Возникновение и распространение
христианства в Подонье, историки
относят к первоапостольским
временам. Существует предание, что
Святой Апостол Андрей Первозванный,
благовестивший об Учении Христа в,
ставших позденее славянским, землях
Восточной Европы, бывал и на Дону в
пределах нынешней Воронежской
области. Кроме св. Апостола Андрея на
Дону благовествовали слово Божие
Апостолы Филипп и Симон Канонит.
Южное придонье,
Приазовье на
протяжении многих десятилетий было
местом ссылки христиан из
центральных районов Римской империи.
Так, в Тавриду в конце I в. В Херсонес
был сослан святитель Римской
Климентий, много сделавший для
достижения просвещения Приазовья.
Труды Апостолов и подвиги ссыльных
христиан способствовали ускорению
Истинной Веры. В I-II веках
христианство прочно утвердилось в
Южном Подонье. Население античного
государства Танаис, географически
расположенного в устье Дона,
практически исповедовало
христианство. Что подтверждалось
многочисленными археологическими
находками. Ряд историков, не без
основания, предполагают, что из
Танаиса христианство
распространялось на север - в степи
Среднего Дона, по торговым военным и
дипломатическим каналам.
Многочисленные пещерные храмовые
комплексы, находящиеся на территории
Воронежской епархии по течению Дона,
изрытые по типу римских катакомб,
лишь подтверждают данную точку
зрения.
Эпоху великого переселения,
начиная с IV века нашей эры, народы
населяющие Южное и Среднее Подонье
часто сменяют друг друга. В конце VII
века земли Подонья осваиваются
кочевыми хазарскими племенами.
Севернее их расселяются славянские
племена вятичей. Исследованные
поселения и погребальные комплексы
хазар и вятичей, позволяют сделать
вывод, что они были языческими.
Однако, из жития святых
равноапостольных Мефодия и Кирилла,
нам известно, что святые братья,
огласившие в 860 году христианской
проповедью Подонье, крестили славян
и хазар. Следует отметить, что этот
факт, за недостатком письменных
источников, не нашел всесторонней и
полной оценки, как в церковной, так и
в гражданской истории. Памятником
пребывания Учителей словенских в
Подонье, считается Кирилло-Мефодиевская
лестница, состоящая из 511 ступеней,
сооруженная на меловых скалах в
Святогорском Успенском монастыре на
реке Донце в 1851 году, в память о
равноапостольных Мефодии и Кирилле.
Распространение
Православия среди славян Х-ХII вв.
Учреждение Рязанской епархии
Начатки
христианства в Подонье не исчезли. На
их основе, как на прочном фундаменте,
строилось здание Русской
Православной Церкви. Так, сто лет
спустя, после разрушения Танаиса
гуннами, христианское население
Тамани было объединено в
Фанагорийскую епархию
Константинопольской церкви, более
известную как Таматарханская (Тмутараканская)
епархии. Эта епархия вошла позднее в
число первых епархий "новорожденной"
Русской Церкви. С момента
официального принятия христианства
на Руси в 988 году, свет Христовой веры
постепенно распространился во все
пределы Древнерусского государства.
Русская земля еще при князе
Владимире была крещена вся и вся
покрыта, хотя и малочисленной, но
сетью миссионерских епархий.
Житие
преподобного Феодосия Печерского
показывает, насколько сильно было
распространено христианство в
Черниговских пределах, включивших в
себя и Воронежский край. Однако,
вплоть до ХIII века на Дону еще
держалось язычество. Причина тому не
только в удаленности главных центров
православия, а более всего в том, что
для вятичей, стойких противников
власти Киевского князя, язычество
было своеобразной "идеологией
национализма".
Инок Киево-Печерского
монастыря, святой Кукша и его ученик
Никон, были убиты вятичами во время
их миссионерского служения в
бассейне реки Оки. Отдельные
историки отмечают, что св. Кукша
крестил славян и на Дону, на Воронеже.
Однако в житие св. Кукши этот факт не
отмечен.
В 1198 году было образована
Рязанская епархия. Воронежский край,
находившийся в политическом
подчинении Рязанскому княжеству, в
церковно-каноническом отношении
стал окормляться Рязанскими
владыками. Первое упоминание о
Воронеже относятся к 1177 году. Под 1146
годом в летописях упоминается Елец. В
данном регионе существовали другие
города и села, также имевшие
православные храмы и православное
духовенство.
Церковное устройство
Воронежского края ХIII-ХV вв.
Сарайская
епархия
Во второй четверти XIII века
на Русское государство обрушились
полчища монголо-татар. В нашествие
хана Батыя принял мученический венец
владыка Ефросин, епископ Рязанский
(1237г). Погибло множество
священнослужителей и простых мирян.
