СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

ПОДОНЬЕ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСТВА

Возникновение и распространение христианства в Подонье, историки относят к первоапостольским временам. Существует предание, что Святой Апостол Андрей Первозванный, благовестивший об Учении Христа в, ставших позденее славянским, землях Восточной Европы, бывал и на Дону в пределах нынешней Воронежской области. Кроме св. Апостола Андрея на Дону благовествовали слово Божие Апостолы Филипп и Симон Канонит. Южное придонье, 

Приазовье на протяжении многих десятилетий было местом ссылки христиан из центральных районов Римской империи. Так, в Тавриду в конце I в. В Херсонес был сослан святитель Римской Климентий, много сделавший для достижения просвещения Приазовья. Труды Апостолов и подвиги ссыльных христиан способствовали ускорению Истинной Веры. В I-II веках христианство прочно утвердилось в Южном Подонье. Население античного государства Танаис, географически расположенного в устье Дона, практически исповедовало христианство. Что подтверждалось многочисленными археологическими находками. Ряд историков, не без основания, предполагают, что из Танаиса христианство распространялось на север - в степи Среднего Дона, по торговым военным и дипломатическим каналам. Многочисленные пещерные храмовые комплексы, находящиеся на территории Воронежской епархии по течению Дона, изрытые по типу римских катакомб, лишь подтверждают данную точку зрения. 

Эпоху великого переселения, начиная с IV века нашей эры, народы населяющие Южное и Среднее Подонье часто сменяют друг друга. В конце VII века земли Подонья осваиваются кочевыми хазарскими племенами. Севернее их расселяются славянские племена вятичей. Исследованные поселения и погребальные комплексы хазар и вятичей, позволяют сделать вывод, что они были языческими. Однако, из жития святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, нам известно, что святые братья, огласившие в 860 году христианской проповедью Подонье, крестили славян и хазар. Следует отметить, что этот факт, за недостатком письменных источников, не нашел всесторонней и полной оценки, как в церковной, так и в гражданской истории. Памятником пребывания Учителей словенских в Подонье, считается Кирилло-Мефодиевская лестница, состоящая из 511 ступеней, сооруженная на меловых скалах в Святогорском Успенском монастыре на реке Донце в 1851 году, в память о равноапостольных Мефодии и Кирилле. 

Распространение Православия среди славян Х-ХII вв. 
Учреждение Рязанской епархии 

Начатки христианства в Подонье не исчезли. На их основе, как на прочном фундаменте, строилось здание Русской Православной Церкви. Так, сто лет спустя, после разрушения Танаиса гуннами, христианское население Тамани было объединено в Фанагорийскую епархию Константинопольской церкви, более известную как Таматарханская (Тмутараканская) епархии. Эта епархия вошла позднее в число первых епархий "новорожденной" Русской Церкви. С момента официального принятия христианства на Руси в 988 году, свет Христовой веры постепенно распространился во все пределы Древнерусского государства. Русская земля еще при князе Владимире была крещена вся и вся покрыта, хотя и малочисленной, но сетью миссионерских епархий. 

Житие преподобного Феодосия Печерского показывает, насколько сильно было распространено христианство в Черниговских пределах, включивших в себя и Воронежский край. Однако, вплоть до ХIII века на Дону еще держалось язычество. Причина тому не только в удаленности главных центров православия, а более всего в том, что для вятичей, стойких противников власти Киевского князя, язычество было своеобразной "идеологией национализма". 

Инок Киево-Печерского монастыря, святой Кукша и его ученик Никон, были убиты вятичами во время их миссионерского служения в бассейне реки Оки. Отдельные историки отмечают, что св. Кукша крестил славян и на Дону, на Воронеже. Однако в житие св. Кукши этот факт не отмечен. 

В 1198 году было образована Рязанская епархия. Воронежский край, находившийся в политическом подчинении Рязанскому княжеству, в церковно-каноническом отношении стал окормляться Рязанскими владыками. Первое упоминание о Воронеже относятся к 1177 году. Под 1146 годом в летописях упоминается Елец. В данном регионе существовали другие города и села, также имевшие православные храмы и православное духовенство. 

