ОБРУЧЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ
Богословский смысл священнодействий
обручения и венчания
и содержание молитвословий
Обручение
Обручение означает скрепление пред
Богом и Церковью взаимных обещаний
вступающих в брак. Обручение - это
христианская форма естественного
брака. В нем Церковью и Богом
утверждается "глаголанное у
брачующихся слово".
Обручению предшествует благословение
родителей и духовного отца. Видимым
знаком утверждения этого союза в мире,
любви и единомыслии является вручение
жениху и невесте колец с молитвой
священника о Небесном благословении
их обручения. В Таинстве брака
прикровенно содержатся элементы,
свойственные и семейно-патриархальному
укладу жизни, как, например, отрешение
дочери от родительского очага и
передача отцом прав на нее будущему
мужу.
В древности обручение жениха и
невесты совершалось их родителями и
родственниками. Соизволение
родителей признавалось не менее
важным, чем согласие жениха и невесты.
А так как христиане, кроме родителей
по плоти, имели духовного отца в лице
епископа, то вскоре вошло в
благочестивый обычай заручиться еще и
благословением епископа. 89-е правило
Трулльского Собора в толковании
Никодима свидетельствует:
"Церковь требовала от своих
верующих заключать браки только с ее
благословения. Это же она требовала
относительно обручения". Форма
обручального благословения епископа,
как доносит ее до нас текст одной из
древних литургий, была проста и
содержала краткое молитвенное
благопожелание: "Благослови,
Господи, кольцо это, ... ибо как оно
венчает палец человека, ... так и
благодать Святого Духа пусть окружает
жениха и невесту, чтобы они видели
сыновей и дочерей до третьего и
четвертого рода, которые да восхвалят
имя Твое". Это благословение
раскрывает суть христианского брака:
одухотворение чувственной любви,
призывание Божией помощи, укрепляющей
к совместному введению в жизнь благих,
спасительных устоев нравственности и
продолжению этих духовных начал в
потомстве.
В современной практике
священническое благословение при
обручении сближается с родительским,
принятым в благочестивых семьях, то
есть высказывается намерение, чтобы
данный брак был совершен о Господе.
Жениха-христианина и невесту-христианку
сближает не только любовь друг к другу,
но и устремление каждого из них ко
Христу, которое и дает неложное
основание быть браку ради Господа.
Когда будущие жених и невеста
проникнут во внутреннюю суть своей
двуединой любви ко Христу и друг к
другу и придут к взаимному согласию
создать христианскую семью, то свое
решение они откроют родителям.
Обыкновенно в этом случае родители
жениха спрашивают его, по нраву ли ему
невеста и образ поведения ее, и,
получив утвердительный ответ,
выражают согласие на брак сына. То же
делают и родители невесты, спрашивая
ее, нравится ли ей жених и согласна ли
она выйти за него замуж.
На Руси издревле считалось, что честь
невесты - это честь рода. Поэтому в
старину отец невесты не стразу давал
сватам ответ, но обещал подумать о том
с женой и родичами. Совершив так
называемый "совестливый разговор"
с родственниками, отец объявлял
согласие на брак дочери. Тем дело не
оканчивалось: наступал период
усиленных молитв к Богу о даровании
мудрости, о благоприятных условиях к
соединению "двух в плоть едину, душу
едину и Дух животворящий". Молитвы
родителей созидают дома чад и "благословение
отца утверждает домы детей" (Сир. 3,
9), - свидетельствует опыт Церкви. Без
них, как здание без фундамента, ни одна
семья в минуты испытаний не устоит в
своей неповрежденности и целостности.
Но и родители, решаясь на брак детей,
не полагаются на свое мнение и, как
правило, посылают их за
благословением к священнику-духовнику
или же к старцу, опытному в знании воли
Божией о людях и в рассуждении
житейских обстоятельств.
Пастырское благословение несет в себе
особую жизнеутверждающую силу,
окрыляющую молодых и их родителей.
Заручившись благословением родителей
и духовника- священника, нареченные
жених и невеста, посоветовавшись со
старшими, назначают день свадьбы. Ради
юридического признания до церковного
венчания брак должен быть
зарегистрирован в гражданской
инстанции (ЗАГСе), затем совершается
Святое Таинство, в котором
новобрачным преподается Божественная
благодать, освящающая их союз и
сообщая им благословение Божие на
совместную жизнь, рождение и
воспитание детей.
