|
Епископ
Иннокентий (Полянский Иван Федорович) родился 13 апреля 1751 года в селе Поляны
Рязанской губернии.
26
августа 1773 года принял монашеский постриг с именем Иннокентия. 25 января рукоположен во иеромонаха и
стал вице-префектом Рязанской семинарии.
29 июля 1788 года хиротонисан во епископа
Воронежского.Отличавшийся ученостью епископ Иннокентий в Воронеже стал
во главе духовного просвещения, обратив особое внимание на семинарию.
Епископ Иннокентий (Полянский) скончался 15 апреля 1794 года. Библиотека
преосвященного Иннокентия по его завещанию была пожертвована в
Александро-Невскую семинарию, в Московскую духовную академию, в
Рязанскую и Воронежскую семинарии.
Епископ Иннокентий в течение пятилетнего пребывания в Воронеже произнес и
написал около ста поучений, но не печатал их. Е.А. Болховитинов с большим трудом
восстановил тексты его поучений (не всех) по черновым рукописям. Сам
Болховитинов с большим уважением говорил об Иннокентии как об образцовом пастыре
и человеке. |
Епископ
Иннокентий (Полянский Иван Федорович) родился 13 апреля 1751 года в селе Поляны
Рязанской губернии, в семье сельского священника Федора Иванова и жены его
Екатерины Григорьевой. В девятилетнем возрасте он начал учиться в Рязанской
духовной семинарии и там получил фамилию Полянского – по селу, где родился. В
семинарии он проходил “все классы латинские постепенно и притом обучался
греческому и еврейскому языкам, также истории, географии и арифметике”. 26
августа 1773 года принял монашеский постриг с именем Иннокентия. 1 сентября 1773
года епископом Рязанским Палладием (†1789) произведен во иеродиакона и
определен в местную семинарию учителем поэзии, истории и географии, а с 1 января
1774 года – риторики и греческого языка. 25 января рукоположен во иеромонаха и
стал вице-префектом семинарии. В 1776 году назначен префектом и учителем
философии в той же семинарии. Организаторские навыки и педагогическое дарование
Иннокентия были оценены, и 22 июля 1778 года по указу Святейшего Синода он
назначен префектом и профессором философии в Санкт-Петербургскую
(Александро-Невскую) семинарию. В августе 1782 года также указом Святейшего
Синода иеромонах Иннокентий назначен на должность префекта и профессора
философии в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
По приезде в Москву 14 сентября 1782 года архиепископ Московский Платон (Левшин;
†1812), возвел Иннокентия во игумена Знаменского монастыря, что в Зарядье. В
звании игумена и префекта академии пробыл он один год и четыре месяца. В
середине декабря 1783 года по указу Святейшего Синода Иннокентия перевели в
Александро-Невскую семинарию, но теперь уже на должность ректора и профессора
богословия. 1 января 1784 года митрополитом Новгородским Гавриилом (Петровым;
†1801) посвящен в архимандрита Зеленецкого монастыря. В 1785 году перемещен в
Новгородский Николаевский Вяжицкий монастырь, а затем “в Сергиеву пустынь, близ
Петергофа”.
В 1785 году архимандрит Иннокентий, будучи ректором и профессором богословия в
Александро-Невской семинарии, нес при Императорском дворе чреду
священнослужения и проповедничества. Одновременно был присутствующим в
Санкт-Петербургской консистории, катехизатором в Пажеском корпусе и в
Петровском училище при Немецкой кирхе. 9 июля 1784 года архимандрит Иннокентий
был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Российской академии. По
словам Е.А. Болховитинова, деятельность Иннокентия заключалась в том, что он
участвовал в рассмотрении правил правописания русского языка, составленных
Григорьевым, а также “много споспешествовал к сочинению словаря Российской
академии, как то свидетельствует сама академия в изданном от нее словаре сем, во
второй части оного, в росписи членов академии”.
