непосредственного подчинения епархиальных архиереев и перешли в ведение Комиссии духовных училищ при Святейшем Синоде. Более значительную роль, чем прежде, стали играть ректор, префект и семинарское правление. Преосвященный Епифаний проявлял особенную заботливость о содержании учеников, он увещевал приходское духовенство не лишать семинаристов одного из источников их существования – зачисления за ними приходских мест. Он пожертвовал в семинарию шесть тысяч рублей, чтобы на проценты от этой суммы могли содержаться три семинариста. При нем особенным влиянием в учебном заведении пользовался инспектор И.Я. Зацепин.

Епископу Епифанию, впервые после длительного перерыва, довелось встречать в Воронеже особ императорской фамилии. 11–13 июля 1816 года здесь находился великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I), 3–4 сентября и 8–10 октября 1817 года – великий князь Михаил Павлович. 27 мая 1818 года и 23–25 июля 1820 года в Воронеж приезжал император Александр I. Каждый раз проходили торжественные встречи и молебны в кафедральном соборе, которые служил преосвященный Епифаний.

Как и его предместник, Епифаний в 1816 году стремился прекратить пещерокопательство, а подвижницу Марию Шерстюкову за ослушание предать суду. Однако в конце 1817 года он получил предписание министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына, где речь шла о Высочайшем разрешении устроить пещерную церковь. 30 августа 1819 года церковь была освящена во имя святого Александра Невского. При епископе Епифании обновлена крестовая церковь в архиерейском доме и освящена во имя Рождества Христова в 1825 году. 22 мая 1822 года он освятил храм во имя Святой Троицы на торговой площади Воронежа, ставший с 1836 года кафедральным собором. В 1822 году освятил домовую церковь Иоанна Богослова в здании духовной семинарии на Большой Дворянской улице (проспект Революции, 29).

В 1823 году доверенные лица подали прошение епископу Епифанию: “Прихожане Покровской церкви вознамерились по тесноте храма сего увеличить и распространить ее с довлеемым украшением живописи – так же со временем и настоящую [церковь]”. Придел они намеревались сделать длиною в 13 и шириною до 21 аршина, не прерывая богослужения и в храме, и в приделе. Прихожане просили благословения на выдачу “сборной книги” купцу Ивану Федоровичу Вяхиреву. Приход просил “господина архитектора Тимофея Сергеевича Кондратьева как прихожанина руководствовать в окончании сего дела”. “Сборная книга” купцу Вяхиреву была вскоре выдана и за несколько месяцев по ней было собрано 870 рублей. 19 июня епископ Епифаний утвердил “план и фасад распространения теплой церкви”.

В 1823 году в Воронеже было открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Вступительное слово в присутствии владыки произнес преподаватель семинарии и священник Троицкого собора Алексей Лебедев.

В 1816–1824 годах в России активно действовало Библейское общество, имевшее 57 отделений и 232 “сотоварищества” в губернских и уездных городах. По меньшей мере два таких отделения существовали в Воронежской епархии – в Острогожске и Ольховатке. “Ольховатское вспомогательное сотоварищество” в 1818–1819 годы возглавлял священник Стефан Чехов (?–1831). Очевидно, отделение Библейского общества было и в губернском Воронеже, тем более, что вице-губернатором здесь в 1816–1817 годах был М.Л. Магницкий (1778–1844). Кстати, в письме графу А.А. Аракчееву от 11 апреля 1817 года он дал весьма похвальную характеристику епископу Епифанию: “Здешний преосвященный, пастырь благочестивый и добродетельный, также знает истинное всего положение. Он давно гремит с кафедры соборной против врагов внутреннего порядка и злоупотреблений; но те, к кому сие относится, мало исправляются, и прекрасное здешнее духовенство за истинное апостольские проповеди страдает от разных гонений полиции, которая в противность самых законов ставит к нему постой”.

Епископу Епифанию (Канивецкому) суждено было управлять в своей жизни только одной епархией. Он умер в Воронеже 24 мая 1825 года и был погребен в приделе Благовещенского собора. По его завещанию в 1826 году в Воронежскую духовную семинарию передано 213 книг на русском языке и 98 книг на иностранных языках. В Отделе редких книг Научной библиотеки Воронежского государственного университета обнаружено девять его книг по философии и богословию.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 5; Ф. 44. Оп. 1. Д. 2.
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. III. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1968. Машинопись. С.504–508.

Абакумов В.М. Отдел редких книг Научной библиотеки ВГУ: (Перечень бывших книговладельцев) // Филологические записки. Воронеж, 1996. Вып. 7. С. 235.
Архимандрит Амвросий. Епифаний епископ // Воронежские епархиальные ведомости. 1879. № 16. С. 709–711.
Дневник купца А.П. Капканщикова / Предисл. и публ. П.А. Попова и Л.П. Сотниковой // Из истории воронежского края. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 181–206.
Дубровин Н.Ф. После Отечественной войны: (Из русской жизни в начале ХIХ века) // Русская старина. 1903. № 12. С. 491–492.
Замечательнейшее десятилетие в истории епархии Воронежской по части благотворительности (1812–1822) // Воронежские епархиальные ведомости. 1870. № 7. С. 332–348.
Исторические сведения о Задонском духовном училище // Воронежские епархиальные ведомости. 1886. № 22. С. 831–858.
Литвинов В.В. Из истории Воронежского епархиального попечительства о бедных духовного звания // Воронежская старина. Воронеж, 1915–1916. Вып. 14. С. 302–311.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи. 992–1892. М., 2002. Т. 1. С. 435.
Никольский П.В. История Воронежской духовной семинарии. Воронеж, 1899. Ч. 2. С. 14, 178–190.
Он же. Монашество на Дону // Воронежская старина. Воронеж, 1909. Вып. 8. С. 77–180.
Он же. Монашество на Дону в ХIХ веке // Воронежская старина. Воронеж, 1910. Вып. 9. С. 149–235.
Павловский И.Ф. Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губернии с половины ХVIII века. Полтава, 1912. С. 234.
Цитович Д. Открытие Бирюченского духовного приходского училища // Воронежская старина. Воронеж, 1907. С. 172–232.
Чистович И. История С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 138.
 

© А.Н. Акиньшин