По обычаю в самый день или накануне
гражданской регистрации принято
служить молебен Господу Иисусу Христу
о начале доброго дела.
В самый день браковенчания родители,
сотворив известные молитвы, совершают
благословение своих детей: сына
иконой Спасителя, а дочь - иконой
Божией Матери.
Начальный момент обручения
В жизни молодых людей, любящих друг
друга, наступает, наконец, такая
минута, когда на ожидаемое ими
супружество они получают
благословение Божие, чтобы стать им
подражателями жизни церковной.
Чистота намерений и искренность их
веры побуждает священника скрепить
брачный союз благословением Божиим и
словами молитв.
Для этой цели молодые люди прибывают в
храм. По обычаю в храме появляется
жених, сопровождаемый шаферами (друзьями
жениха) и кем-то из детей, несущим
впереди жениха икону Христа Спасителя.
Сопровождаемый ими жених входит в
храм, где его встречают пением одного
из церковных песнопений,
приличествующего случаю. Помолившись
Богу, жених отходит с середины храма
на правую сторону и ожидает приезда
невесты. Невеста прибывает в храм чуть
позже и, также предшествуемая иконой
Божией Матери и сопровождаемая
шаферами, совершает поклонение Богу и
выслушивает церковное песнопение.
Затем невеста отходит на левую
сторону храма.
Таким образом, жених и невеста
встречаются в храме, где их окружают
родные, друзья и прихожане. В их лице
земная Церковь - общество верующих,
собравшихся во имя Христа и со Христом,
- готова сотворить совместно с
брачующимися общую молитву Господу о
благословении их обилием благодатных
даров для единства совместной жизни,
взаимной верности и претворения в
жизнь словесных обещаний брачующихся.
Церковь становится свидетельницей
обетов жениха и невесты, которые они
дают друг другу пред Богом, и
благословение священника это слово
утверждает, скрепляет святым
соединением.
Горящие свечи новобрачных изображают
духовное торжество, славу
целомудренного девства и свет
благодати, нисходящие на них. Свет -
источник Божией святости. Пламень
свечей озаряет начало новой жизни, в
которое вступают двое, чтобы стать
одним существом, "одной плотью".
Свечи в их руках говорят о радости
встречи этих людей и об общей радости
присутствующих, напоминая слова
Христа: "Так да светит свет ваш пред
людьми, чтобы они видели ваши добрые
дела и прославляли Отца Небесного" (Мф.
5, 16). С прославления Отца Небесного и
начинается собственно чин обручения.
Обручение кольцами.
Вручением колец, принесенных от
святого престола, жениху и невесте
священник выражает веру Церкви в
непрерывность их союза, даруемого им
благодатью Божией.
Супружеский союз возникает в земных
условиях, но несет в себе залог
единства и печать нерасторжимости.
Кольца надеваются на персты правых
рук, знаменуя тем их свободную волю,
восприемлющую обет верности, трудовой
деятельности, молитвы и благословения.
"И десница раб Твоих благословится...",
- говорит текст молитвы, читаемой
священником после обручения.
Таким образом, обручение
запечатлевает признание намерений и
чувств жениха и невесты, скрепляет
данное ими друг другу слово своим
благословением и молитвами и убеждает
их в необходимости Божественного
содействия во всей дальнейшей жизни.
Кольца на их руках свидетельствуют,
что отныне Господь с ними, чтобы
поставить их "укрепленным городом и
железным столбом" и напоминать им о
"дружестве юности, о любви" и их
желании "быть святыней Господа,
начатком плодов Его" (Иер. 1, 18; 2, 3). Им
сообщается ревность к славным делам, к
свидетельству истины, к восприятию
щедрот Божиих, ибо всесильно
благословение Божие: "Господь
бодрствует над словом Своим, чтоб оно
скоро исполнилось" (Иер. 1, 12). В этом
залог крепости их совместной жизни и
ее смысл; в этом тайна сохранения
взаимной любви, немеркнущей во
времени. Бог посылает Ангела
шествовать пред ними и вести их в
Царство Небесное. Открыть же для себя
это Царство, которое, по слову Христа,
"внутрь вас есть" - внутри их
совместной любви, - помогают
обручившимся молитвы и благословение
Церкви, преподаваемые им в чине
венчания.