Церковное устройство Воронежского края ХIII-ХV вв. 
Сарайская епархия

Во второй четверти XIII века на Русское государство обрушились полчища монголо-татар. В нашествие хана Батыя принял мученический венец владыка Ефросин, епископ Рязанский (1237г). Погибло множество священнослужителей и простых мирян. На Руси установилось иноплеменное иго. В исторической литературе долгое время господствовала точка зрения, согласно которой после монгольского нашествия на Северо-восточную Русь в 1237-1238гг. На территории Среднего Подонья не осталось русского населения. В последнее время утверждение это стало небесспорным, во многом благодаря открытиям археологов. Христианство в этот период не только уцелело на Дону, но и значительно укрепило свои позиции. Особенно после учреждения в 1261 году епископской кафедры в столице Золотой Орда городе Сарае. Первым Сарайским епископом был Митрофан. О его деяниях в летописях сообщений не сохранилось. Известно, что в 1269 году он принял великую схиму. На кафедре его сменил епископ Феогност. При епископе Феогносте к Сарайской епархии отошли земли древней епархии Переяславля-Южного. В нашествие татар ее епископ св. Симеон был убит (1239г.) и она оставалась без архипастырского окормления. Таким образом, Сарайская епархия заняла всю южную территорию между Волгой и Днепром, соприкасаясь с Рязанскими владениями. 

Известно, что в Сарайской епархии наряду со стационарными приходскими и храмами, были и кочевавшие вместе с татарами. "Кочующие храмы", располагавшиеся в традиционных жилищах татар, были своеобразными предшественниками походных воинских церквей. В конце XIII века между Сарайским и Рязанским владыками разгорается спор из-за так называемого Червленого Яра. Червленый Яр - территория между Воронежем и Доном, Вороной и Хопром была достаточно плотно населена русскими православными татарами, и находилось в церковно-каноническом подчинениии Рязанских архиереев. Хотя политически входила в состав Золотой Орды (Правило - граница епархии соответствует границам княжеств - точно не соблюдалось). Спор владык длился более полувека. Сохранившиеся документы, относящиеся к предмету этого спора, свидетельствуют о достаточно развитой церковной жизни в Придонском крае. В документах упоминаются дьяконы, священники, монахи, игумены, что свидетельствует о большом количестве православного населения в селах и городах Червленого Яра. Это подтверждается также последними археологическими находками. Долгое время неоднократные притязания Сарайского владыки были положительно решены в 1342 году. С того времени епископы Сарайские стали именоваться еще и Подонскими. Недолго Сарайский архиерей владел Червленым Яром. В конце 40-х годов 14 века из-за протеста Рязанского владыки и давления Великого князя Семиона Гордого, митрополит Феогност отменил свое решение, вновь передав Червленый Яр в ведение Рязанских архиереев. Левая сторона Дона осталась в ведении епископов Сарайский. 

К началу 15 века относится значительное уменьшение древнерусского населения Среднего и Верхнего Подонья. В истории Восточной Европы конец ХIV- начало ХV века - эпоха грандиозных военных столкновений. При тогдашних воинствующих отношениях в Орде Сарайские епископы вряд ли имели там постоянное местопребывания, довольствуясь временными посещениями своей кафедры. К середине ХV века в Среднем Подонье населения уже не оставалось, оно переселилось к северу от Червленого Яра. Рукоположенный в сан в 1454 году, епископ Вассиан остался в Москве на Крутицком подворье. Он и его преемники стали ближайшими помощниками митрополита. Епархия стала именоваться Сарайской и Крутицкой. За ней закреплялась территория левобережья Дона. 

Воронежский край в церковном отношении до учреждения самостоятельной епархии 

Более чем на сто лет опустели земли Подонья, стали "Диким полем", где хозяйничали кочевые орды. С середины ХVI века начинается колонизация Среднего Подонья, В Воронежском крае восстанавливаются старые города, строятся новые: Данков(1563), Воронеж (1585), Ливны (1586), Елец (1592) и др. Одной из первых обязанностей строителей было устройство в городе церквей и монастырей. Одновременно с закладкой городов - крепостей на Дону строятся храмы монахами - подвижниками, искавшими уединения в пустынных местах, основываются монастыри, которые во многом способствовали заселению и духовному просвещению Воронежского края. Вокруг городов возникали новые поселения. Благоприятные климатические условия и богатые природные ресурсы способствовали переселению на Дон людей из северных и центральных районов России и хозяйственному освоению Воронежского края. 

В рассматриваемый период времени, все население Дона, в церковно-каноническом отношении подчинялось Рязанским владыкам, которые из-за обширности своей епархии с трудом простирали свое архипастырское окормление на "Донскую украину". Церковная зависимость воронежского края от Рязани была чисто номинальной, что отрицательно сказывалось на духовно нравственном состоянии населения. В 1667 году на Большом Московском Соборе было отмечено недостаточность епархий на Руси "жатвы много, делателей мало". Отцы Собора благословили и утвердили "украсится Белгороду престолом архиерейского достоинства, так как украйна многонародна и ратными людьми переполнена" В 1682 году была образованна Воронежская епархия, которой были переданы земли Рязанской и Белгородской епархий.