|
![]() |
СЕГОДНЯ | ![]() |
![]() |
ОТДЕЛЫ | ![]() |
СЕМИНАРИЯ | ![]() |
СПРАВОЧНИК | ![]() |
СОЕДИНЕННЫЕ СВЕТОМ МИЛОСТЫНИ И НАДЕЖДЫ |
|
Икона «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», как ее называют многие православные, имеет следующее происхождение. Святой старец Симеон Богоприимец, по внушению Духа Божия, увидел во Младенце, принесенном Девою Мариею в храм, ожидаемого всеми Искупителя. В тот момент он сказал: «Вот сделают Его, по слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши Его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копием. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни». Это пророчество Симеона изображено символическими знаками на некоторых из икон Божией Матери. Обычно в качестве символа берется следующий образ: на иконе Богоматерь изображается одна, без Предвечного Младенца, с семью вонзенными в сердце мечами по три справа и слева и один посередине. При этом существовали и иные вариации того же иконографического сюжета, однако, с непременным присутствием в атрибутике иконы числа семь. Само это число в Священном Писании вообще означает полноту чего-либо, а в данном случае полноту горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Девой Марией в Ее жизни на земле. Эта икона Пресвятой Богородицы известна с давних времен и всеми почитается чудотворною, хотя сведений о ней, к сожалению, сохранилось крайне немного, неизвестно даже, где и когда она была явлена впервые. Все прибегающие к ней с молитвою веры чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные и сознают, что, когда молятся пред нею за врагов своих, тогда отходят их враждебные помыслы, уступая место более великодушному чувству милосердия. В силу всего сказанного вполне понятно, почему икона именуется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», а за некоторыми из ее иконографических вариаций закрепилось название «Семистрельная» (наиболее чтимой из числа последних считается икона Божией Матери, впервые явленная в храме святого апостола Иоанна Богослова вблизи Вологды). Празднование этих икон происходило, как правило, в неделю Всех Святых. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать, что икона «Семистрельная» - того же иконографического типа, что и «Умягчение злых сердец». Поэтому их празднования объединены; 13/26 августа считается днем их памяти. Перед тем как повести рассказ о в высшей степени необычной судьбе одного из списков этой иконы, имеет смысл хотя бы вкратце остановиться на историческом эпизоде Великой Отечественной войны, имевшем место на южных боевых рубежах противостояния армий противника в Воронежской области. В относительно небольшой промежуток времени, предшествующий наступлению войск Юго-Западного фронта Красной Армии во второй половине декабря 1942 года, известному под названием операции «Малый Сатурн», на фронте наступило временное затишье. На тех позициях, которые занимала в Белогорье 46-я рота итальянского альпийского корпуса батальона «Тирано» дивизии «Тридентина», солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме православную икону, которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. Речь шла об иконе большого формата и прекрасной сохранности, выполненной в соответствии со строгими канонами иконописи. На иконе наглядно запечатлелись свидетельства многолетнего ее почитания прихожанами одного из белогорских храмов (Троицкого, либо Преображенского, хотя не исключен вариант ее пребывания в стенах Воскресенского мужского монастыря), в котором она и находилась вплоть до их разорения большевиками в 20-30-е годы. Эту икону Божией Матери, названную итальянцами «Madonna del Don» («Донская Мадонна») и известную как «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»), солдаты вражеского альпийского корпуса очень тщательно и трогательно берегли, поклонялись ей как своей святыне. Понимая свою обреченность итальянцы взывали к Богородице в трудные январские дни 1943 года во время проведения советскими войсками Воронежского фронта Острогожско-Россошанской наступательной операции. В ходе этой операции особое значение придавалось освобождению Россоши, со взятием которой правый фланг группировки немецких, венгерских и итальянских войск, насчитывающей в своих рядах более 250 тысяч солдат и офицеров, был бы уничтожен нашими войсками. Именно во время боев за Россошь противник понес наиболее крупные потери в течение всего хода этой операции убитыми, ранеными, пропавшими без вести.
Тем же, кому суждено было вернуться из плена, предстояло наглядно постичь самую вечную и неоспоримую истину о том, насколько сложными и непредсказуемыми путями выступает Промысл Господень, когда наши земляки, которые быть может потеряли своих близких в этих боях, проявляют милосердие, в деятельной заботе по обнаружению мест захоронения итальянцев. Ранее других были случайно найдены в августе 1990 года на северной окраине Россоши во время проведения земляных работ останки двух итальянских солдат, к которым вскоре добавятся и другие захоронения. Все последующие обнаружения станут возможными благодаря деятельности членов военно-исторической ассоциации «Военные мемориалы», которые вели свою работу как на основании опросов местных жителей, бывших очевидцами основных событий военной поры, так и в результате систематически организованных поисков на местах боевых действий. В 1992 году по согласованию с районной администрацией и при финансовой поддержке одной итальянской туристической фирмы членами ассоциации была произведена эксгумация выявленных останков итальянских солдат, которые затем в специальных кассетах были вывезены для перезахоронения в Италию.
«О многострадальная Мати Божия, Превысшая
всех дщерей земли, по чистоте Своей и по
множеству страданий, Тобою на земли
перенесенных, приими многоболезненныя
воздыхания наша и сохрани нас под кровом
Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго
предстательства разве Тебе не вемы, но, яко
дерзновение имущая ко Иже из Тебе
рожденному, помози и спаси ны молитвами
Своими, да непреткновенно достигнем
Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми
будем воспевать в Троице единому Богу ныне
и присно, и во веки веков. Аминь» (Молитва
чудотворной иконе Божией Матери, именуемой
«Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). |
|
Исторические очерки |
О. В. Шаталов |