Венчание
Последование венчания своим
молитвенно-благодатным строем
полагает основание для жительства по
правилам Святой Церкви и для
упражнения душ в усвоении науки
христианской жизни.
Начало венчания
На середине храма священник
поставляет жениха и невесту пред
аналоем с Крестом и Евангелием на
разостланный на полу кусок белой
материи ("подножку") - символ
единства и радости нераздельного
жительства в супружестве.
По окончании слова иерей вопрошает
сначала жениха: "Имеешь ли, имя рек,
произволение благое и непринужденное,
и крепкую мысль, взять себе жену сию?.."
Этот вопрос задается жениху для того,
чтобы он понял свою ответственность
за создание семьи. Муж есть глава
семьи, жена - его помощница. Вводя
невесту в дом, в общение жизни, жених,
как будущий муж, должен понять, что он
не только берет себе жену, но с этого
момента должен заботиться о спасении
ее души. Эта забота предполагает
крепкую любовь к супруге, готовность
напоминать себе и ей заповеди
Господни и предания святых отцов,
подкрепляя дух ее, а впоследствии и
детей, Божественными писаниями. А для
этого необходимы и воля благая и
непринужденная, и крепкая мысль.
Имеет ли все это жених? Изострил ли он
ум свой проницательностью, возбудил
усердие на спасение, на подвиг
христианского жительства мужеством,
утвердил ли себя верой и надеждой идти
впереди супруги и детей во всяком
подвиге, готов ли сразиться с
мысленными врагами - демонами? Ведь ты
берешь себе в дом жену, ты
испрашиваешь у Бога дар
домостроительства. Готов ли ты
относиться к Богу как "служитель
Христов и домостроитель таин Божиих"?
(1 Кор. 4, 1). Готов ли, принимая жену, не
сказать чего-либо вопреки воле Божией,
засвидетельствованной в Священном
Писании, или оставить угодное Богу?
Готов ли ты в угождение Богу и для
пользы семьи подать не только
благовествование Божие, но и душу свою
по сказанному Господом: "Заповедь
новую даю вам, да любите друг друга,
как Я возлюбил вас" (Ин. 13, 34)? Только
такая святая любовь и благое
произволение позволяет тебе взять в
жену ту, которую здесь пред собой
видишь. Мысленно, заранее раздумав над
всем этим, жених отвечает: "Имею,
честный отче".
И снова иерей задает вопрос: "Не
обещался ли иной невесте? (Не
продолжаешь ли держать кого-либо в
заблуждении своим обещанием вступить
в брачный союз?)" Вопрос
предполагает и воспитательное
значение для присутствующих,
напоминая им, что подобными
обещаниями шутить не позволительно. И
отвечает жених: "Не обещался,
честный отче".
Те же вопросы задаются иереем и
невесте. От нее также требуется
осмысленное и ответственное
отношение к избраннику, ведь ей
предстоит быть помощницей мужу, взяв
на себя обязанности единомыслия и
послушания. Невеста понимает, что она
принимает на себя попечение о семье и
несет одинаковую с мужем
ответственность соблюдать в доме во
славу Божию все, что установлено с
общего одобрения. В лице жены муж
имеет деятельную помощницу,
содействующую ему в отправлении
различных обязанностей по управлению
делами семьи и шествием по пути
упражнения и поучения в заповедях
Господних. В известных случаях,
например, в отсутствие мужа , она
заступает на равных с ним правах на
его место и ведет жизнь семьи,
руководствуясь заповедям Божиим и
традициями семьи (отеческими
преданиями). За все это Бог посылает
благодать Свою и обещает хранить
место их проживания. Поразмыслив над
этим, невеста отвечает священнику: "Имею,
честный отче. Не обещалась, честный
отче".
Вопросы и ответы эти нужны еще и
потому, чтобы Церковь стала
свидетелем добровольности вступления
в совместное сожительство супругов и
чтобы не могли потом сказать люди, что
венчание совершено по принуждению.