6 мая 1788 года Иннокентий Всемилостивейше пожалован епископом на Воронеж и 29
июля 1788 года в присутствии императрицы Екатерины II хиротонисан в церкви
Зимнего дворца. В Воронеж он прибыл 10 сентября 1788 года и остановился
первоначально в Никольском загородном архиерейском доме на правом берегу Дона.
17 сентября состоялось богослужение с участием новопоставленного епископа в
Благовещенском кафедральном соборе.
Епископу Иннокентию пришлось завершать обширные работы в архиерейском подворье,
начатые преосвященным Тихоном (Малининым). В 1789 году, получив долг с
фабриканта Тулинова (тысячу рублей), епископ Иннокентий устроил иконостас для
крестовой церкви в верхнем ярусе своих покоев, которую освятил во имя Святой
Софии, Премудрости Божией. На эти же средства обустроил кафельные печи и
приобрел мебель.
31 марта 1793 года преосвященный Иннокентий предписал начать строительство
колокольни при кафедральном Благовещенском соборе, а “особливый присмотр и отчет
совестию обозряемый” поручил эконому архиерейского дома Тимофею, ключарю
священнику Ивану Сахарову и священнику Прохору Смирнскому.
Отличавшийся ученостью епископ Иннокентий в Воронеже стал во главе духовного
просвещения, обратив особое внимание на семинарию. Он озаботился пополнением
семинарской библиотеки, для чего специально посылал в Москву Е.А. Болховитинова.
Профессор П.В. Знаменский, сравнивая состояние библиотек в разных семинариях
XVIII века, свидетельствует, что Воронежская семинария в этом отношении занимала
третье место, после Новгородской и Троице-Лаврской, превосходя даже библиотеку
Казанской духовной академии. Для замещений вакансий епископ Иннокентий приглашал
учителей из Александро-Невской семинарии. Он изменил порядок учительской службы,
назначая молодых, но способных учителей прямо в старшие классы. Префектом
семинарии он назначил 23-летнего Евфимия Алексеевича Болховитинова, впоследствии
митрополита Киевского и Галицкого Евгения (†1837).
После окончания академии Болховитинов вернулся в Воронеж и занял центральное
место в жизни семинарии, как преподаватель и администратор. Начиная с
преподавания греческого и французского языков, затем богословия, он становится с
благословения епископа Иннокентия сначала вице-префектом, затем префектом
семинарии. Одновременно являясь библиотекарем, приводит в порядок и пополняет
книжные фонды. Он составляет для семинаристов новейшие учебные пособия по общей
церковной истории, герменевтике, догматическому богословию.
Болховитинов руководил всем учебным делом семинарии, давая семинаристам
руководства по разным богословским предметам, направлял их развитие путем
подбора книг для чтения, часто выступал со своими рассуждениями по разным
вопросам науки. Он имел огромное образовательное влияние на семинаристов.
Сам епископ Иннокентий сразу же по приезду завоевал авторитет у воронежской
паствы как талантливый проповедник.
Епископ Иннокентий (Полянский) скончался 15 апреля 1794 года. Вот как описывают
это горестное событие летописцы Елисеевы: “1794 года апреля 15 дня, т.е. суббота
о светлой недели пополуночи в 7 часу представися раб Божий преосвященный епископ
Иннокентий Воронежский 43 лет и один день жития его было, а в 8 часов был по
всем церквам благовест редкий по мертвым в большие колокола. Положен в саккосе
парчи кофейной и во всю одежду архиерейскую хорошую, а 18 числа вынесен был в
Благовещенский собор о[тцом] архимандритом Амвросием и духовенством всего
города. Зрителей так было много, что нигде не было порожнего места, как в
соборе, так и весь монастырь, а 19 числа и погребение было ему в том же
Благовещенском соборе, тем же о[тцом] архимандритом с духовенством всего города
на левой стороне возле преосвященного Иоанникия, гроб был обит малиновым плисом
с канительным белым галуном; по окончании литургии проповедь говорил префект
Болховитинов; надгробные речи говорили несколько студентов, а как стали в землю
опускать, то по всем церквам был звон”.
