|
СЕГОДНЯ | ОТДЕЛЫ | СЕМИНАРИЯ | СПРАВОЧНИК |
Историческое известие о Воронежской епархии |
||||||
Монастырей всех в Воронежской епархии мужских 8, женских 2. 1 Алексеевский Акатовский мужеский второклассный в самом городе Воронеже. <...> 2 Покровский женский третьеклассный в городе Воронеже. 3 Троицкий Елецкий мужеский третьеклассный, в Танбовской губернии в городе Лебедяни. Монастырь сей состоял прежде в городе Елеце по расписанию штатных монастырей, и назывался Троицким по храму, а Елецким по городу. Но поелику там и церковь и братское жилище были ветхи, то указом святейшего правительствующего синода по воспоследовавшей ее императорского величества резолюции в 1775 году, переведен он с прежним наименованием в Троицкий же, нынешней Танбовской губернии, Лебедянский монастырь, который тогда оставался за штатом. О начале сего монастыря, бывшего в Ельце, известий нет. Можно думать, что по древности города и оной древен, и построен еще от елецких князей, княживших там с XII столетия. Лебедянский же, ныне называемый Елецкий монастырь начало свое возымел при державе государя царя и великого князя Михаила Феодоровича в 7129, или 1621 году, а по благословению и местоизбранию родителя его святейшего патриарха Филарета Никитича; и первый сего монастыря заводитель был монах Савватий. Монастырь сей сперва назывался Яблоновою пустынею, потому что (как явствует из одной грамоты 7150, или 1642 года) построен был на поляне издревле называвшейся Яблоневою; а прозвание Лебедянского получил он уже по городу в недавние времена. Строение в сем монастыре сперва было все деревянное, а после сделано каменное. Ныне в нем есть церковь Живоначальныя Троицы, построена тщанием игумена Манассии, колокольня с трапезою, кельи настоятельские и ограда, на которой есть и храм во имя пророка Илии, каменные ж; прочее ж строение деревянное и небогатое. Все ж сие кем и на какую сумму создано, известий нет. От города Лебедяни монастырь сей отстоит в двух верстах и почти в таком же расстоянии от реки Дона, где ток она имеет небольшой по причине близости к своей вершине. Подле монастыря в старину был лес, называвшийся Романцовским, но на месте оного ныне уже пашни. Есть при оном монастыре и сад монастырский с прудом, да еще казенные лавки для собирающихся купцов в две годовые ярмарки, Троицкую и Покровскую; а третия Богоявленская ярмарка бывает в городе. Ныне настоятель в нем архимандрит по указу 1797 года декабря 18; а прежде бывали строители, архимандриты и игумен без постоянного положения. 4 Богородицкий Задонский мужеский третьеклассный, в уездном городе Задонске. <...> 5 Преображенский Толшевский мужеский заштатный общежительный монастырь. <...> 6 Вознесенский Коротоякский мужеский заштатный. <...> 7 Успенский Валуйский заштатный мужеский, близ города Валуек. 8 Предтечев Донецкий мужеский заштатный, в Слободской Украинской губернии в Богучарской округе. Сей монастырь сперва основан был в 1696 году во взятой у турок государем Петром Великим в одном году июля 19 крепости Азове, при находившейся там издавна церкви Иоанна Предтечи, или достовернее сказать, во имя найденного там по взятии сей крепости образа Иоанна Предтечи; ибо по сему образу заключено, что там исстари были христиане и имели церковь. Построенный Петром Великим монастырь был там до 1711 года, в котором по силе Прутского договора крепость сия опять была уступлена туркам; и потому в силу указа государя Петра Великого в том же 1711 году, Азовский собор со всем штатом и церковным имением переведен в город Павловск, а монастырь со всею утварью и колоколами повелено было перевести в пустой юрт на место казацкой станицы, называемой Донской, учинившейся в то время государю и государству неверною, и за то истребленной. До того же времени на сем месте стояла приписная пустынь Успения Пресвятой Богородицы. На одном большом колоколе, находившемся в сем монастыре до 1747 года, была следующая надпись: колокол лит 7204 году ноября в 1 день, во славу всемогущего в Троице Святой славимого Бога повелением благочестивейшего великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и государя и обладателя, вылит сей колокол и при нем прочие шесть колоколов в завоеванный его великого государя город Азов, который от войск его великого государя взят из-под владения салтана турецкого Мустафы в прошлом 7204 году июля 19. В монастырь честного славного Предтечи и крестителя Иоанна, в честь имени его святого, во благочестие же и радость православным христианам, а на посрамление нечестивым махометанам. Сей монастырь отдан в Воронежскую епархию по указу государеву преосвященному Пахомию митрополиту Воронежскому в 1718 году, а до того времени состоял под патриаршим приказом. Монастырь положение имеет над самою рекою Доном и при