Тайносовершительный момент
венчания
Венцы, возлагаемые на жениха и невесту,
символизируют славу союза Христа с
Церковью. Возложением венцов Церковь
воздает жениху и невесте честь за
целомудрие и сохраненное девство и
делает для всех очевидным
благословение Божие - быть данной
супружеской чете родоначальниками
потомства, преданного уставам Святой
Церкви. "Плод чрева на пользу и
восприятие благочадия" дает
супругам родительская власть, если
они благоразумно воспользуются ею.
Венцы также служат предуказанием
вечного увенчания супругов, о котором
сказано в Откровении апостола
евангелиста Иоанна Богослова: "Будь
верен до смерти, и дам тебе венец жизни"
(Откр. 2, 10).
Возложение венцов и слова священника:
"Господи Боже наш, славою и честию
венчай я (их)", - запечатлевают
Таинство Брака. Церковь, благословляя
брак, провозглашает венчающихся
родоначальниками новой христианской
семьи - малой, домашней церкви,
указывая путь в Царство Божие и
знаменуя вечность их союза,
нерасторжимость его, как сказал
Господь: "Что Бог сочетал, того
человек да не разлучает" (Мф. 19, 6).
Историческое формирование чина
венчания второбрачных
Рассматривая первый брак, по
выражению святителя Григория
Богослова, как "закон", а второй
как "снисхождение" к
человеческой немощи, церковь позже
внесла некоторые различия в
чинопоследования для первого и
второго брака. Последние венчались по
более короткому чину. Обычный чин
венчания второбрачных был выработан к
XVI веку.
Третий брак дозволялся в
древнерусской церковной практике
только "по нужде" и совершался по
чину второбрачных.
Из книги протоиерея Геннадия
Нефедова
"Таинства и обряды Православной
Церкви"
Непощение до венца и
неблагоговение во время самого
венчания
Таинство брака принимается всего раз
в жизни (как в большинстве супружеств).
Отсюда прекрасный обычай приступать к
нему не иначе, как "натощак"; и
действительно, грех не поститься в
день свадьбы. Постится же из
возрастных, желающий креститься, хоть
и в первый раз еще слышит урок о
христианском посте; тем более не пьют
и не едят причастники здоровые и
больные, а также, по возможности, и
исповедники. Пощение перед свадьбою
будет соответствовать духу усиленной
молитвы, который выражается во всем
последовании венчания. Притом, пить из
чаши благословенное вино за венчанием
не лучше ли не пившим и не едшим? Если
же не постятся до конца потому, что
венчание бывает позднее, ночью; то
Церковь, снисходя к слабости сил
жениха и невесты или к непривычке их
поститься, снисходя разрешением им
малой пищи, строго, одднако, осуждает
самую безвременность венчания ночью.
Приличным и законным временем для
брака она полагает часы тотчас после
обедни, когда и легко могут
попоститься каждый жених и каждая
невеста. Известно, что браки
православных христиан из уважения к
посту не совершаются никогда в
постные дни (кроме особенной
надобности в неделю мясопустную). Но
кто не показывает внимания и
благоговения к браку уже в самой
церкви, т.е. и в непродолжительные
минуты венчания; кто не старается
расслушать молитв, которых так много
читает священник, и которые столь
торжественны, небрежно стоит пред
аналоем, не представляет себе в духе
веры того, как сходит на него
благодать Таинства: тот забыл, что
Церковь во время брака ни о ком больше
не молится, как о двух лицах: женихе и
невесте (раз всего только
произносится молитва "за
воспитавшия родители"). Невнимание
и неблагоговение жениха и невесты во
время венца показывают, что они как бы
не нуждаются в церковном венчании или
готовы заочно обвенчаться (по обычаю
западных). И не готовились-то они по-христиански
к браку и бессознательно венчаются!
Между тем, этот один час имеет влияние
на целую их жизнь. Они должны бы
молиться, чтоб Сам Господь Бог был тут
с ними, закрепил их клятвы. Будут ли
они после этого глубоко уважать
религиозные обязанности в браке:
верность супружескую и
нерасторгаемость?
"Нравственное Богословие
для мирян"
|