ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ
БРАКА В РУССКОЙ ЦЕРКВИ
На Руси, как
и в Византии, заключение браков
начиналось обращением жениха и
невесты к архиерею с прошением
благословить их брак. Епископ выдавал
просителю указ на имя священника с
предложением выявить, нет ли каких
препятствий браку. Это называлось
произвести "обыск", а указ
именовался "знамением". В 1765 году
указом Екатерины II венечные памяти
("знамения") были отменены.
В XVII веке
заключение браков сопровождалось "зарядом"
- договором, предусматривающим
выплату денежной компенсации в случае
расторжения брака. Петр I в 1702
году запретил писать зарядные записи
и предписал совершение обручение не
ранее шести недель до венчания.
В 1775 году Святейший
Синод обнародовал указ о совершении
церковного обручения в одно время с
венчанием. Исключение делалось для
лиц императорской фамилии. В
синодальную эпоху в России венчать
брак мог только приходской священник
жениха или невесты. Это требование,
содержащееся в Кормчей, повторяется
во многих указах Святейшего Синода. По
указу 1775 года, желающий вступить в
брак должен объявить об этом
своему приходскому священнику.
Священник объявлял о предполагаемом
браке в храме. Если со стороны
прихожан не поступало сообщений о
препятствиях к данному браку, то
священник вносил в обыскную книгу
запись об этом. Внесение этой записи
теперь называлось "обыском". Она
скреплялась подписью жениха и невесты,
их поручителей и священника.
Чинопоследование браковенчания
совершалось в личном присутствии
жениха и невесты, а также их
свидетелей, которые подтверждали акт
браковенчания своими подписями в
метрической книге. Такой порядок
установлен в Русской Церкви с 1802 года.
Из книги протоиерея Геннадия
Нефедова
"Таинства и Обряды Православной
Церкви"
|