«В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с
людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели
своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце
сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и
милостыни не помогут тебе».
(Из писем игумена Никона (Воробьева))
Практически всем понятна польза поста. Правда, одни
видят его благо лишь в медицинских свойствах – таких большинство, другие
же прибавляют сюда и священную духовную составляющую. Но практически не
многие понимают истинный смысл поста и соблюдают его.
Пост же, по учению одного из святых отцов Церкви святого Василия
Великого, рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей.
Пост — добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает
искушения, спутник трезвости... Пост возносит молитву на небо, делаясь
для нее, как бы крыльями. Святые отцы, объясняя важность воздержания в
пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от
пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель
поста.
Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно.
Взрослые миряне могут облегчить себе пост, а больные и дети могут
поститься еще более легким постом. Например, в русских школах дети
постились только в первую неделю Великого поста и в Страстную седмицу.
(Вспомним как поступают бегуны – они же не сразу пускаются в марафонский
бег, а подготавливаются к нему постепенно и долго).
Согласно Уставу Православной Церкви во время поста нельзя есть мясо,
рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино. По субботам и воскресеньям
дозволяется постное масло и вино.
По праздникам пост становится менее строгим. Например, в Лазареву
субботу можно икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим –
рыбу. Первая неделя Великого поста, а также вся Страстная седмица очень
строгие. Самый строгий пост в Великую Пятницу, когда ничего нельзя
вкушать до погребения Плащаницы.
Приготовление к спасительным дням Святой Четыредесятницы начинается
вскоре после праздника Богоявления. Начало поста предваряют четыре
подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее, о блудном
сыне, мясопустная и сыропустная. В это время Церковь подготавливает
верующих к посту постепенным привыканием к воздержанию: после сплошной
седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая
степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу.
В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и
человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии
на землю Сына Божия для спасения человека располагает верующих к посту,
покаянию и духовному подвигу.
Такое приготовление к посту Четыредесятницы – древнее установление
Церкви. Так, уже святые IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл
Александрийский говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому
посту.
Приуготовляя к посту и призывая к покаянию, Церковь примером мытаря и
фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния
и всякой добродетели, о гордыне, как главном источнике грехов, который
оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником.
Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Господь Иисус
Христос, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы –
«до зрака раба» (Флп. 2, 7).
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в
приготовительные Недели поет на воскресных службах умилительные стихиры
(тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези
настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя,
окаянный, трепещу». Сравнивая 70-дневный период предпостовых и
великопостных богослужений с 70-летним пребыванием Израиля в плену
Вавилонском, Церковь оплакивает духовный плен нового Израиля пением
псалма «На реках Вавилонских».
В Неделю о блудном сыне евангельской притчей ( Лк. 15, 11–32), от
которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример
неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним
раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать
человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха,
проникшейся надеждой на Бога, Господь прощает многие грехи.
Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в союзе с
Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит
источником духовных бедствий. Митрополит Волоколамский и Юрьевский
Питирим (Нечаев, † 2003) говорил, что «если бы за каждую трагедию,
произошедшую в России, или как-то связанной с Россией, мы бы несли обет
поста, как дань скорби, Господь, наверное, проявил бы Свою милость и
люди умножали свои силы в созидании благочестия».
В субботу мясопустную, которая называется Вселенской родительской
субботой, Церковь совершает поминает всех от века усопших православных
христиан. Особенно мы молимся о тех умерших, которые не получили
церковного отпевания.
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется
сырной. Песнопениями этой седмицы Церковь внушает нам, что мы уже стоим
в преддверии покаяния, приглашая к сугубому покаянию, напоминая о
грехопадении прародителей, происшедшего от непослушания.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Прощеным. В
этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин
прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у
друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой,
примирившись со всеми ближними. В этот день мы должны сделать все
возможное, чтобы со всеми примириться.
«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не
забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток,
добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен,
благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды
покаяния», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
В преддверии Великого поста хотелось бы напомнить, что все беды наши,
все недоразумения, проблемы и искушения не имеют внешних по отношению к
нам причин, потому что они заключены в нас самих. Мы периодически
уделяем много внимания своему телу, заботясь о красоте его, но забывая о
том, что в будущем нас ждет прах, а то, что Господь сотворил для жизни
вечной – не чистим, не моем слезами покаяния, не соскребаем струпья
грехов с душ наших. Сделаем это – и мир нам покажется другим, омоем
покаянием свою душу и все наносное уберется, а истинное останется. Уйдут
скандалы и недоразумения, родное останется родным, а близкое приблизится
еще ближе…
Не будем забывать, что к чистому чистое прилепляется, а от грязного,
кроме грязи еще и неприятности прибавляются, как духовные, так и
телесные.
Пусть для каждого человека пост послужит уроком и будет полезным
наставлением в духовной жизни
С Великим постом вас!
|