Епископ Иосиф родился в 1672 году в городе Осташкове Тверского уезда. Родители
Иосифа принадлежали к “священному чину”, но их имена, мирское имя самого Иосифа
неизвестны. (У Иосифа был племянник, диакон церкви Иоанна Предтечи Василий
Саввин. Таким образом, можно предположить, что эту фамилию имел и сам дядя,
если, конечно, Василий не был сыном сестры.) После переезда в Москву отец был
священником церкви Вознесения за Никитскими воротами. По его кончине этот приход
перешел по наследству к Иосифу. Когда умерла его жена, он принял постриг в одном
из московских монастырей.
В 1714 году Иосиф стал игуменом Никитского монастыря в городе
Переяславле-Залесском. Спустя два года он был возведен в архимандриты.
Сохранилась грамота, из содержания которой следует, что к этому времени игумен
установил хорошие отношения с некоторыми влиятельными лицами, через которых,
вероятно, и обрел покровительство супруги Петра I, царицы Екатерины Алексеевны.
В марте 1716 году Иосиф “с братиею” подали челобитную, в которой подчеркивалась
древность обители, основанной по монастырскому преданию более 600 лет назад
преподобным Никитой Столпником. Екатерина в свою очередь просила Местоблюстителя
патриаршего престола Стефана (Яворского; †1722), чтобы ради “всероссийския
радости” – рождения царевича Петра Петровича и “ея благородныя государыни
царевны прошения” митрополит благословил и посвятил Иосифа в архимандриты
Никитского монастыря. К “братскому” прошению также “руку приложили” архимандрит
Горицкого монастыря Переяславля-Залесского Пахомий и “вкладчики”: князья И.А. и
С.Б. Голицыны, брат бывшей царицы Евдокии Федоровны, первой жены Петра I, А.Ф.
Лопухин, автор первого русского учебника “Арифметики” Л.Ф. Магницкий. На
подобное ходатайство мог быть только положительный ответ. Распоряжение о
повышении Иосифа в сане датируется 8 марта 1716 года. Посвящение состоялось в
Успенском соборе Кремля. Грамота предписывала архимандриту Иосифу следовать
лучшим человеческим качествам: братолюбию, кротости, смирению, целомудрию,
нестяжанию. Он должен был отгонять “мысленных волков” от стада “сущих под ним…
пращею Божественных словес”, прилагать “пластырь милостивне к язвам” душевным.
Высшая духовная власть ценила Иосифа за проницательный ум и практическую
деловитость. “Деятельность Иосифа как настоятеля, – писал автор анонимной статьи
о нем, – была работой хорошего, деловитого помещика; в тиши монастырской жизни
он вел обширное хозяйство, копил добро и созидал благополучие своего монастыря”.
В 1721 году он являлся одним из кандидатов на Иркутскую архиерейскую кафедру.
Назначение Иосифа руководителем следствия по сложному и запутанному делу
митрополита Воронежского Пахомия говорит о том, что он пользовался доверием
Синода. Иосиф совершал обряд погребения митрополита Пахомия.
30 июня 1724 года Святейший Синод утвердил Иосифа архимандритом Московского
Андроникова монастыря и асессором Инквизиторской конторы Московской Синодальной
канцелярии. Инквизиторы (духовные фискалы) были призваны следить за исполнением
служителями культа своих обязанностей, наблюдать за раскольниками. 21 декабря
1724 года Синод представил доклад императору о замещении вакантных архиерейских
мест в Казани, Суздале, Иркутске, Воронеже. На Воронеж предлагался архимандрит
московского Симонова монастыря Петр. Но так как он и два других кандидата
являлись членами Синода и могли быть не утверждены по этой причине, то составили
новый список из “школьных” (учившихся в школах) и “нешкольных” претендентов, в
которых был Иосиф. 13 августа 1725 года Синод в качестве кандидата на
Воронежскую кафедру предложил архимандрита Иосифа. Наречение его в епископы
совершилось 29 октября в Троицком соборе, хиротония – 31 октября 1725 года. В
ней участвовали архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан (Прокопович;
†1736), архиепископ Ростовский и Ярославский Георгий (Дашков; †1739).