На Руси установилось иноплеменное
иго. В исторической литературе
долгое время господствовала точка
зрения, согласно которой после
монгольского нашествия на Северо-восточную
Русь в 1237-1238гг. На территории
Среднего Подонья не осталось
русского населения. В последнее
время утверждение это стало
небесспорным, во многом благодаря
открытиям археологов. Христианство в
этот период не только уцелело на Дону,
но и значительно укрепило свои
позиции. Особенно после учреждения в
1261 году епископской кафедры в столице
Золотой Орда городе Сарае. Первым
Сарайским епископом был Митрофан. О
его деяниях в летописях сообщений не
сохранилось. Известно, что в 1269 году
он принял великую схиму. На кафедре
его сменил епископ Феогност. При
епископе Феогносте к Сарайской
епархии отошли земли древней епархии
Переяславля-Южного. В нашествие
татар ее епископ св. Симеон был убит
(1239г.) и она оставалась без
архипастырского окормления. Таким
образом, Сарайская епархия заняла
всю южную территорию между Волгой и
Днепром, соприкасаясь с Рязанскими
владениями.
Известно, что в Сарайской
епархии наряду со стационарными
приходскими и храмами, были и
кочевавшие вместе с татарами. "Кочующие
храмы", располагавшиеся в
традиционных жилищах татар, были
своеобразными предшественниками
походных воинских церквей. В конце XIII
века между Сарайским и Рязанским
владыками разгорается спор из-за так
называемого Червленого Яра.
Червленый Яр - территория между
Воронежем и Доном, Вороной и Хопром
была достаточно плотно населена
русскими православными татарами, и
находилось в церковно-каноническом
подчинениии Рязанских архиереев.
Хотя политически входила в состав
Золотой Орды (Правило - граница
епархии соответствует границам
княжеств - точно не соблюдалось). Спор
владык длился более полувека.
Сохранившиеся документы,
относящиеся к предмету этого спора,
свидетельствуют о достаточно
развитой церковной жизни в
Придонском крае. В документах
упоминаются дьяконы, священники,
монахи, игумены, что свидетельствует
о большом количестве православного
населения в селах и городах
Червленого Яра. Это подтверждается
также последними археологическими
находками. Долгое время
неоднократные притязания Сарайского
владыки были положительно решены в
1342 году. С того времени епископы
Сарайские стали именоваться еще и
Подонскими. Недолго Сарайский
архиерей владел Червленым Яром. В
конце 40-х годов 14 века из-за протеста
Рязанского владыки и давления
Великого князя Семиона Гордого,
митрополит Феогност отменил свое
решение, вновь передав Червленый Яр в
ведение Рязанских архиереев. Левая
сторона Дона осталась в ведении
епископов Сарайский.
К началу 15 века
относится значительное уменьшение
древнерусского населения Среднего и
Верхнего Подонья. В истории
Восточной Европы конец ХIV- начало ХV
века - эпоха грандиозных военных
столкновений. При тогдашних
воинствующих отношениях в Орде
Сарайские епископы вряд ли имели там
постоянное местопребывания,
довольствуясь временными
посещениями своей кафедры. К
середине ХV века в Среднем Подонье
населения уже не оставалось, оно
переселилось к северу от Червленого
Яра. Рукоположенный в сан в 1454 году,
епископ Вассиан остался в Москве на
Крутицком подворье. Он и его
преемники стали ближайшими
помощниками митрополита. Епархия
стала именоваться Сарайской и
Крутицкой. За ней закреплялась
территория левобережья Дона.
Воронежский
край в церковном отношении до
учреждения самостоятельной епархии
Более чем на сто лет опустели земли
Подонья, стали "Диким полем", где
хозяйничали кочевые орды. С середины
ХVI века начинается колонизация
Среднего Подонья, В Воронежском крае
восстанавливаются старые города,
строятся новые: Данков(1563), Воронеж
(1585), Ливны (1586), Елец (1592) и др. Одной из
первых обязанностей строителей было
устройство в городе церквей и
монастырей. Одновременно с закладкой
городов - крепостей на Дону строятся
храмы монахами - подвижниками,
искавшими уединения в пустынных
местах, основываются монастыри,
которые во многом способствовали
заселению и духовному просвещению
Воронежского края. Вокруг городов
возникали новые поселения.
Благоприятные климатические условия
и богатые природные ресурсы
способствовали переселению на Дон
людей из северных и центральных
районов России и хозяйственному
освоению Воронежского края.
В
рассматриваемый период времени, все
население Дона, в церковно-каноническом
отношении подчинялось Рязанским
владыкам, которые из-за обширности
своей епархии с трудом простирали
свое архипастырское окормление на
"Донскую
украину". Церковная зависимость
воронежского края от Рязани была
чисто номинальной, что отрицательно
сказывалось на духовно нравственном
состоянии населения. В 1667 году на
Большом Московском Соборе было
отмечено недостаточность епархий на
Руси "жатвы много, делателей мало".
Отцы Собора благословили и утвердили
"украсится Белгороду престолом
архиерейского достоинства, так как
украйна многонародна и ратными
людьми переполнена" В 1682 году была
образованна Воронежская епархия,
которой были переданы земли
Рязанской и Белгородской епархий.
|