| 
			  
			Политика, партии, блоки - вещи в истории преходящие. Но были - и 
			есть! - нетленные основы народного, державного бытия. Если 
			сформулировать самым кратким образом, их было две: Революция и 
			Традиция. Интересно при этом, что и революция наша не была 
			отрицанием, а лишь обновлением Традиции. Империя, образно говоря, 
			лишь сбрасывала с себя верхние, элитарные слои, как старая мудрая 
			змея сбрасывает, обновляясь, кожу. 
  
			В реальном содержании 1917 год и Гражданская война выглядят так. Со 
			всех сторон, как в древние времена, на Русь шли враги. Немцы до 
			октября 1918 года оккупировали весь запад страны. В Одессе 
			высадились французы, в Баку и Средней Азии - англичане, на Дальнем 
			Востоке - японцы, в Архангельске - американцы. Под Петроградом - 
			белоэстонцы, Киев захвачен белополяками. Не умыслом большевиков, а 
			волей истории получилось так, что "красные" оказались единственными 
			защитниками России. Красные, которые сидели тогда практически лишь в 
			одной Москве, в границах Руси Ивана Калиты, сумели организовать 
			оборону страны и выбить отовсюду Белую Армию и поддерживавших ее 
			иноземцев. И, по существу, восстановили к 1922 году Империю.  
			Кто и что дал им на это силы? Жертвенное служение Армии и Церкви. 
			Офицеры и генералы царской армии, пошедшие в Красную Армию, начиная 
			с А.А.Брусилова, С.С.Каменева, П.П.Лебедева - все бывшие 
			генштабисты. Несколько сотен генералов и 30 тысяч офицеров - именно 
			они, а не партизаны Щорс и Кочубей, не бывшие унтеры Чапаев и 
			Буденный, построили Красную Армию и выиграли войну.  
			Они не пошли за белыми, точно так же, как Русская 
			Церковь не пошла за белыми. Те, кто пошел, ушли из России и из 
			истории. Но Русская Церковь и Русская Армия остались с Россией.  
			 
			Мы сказали: жертвенное служение. Да, они прекрасно знали, что 
			сегодня ведут войска в бой, а завтра попадут под трибунал и будут 
			расстреляны как военспецы. Так же и епископы и священники, 
			оставшиеся со своей паствой, - уходили в тюрьмы, лагеря и на смерть, 
			но не уходили из России. На их костях и на их крови строилась Новая 
			Держава. Это жертвенное служение, которым всегда стояла Россия, оно 
			и привело к восстановлению Империи в 1922 году и к Победе в 1945-м. 
			Без выстрела "Авроры" не было бы красного знамени над поверженным 
			Рейхстагом.  
			 
			Итак, оказывается, что внутренний, религиозный, если угодно, смысл 
			не только революции, но и всего советского периода, - битва за 
			Россию?  
			 
			..О нападении Германии глава Русской Церкви Митрополит Сергий 
			Страгородский (1867 - 1944) узнал, вернувшись домой воскресным утром 
			22 июня 1941 года, после служения литургии в Елоховском 
			Богоявленском соборе. Это было второе воскресение после Троицы - 
			день, в который Церковь празднует память всех Русских Святых. Он 
			тотчас ушел в кабинет, и оттуда послышался стук пишущей машинки. 
			"Нам не приходилось даже задумываться, - скажет Сергий позже, - 
			какую позицию должна занять наша Церковь во время войны". 
			Руководство Московской Патриархии оказалось в тот день энергичнее 
			многих светских инстанций. Послание к верующим не только было 
			написано, но и разослано по всем приходам, по всем уголкам Союза. 
			"Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ 
			нашей Родины. Господь нам дарует победу", - такими пророческими 
			словами заканчивалось послание.  
			
			  
			C первых дней Церковь вдохновляла народ на 
			подвиг. Главным ее делом была молитва: молитва об одолении врага, о 
			здравии живых и вечной памяти павших. Как это нужно было верующим - 
			в осажденном Ленинграде, где все 900 дней блокады, среди ужаса и 
			мрака, совершал литургию митрополит Алексий Симанский... В 
			затемненной Москве, под немецкими бомбежками, когда враг рвался к 
			столице, а в храмах надеждой и верой звучали слова Первосвятителя: 
			"Над нами Покров Богородицы, всегдашней Заступницы Русской Земли".
			 
			 
			Второе важнейшее направление церковной работы: сбор средств на нужды 
			фронта и помощь жертвам войны. Так, всего за несколько месяцев 
			верующие Троицкого храма города Горького внесли в фонд обороны более 
			миллиона рублей. На извещении об этом - резолюция Митрополита 
			Сергия: "Браво, Нижний Новгород, не посрамил мининскую память". В 
			Саратове за один 1943 год (мы не всеми данными располагаем) внесено 
			от приходов и духовенства два миллиона, в Орле, сразу после его 
			освобождения, - два миллиона. Всего за годы войны пожертвования 
			Церкви на нужды обороны составили несколько сотен миллионов рублей.
			 
			Наиболее яркий факт - сооружение танковой колонны имени Дмитрия 
			Донского и эскадрильи Александра Невского. 30 декабря 1942 года 
			Митрополит Сергий обратился с призывом собрать средства на танковую 
			колонну. "Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение 
			Православной Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского 
			оружия", - писал он.  
			 
			3 февраля 1943-го он телеграфирует Сталину, что средства собраны. 
			Ответная телеграмма Верховного Главнокомандующего: "Прошу передать 
			православному русскому духовенству и верующим, собравшим 6 миллионов 
			рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны 
			имени Дмитрия Донского, - мой искренний привет и благодарность 
			Красной Армии".  
			 