После смерти митрополита Пахомия Воронежская кафедра оставалась вакантной более
двух лет. Епархиальное управление осуществлял келарь Воронежского архиерейского
дома Илия. В частности, в ответ на его просьбу Синод определением от 23 апреля
1725 года разрешил продолжить работы по завершению строительства Благовещенского
собора.
Назначение на Воронежскую кафедру именно Иосифа представляется не случайным.
После неудачного правления митрополита Пахомия, деятельность которого привела к
расстройству архиерейской казны, требовался хороший администратор и
хозяйственник, облеченный доверием высшей власти. Таким человеком оказался
Иосиф, который за полгода следствия имел возможность вникнуть во все
хозяйственные вопросы и теперь мог устранить недостатки. Однако восстановить
порядок в епархиальной жизни новому архиерею не удалось, так как отпущено ему
было на это слишком мало времени. Уточним даты. В “Синодике Святителя Митрофана”
указывается, что Иосиф “прибыл на свой престол во град Воронеж 1726 году в
неделю мясопустную”. Е.А. Болховитинов конкретизирует дату – 13 февраля 1726
года. Таким образом, реально епископ Иосиф управлял епархией шесть с половиной
месяцев. Последнее упоминание об архиерее в Воронеже относится к 31 августа 1726
года.
Сведений о деяниях Иосифа в Воронеже сохранилось немного. Преосвященный
стремился поднять дисциплину в среде воронежского монашества, поэтому был издан
указ, чтобы монахи и монахини “по улицам и дворам безвременно не волочились под
жестоким наказанием и штрафом”. По просьбе епископа казначеем архиерейского дома
был определен справщик московской типографии Феолог, занимавший эту должность до
кончины владыки. При нем продолжалось строительство Благовещенского собора. Как
доносил Синоду воронежский иерарх, главный храм был выстроен на треть. Он просил
разрешения употребить для этой цели “лазаретные” деньги, составлявшие половину
суммы от пошлин с венечных памятей (разрешений на брак, облагаемых сбором) и
предназначавшиеся на содержание госпиталей. Синод не позволил епископу
использовать лазаретные деньги текущего года на храмостроительство, ссылаясь на
отсутствие необходимого нормативного акта.
В 1726 году произошли важные изменения в структуре Синода, четко обозначившие
вектор движения центральной власти к церковной секуляризации. Синод был разделен
на два “аппартамента”. Первый состоял исключительно из архиереев, в компетенцию
которых входили церковные дела. Епископам предписывалось “до епархий своих ничем
не касатца” и выбрать туда викариев. Архиереи получали жалованье, отрывались от
епархиальных доходов и превращались в государственных чиновников. Второй
департамент образовали светские лица, которые ведали администрацией и хозяйством
бывших патриарших вотчин с прямым докладом Сенату. Первый департамент составили
шесть архиерейских “персон”, в том числе архиепископ Новгородский Феофан
(Прокопович) и епископ Воронежский Иосиф.
18 июля 1726 года Синод распорядился послать Иосифу указ о его немедленном
приезде в Санкт-Петербург. Однако в Воронеже архиерей задержался еще на полтора
месяца. Возможной причиной могла стать болезнь Иосифа. Он доехал только до
Москвы, остановился в Спасо-Андрониковом монастыре и скончался там 27 декабря
1726 года. Погребение состоялось только 9 февраля 1727 года. Отсрочка
объяснялась нерешительностью Московской Синодальной канцелярии относительно
места захоронения: в Воронеже или в Спасо-Андрониковом монастыре, как того желал
сам Иосиф. Синод предписал провести погребение в московской обители.
Источники и литература
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии
от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. II. Воронеж–Минск–Одесса,
1961–1968. Машинопись. С. 256–259.
Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание
Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 201.
Иосиф, епископ Воронежский // Воронежские епархиальные ведомости. 1902. № 9. С.
267–276; № 12. С. 397–406.
ОДиД. Т. I–VIII. СПб.,1868–1891.
Поликарпов Н.И. Из Синодика Святителя Митрофана: Жизнеописания воронежских
архиереев // Воронежские епархиальные ведомости. 1896. № 14. С. 600–601.
|