Донщине, или бывшем некогда течении сей реки, что теперь составляет большой лог, имеющий малое течение воды, которая в летнее время даже пересыхает, и называется Донец Сухой, для различения от Донца, большой реки, впадающей в Дон: и посему монастырь и прозван Донецким. От города Богучара отстоит он в 25, а от Донской Казанской станицы в 15 верстах. Около монастыря есть село. Монастырское здание состоит из одной хорошей каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богоматери с приделом Иоанна Крестителя и несколько келий монашеских деревянных; ограда каменная, сооруженная строителем Аркадием из доброхотных подаяний около 1795 года. С 1764 года по учреждении высочайшем о духовных имениях оставлся сей монастырь на своем пропитании и довольствуется некоторою частию земли и озерами рыбными. В числе имений, приносивших доход сему монастырю, была до 1788 в Москве сего монастыря часовня на каменном мосту, и там же за Воскресенскими воротами на Неглинной, идучи из города на левой стороне, была монастырская земля, на которой до 1715 жалованное для приезду архимандритов стояло монастырское подворье, харчевни и лавки. Места сии с подворьем даны Донецкому монастырю великим государем Петром Первым в 1700 году; а в 1715 году подворье продано от монастыря. В монастыре Донецком с 1781 по 1785 было заведено преосвященным Тихоном III епископом Воронежским семинарское училище до пиитики, из коего ученики для продолжения наук доставляемы были в воронежскую семинарию. Сказывают, что первому сего монастыря настоятелю повелел государь называться и быть архимандритом. После его были архимандриты и игумены по изволению воронежских преосвященных, а ныне строители. 9 Вознесенский Кременской мужеской монастырь на содержании войска Донского, находится на донских землях. Монастырь сей зачался в 1711 году, в коем отведены ему и земли, но по каким причинам и обстоятельствам, неизвестно. Известно только, что в 1712 году по просьбе строителя монаха Никанора с братиею дано благословение от синодального вице-президента преосвященного Стефана митрополита Рязанского, построить в новозаведенном монастыре сем храм во имя Вознесения Господня деревянным зданием. После того трижды церковь сия была перестроивана с благословения преосвященных воронежских и наконец создана каменная хорошей архитектуры. Сей монастырь стоит на берегу реки Дона и близ его нет никакого селения; отстоит же оной от станиц, вверх до Дону, от Кременской в десяти, и вниз по той же реке от Новогригорьевской в десяти же верстах. До города Черкасска от него 500 верст; содержится экономиею. Прозвание его произошло от Кременской станицы; коей попечением, вероятно, и основан оный. По указу 1788 года монастырь сей был упразднен. Но паки по просьбе донских казаков и по указу святого синода 1798 года октября 20 дня восстановлен на содержании донском с штатом игумена и братии по подобию общежительной Саровской пустыни и Николаевской Рыхловской, со штатом на 56 человек. В сем монастыре были архимандриты и игумены по рассуждению преосвященных. 10 Преображенский Усть-Медведицкий женский на содержании войска Донского, находится на донских землях. Сей монастырь сперва был мужеский и начался, как из записки, имевшейся в монастыре, видно, в 7173, то есть в 1665 году, но по чьему дозволению, о том ни грамот, ни записок нет. Можно думать, что, по тогдашней вольности донских казаков, они сами основали и сей монастырь, испросив только у какого-нибудь или может быть и у своего Сарского и Подонского епископа благословение на церковь. Земли к нему отведены в 1693 году. Сначала до 1754 года положение монастыря было между горами, почему и назывался Межигорским, а в 1754 году, по благословению преосвященного Феофилакта епископа воронежского перенесен он на гору неподалеку от прежнего места, и церковь построена каменная. Близ монастыря стояла одна слободка монастырская. В окружности ж имеются станицы Усть-Медведицкая в 5, Островская в 10, Усть-Хоперская в 30 верстах. В монастыре сем настоятели бывали архимандриты и игумены по рассуждению преосвященных. До Черкасска от сего монастыря 300 верст. Содержание имеет он от подаяний и от экономии. Местоположение его близ Дона, где впадает в оный река Медведица, от которой он и название Усть-Медведицкого имеет. По указу 1788 года монастырь сей был уничтожен. Но по просьбе донских казаков и по указу святого синода 1798 года октября 20 дня паки восстановлен, для помещения женского монастыря со штатом игуменьи и сестер по окладу и числу монастырей 2-го класса, на содержании донских жителей.
Кроме
сих монастырей в Воронежской епархии
до штатов было и еще 15 монастырей,
ныне уже упраздненных. |
||||||
Сб.Воронежский край XVIII века в описаниях современников. Воронеж. 1992. |