			В сентябре 1943 года Патриархия возвращается из эвакуации в Москву, 
			4 сентября три митрополита - Местоблюститель Сергий, Ленинградский 
			Алексий и Николай Крутицкий были приняты в Кремле. Через четыре дня 
			состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви, епископы 
			были доставлены в Москву военными самолетами. Совершилось важнейшее 
			деяние: впервые после смерти Патриарха Тихона в 1925 году Церкви 
			было разрешено вновь избрать Патриарха. Им стал Сергий Страгородский, 
			уже 18 лет возглавлявший церковный корабль в звании Местоблюстителя.
			 
			 
			...Он не дожил до Победы, умер 15 мая 1944 года. Его гробница - в 
			Никольском приделе Патриаршего Богоявленского собора. Там же, в 
			соборе, мощи еще одного великого русского Святителя - Митрополита 
			Московского Алексия, возглавлявшего Русскую Церковь в канун 
			Куликовской битвы, воспитателя Дмитрия Донского.  
			"Мощи" - от слова мощь  
			Огромное значение имела патриотическая позиция 
			Церкви для людей, оставшихся на оккупированных территориях. Помимо 
			участия в партизанском движении, духовенство способствовало 
			сохранению у людей сознания единства со всей большой Родиной, веры 
			во временный характер наших поражений и конечную неизбежность 
			освобождения.  
			 
			Используя националистические течения на Украине, в Белоруссии, в 
			Прибалтике, немцы пытались насадить там "автокефальные церкви", то 
			есть оторвать верующих от церковного единства, от Московского 
			Патриарха. Но православный народ не шел на это. В пику 
			"автокефалиям" были созданы Автономные Православные церкви, которые 
			в условиях оккупации, трудно поверить, продолжали официально 
			сохранять молитвенное и каноническое единство с Московским 
			Патриаршим Центром. И немцы ничего не могли поделать.  
			 
			Так в Великой Отечественной, как когда-то при монгольском иге и 
			феодальной раздробленности, вновь Церковь стала основой 
			национального единства и самосознания, залогом Победы.  
			 
			Наступил 1945 год. 31 января в храме Воскресения Христова в 
			Сокольниках открылся Поместный Собор. Новым Патриархом стал Алексий 
			Симанский. 10 апреля Глава Церкви вновь встречался с Главой 
			государства: патриарху Алексию предстояла важная не только в 
			церковном, но в дипломатическом отношении миссия - поездка по 
			странам Ближнего Востока. В том, что весь христианский мир, и прежде 
			всего древние Православные Патриархаты Востока, были неизменно на 
			нашей стороне в войне с Германией, - тоже заслуга Русской Церкви. 
			Вскоре, в мае 1945 года, патриарх Алексий отправляется в 
			паломничество в Святую Землю. Битву за Берлин логически продолжает 
			церковно-дипломатическая битва за Иерусалим".  
			 
			Сталину мало восстановить Россию. В 1945 году мы уже вышли за 
			пределы Империи, речь идет о восстановлении русского православного 
			присутствия в мире и в главном месте мира - у Гроба Господня. В 1946 
			году в отчете Совета по делам Русской Православной Церкви говорится 
			о "новых мероприятиях, имеющих принципиальное политическое 
			значение". Полковник Г.Г.Карпов (именно он возглавлял Совет), как 
			заправский богослов, формулирует: "Как известно, РПЦ, получившая 
			самостоятельность (автокефальность) в 1448 году, занимает среди всех 
			Автокефальных Православных Церквей мира лишь пятое место. Между тем 
			ее удельный вес в православном мире и возросший в последнее время 
			(за годы войны. - Н.Л.) авторитет дают основания к тому, чтобы она 
			заняла первое место. Разрешенное еще ранее Правительством и 
			намечаемое Патриархом Алексием на сентябрь 1947 года Предсоборное 
			Совещание в Москве глав или их представителей всех Автокефальных 
			Православных Церквей и преследует, в качестве основной цели, 
			подготовку созыва в 1948 году (500-летия самостоятельности РПЦ) не 
			собиравшегося уже несколько веков Вселенского Собора для решения 
			вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской".  
			 
			Не правда ли, круто? Россия вновь, может быть, в последний уже раз, 
			пыталась собрать православный мир, "как птица собирает птенцов под 
			крыло свое". Разумеется, с точки зрения церковно-исторической и 
			канонической, это выглядит не более чем утопией. Начиналась холодная 
			война - война, в том числе, за Восточные Патриархаты. И когда в 1948 
			году Всеправославное Совещание в Москве состоялось, американцы 
			приняли уже меры, чтобы ни Константинопольский, ни Александрийский 
			патриархи не приехали в Москву. От ведущих Церквей в Москву приехали 
			только митрополиты. Правда, из Антиохийского Патриархата приехал 
			знаменитый Илья Караме, который, по восточному преданию, всю войну 
			молился о России и вымолил ей победу. На приеме в Кремле, подымая 
			тост, он сказал: "Как говорит И.В.Сталин, нам нужно сильное 
			Православие". Зал вздрогнул и смолк: все знали, что Сталин такого не 
			говорил. Митрополит тоже секунду помолчал - и продолжил: "Может 
			быть, Иосиф Виссарионович буквально так и не говорил, но я уверен, 
			что он так думает".  
			 
			Он так думал. России нужно было сильное Православие... 
   |