Это же событие описывает очевидец и участник происходящего, префект духовной
семинарии Е.А. Болховитинов: “18 того ж месяца тело его из Архиерейских палат
вынесено было в воронежский Благовещенский собор, в котором следующего же апреля
19 числа, по совершении Божественной литургии и обыкновенного погребательного
молитвословия, с возглашением над оным надгробного слова, погребено наконец в
том же Благовещенском соборе, в левом крыле оного, близ окна к северной стране,
против образа Четырех Святителей. Жития сего Преосвященного было 43 года и 1
день. Кончина его последовала от желчной болезни”.
Библиотека преосвященного Иннокентия по его завещанию была пожертвована в
Александро-Невскую семинарию, в Московскую духовную академию, в Рязанскую и
Воронежскую семинарии. Часть книг он передал ректору семинарии архимандриту
Амвросию (Келембету) и Е.А. Болховитинову. Вопрос об оставшемся после него
имуществе, об исполнении духовного завещания и о распределении оставшихся после
него книг в указанные им учебные заведения обсуждался в переписке с Синодом до
конца 1795 года. В Отделе редких книг Научной библиотеки Воронежского
государственного университета выявлена одна книга из его собрания.
Епископ Иннокентий в течение пятилетнего пребывания в Воронеже произнес и
написал около ста поучений, но не печатал их. Е.А. Болховитинов с большим трудом
восстановил тексты его поучений (не всех) по черновым рукописям. Сам
Болховитинов с большим уважением говорил об Иннокентии как об образцовом пастыре
и человеке.
Сочинения: Избранные поучения Преосвященного
Иннокентия, бывшего епископа Воронежского, проповеданные им во время своего
правления епархиею с 1788 года сентября 17 по 1794 год апреля 15-го, с
приобщением краткого начертания жизни и кончины его. Воронеж, 1799. ХVI, 159 с.
Источники и литература
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии
от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. III. Воронеж–Минск–Одесса,
1961–1968. Машинопись. С. 458–466.
Абакумов В.М. Отдел редких книг Научной библиотеки ВГУ: (Перечень бывших
книговладельцев) // Филологические записки. Воронеж, 1997. Вып. 9. С. 267.
Архимандрит Амвросий. Иннокентий Полянский, епископ // Воронежские епархиальные
ведомости. 1879. № 14. С. 629–630.
Библиографический словарь писателей, ученых и художников уроженцев
(преимущественно) Рязанской губернии / Сост. И.В. Добролюбов, С.Д. Яхонтов.
Рязань, 1910. С. 328–329.
Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание
Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 214–216.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России
писателях духовного чина греко-российской церкви. М., 1995. С. 118.
Епископ Воронежский Иннокентий // Воронеж православный. 1998. № 9. С. 8.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи. 992—1892. М.,
2002. Т. 1. С. 528—529.
Иннокентий (Полянский) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 823.
Летописный синодик г. Елисеевых (1737–1800 гг.). Воронеж, 1800. С. 71, 86.
Никольский П.В. История Воронежской духовной семинарии. Воронеж, 1898. Ч. 1. С.
71–72.
Олейников Т.М. Воронежский архиерейский дом в ХVII и XVIII вв. // Воронежская
старина. Воронеж, 1913. Вып. 12. С. 159–401.
Правдин А.М. Материалы для истории Воронежской епархии. Время епископа Арсения
II (1800–1810) // Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 5. С. 161–169.
Он же. Опись указам Свят. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся
в Воронежской духовной консистории, за 1743–1850 гг. // Воронежская старина.
Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 369.
Русский биографический словарь: Ибак – Ключарев. СПб., 1897. С. 120–121.
Смирнов С. История Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 363.
Чистович И. История С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 36, 39.
|