главная

 В ПОМОЩЬ ВСТУПАЮЩИМ В БРАК


ФОРМА  ЗАКЛЮЧЕНИЯ  БРАКА В  РУССКОЙ  ЦЕРКВИ

     На Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением выявить, нет ли каких препятствий браку. Это называлось произвести "обыск", а указ именовался "знамением". В 1765 году указом Екатерины II  венечные памяти ("знамения") были отменены.
     В XVII  веке заключение браков сопровождалось "зарядом" - договором, предусматривающим выплату денежной компенсации в случае расторжения брака.  Петр I  в 1702 году запретил писать зарядные записи и предписал совершение обручение не ранее шести недель до венчания.
     В 1775 году Святейший Синод обнародовал указ о совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии. В синодальную эпоху в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Это требование, содержащееся в Кормчей, повторяется во многих указах Святейшего Синода. По указу 1775 года, желающий вступить в брак должен объявить об этом  своему приходскому священнику. Священник объявлял о предполагаемом браке в храме. Если со стороны прихожан не поступало  сообщений о препятствиях к данному браку, то священник вносил в обыскную книгу запись об этом. Внесение этой записи теперь называлось "обыском". Она скреплялась подписью жениха и невесты, их поручителей и священника. Чинопоследование браковенчания совершалось в личном присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей, которые подтверждали акт браковенчания своими подписями в метрической книге. Такой порядок установлен в Русской Церкви с 1802 года.

Из книги протоиерея Геннадия Нефедова
"Таинства и Обряды Православной Церкви"