ВОЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ МЕЖДУ
СОБОЙ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ И СУПРУЖЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ ПРЕЖДЕ ВЕНЦА
"Ревекка
лишь только увидела пред собой жениха
своего, вземши ризу летнюю облечеся"
(закрылась покрывалом) (Быт. 24, 66). Так и
у каждого жениха и невесты
взаимные отношения должны быть
прикрыты целомудренною стыдливостью.
До венчания они все же меньше близкие
между собой лица, чем, например, брат и
сестра. Притом, не бывают ли случаи,
что свадебный сговор совсем
расстраивается после
продолжительного времени, после
обменов жениха и невесты подарками и
взаимной откровенности? Поэтому до
венца, и по существу дела и для
благородной формы его, необходима
сдержанность как в уединенных
прогулках, в пожатиях рук, в свиданиях
безвременных (например, в глубокий
вечер), в разговорах и в переписке о
взаимной преданности, так и в гневе
друг на друга, в требовании излишних
услуг или в оскорблении родителей с
той или другой стороны, т.е. или
жениховых, или невестиных. В случае
расторжения брачного сговора эта
вольность обращения будет новым
стыдом. Новым наказанием, особенно
невесте. Но и с благополучным
завершением брака она будет
отзываться неприятным воспоминанием
для совести. (Удивляется иной вольный
жених, что невеста его, как только он
прямо и пристально взглянет на нее,
вся краснеет; эту красноту ее он готов
назвать забитостью ее в семье. Но эта
краснота прекраснейший цвет
девства, великое достоинство
нареченной его невесты). Вина также
жениха и невесты, если они тотчас же
после сговора надевают на себя и носят
кольца. Допускать это прежде
церковного обручения - значит быть
виновным в грехе самовольного
обручения. Что же до преждевременного
сожития желающих венчаться, то такое
сожитие "не есть брак и даже не
начало брака", но только блудная
связь. Даже лучше этим людям совсем
разойтись, т.е. лучше им соединиться
браком с другими лицами; потому что до
законного супружества легко между
ними возникнут попреки, холодность и
презрение. Но если уже им не с кем
более соединиться браком, и если они
примут законный брак: все же "венцом
(как, между тем, они думают) не
прикрывается их грех". Со дня лишь
церковного брака законно их сожитие: а
за прежнюю связь они должны понести
эпитимию, которая полагается 4-летняя,
понести или оба, жених и невеста, или
один тот, который насилием или
обольщением растлил невинное лицо. Но
если сожития или связи не было, а
только пред самым браком вследствие
вольного обхождения допущен грех, в
таком случае виновные подлежат
однолетней эпитимии (запрещено
приступить в Святым Таинам). Наконец,
кто падет прежде брака не с самою
невестою, а с матерью ее или с другим
кровным для нее лицом, тому и брак с
этою невестою воспрещается.
Нареченные женихи и невесты! Не в
последней короткости обхождения
должно состоять ваше предварительное
ознакомление, и не в том, чтоб вам ни на
час не отставать друг от друга, везде
выходить и выезжать вместе, нет, не
в том! Но чтоб увериться во взаимных
добрых качествах и на основании-то
взаимной любви и взаимного уважения
утвердиться в решимости сочетаться
браком. Который из вас будет держаться
скромнее и степеннее, тот в глазах
другого и заслужит большее уважение. А
вам нужно позаботиться не об одной
сердечной любви, но и о взаимном
уважении; потому что первое без
последнего не совсем прочно.
Из книги "Нравственное
богословие для мирян"
(Издание Свято-Успенского Псково-
Печерского монастыря, 1994 г.)
|