"БУДЕТА ДВА В ПЛОТЬ
ЕДИНУ"
Конечно,
великое и ответственное дело для
христианина и христианки - избрать
себе друга или подругу на всю жизнь. О
христианском браке Слово Божие
говорит: "Будета два в плоть едину"
- т.е. в нем двое составляют как бы один
организм, одну общую жизнь. Жена-христианка
прежде всего думает о муже, а потом уже
о себе. И такой христианский
супружеский союз Господь закрепил
Своим Божественным словом: "Еже Бог
сочета, человек да не разлучает..."
И замечательно то, что
в таком христианском браке, любовь
мужа и жены имеет тот же бескорыстный,
самоотверженный характер, каким
вообще отличается истинно
христианская любовь. Не напрасно ап.
Павел супружеский союз сравнивает с
союзом Христа и Церкви и говорит: "Мужие,
любите своя жены, якоже и Христос
возлюбил Церковь, и Себя предал за ню (за
нее). В христианском браке единение
любящих личностей становится
настолько всеобъемлющем и полным,
взаимная преданность супругов
настолько глубока и безусловна, что
они во всем уподобляются друг другу, а
иногда (к старости) даже и внешне
становятся похожи друг на друга. И
жизнь их проходит в полном согласии, в
полной преданности заветам Христа
Спасителя и Его Святой Церкви.
Но как тяжело бывает в
наши дни видеть опрометчивое,
безрассудно-неосторожное и
совершенно нехристианское отношение
молодежи к этому серьезнейшему
вопросу. Постоянно приходится
наблюдать, как браки заключаются
теперь не по серьезному, глубокому,
проверенному чувству любви, а по "влюбленности"
- чувству не серьезному, не глубокому.
Часто содержанием такой влюбленности
является, увы, в сущности, только
животная похоть, только "волнение
крови молодой" (а иногда и не
молодой, да грязно- бурливой...).
И вместе с этим, в
таких "браках" в предбрачную пору
постоянно наблюдается фальш и
самоприкрашивание и тела, и души,
лицемерное желание не быть, а казаться
лучше и красивее. Но ведь жизнь можно
сроить только на правде, на лжи она
устоять не может. И отсюда столь
частое разочарование супругов друг в
друге и безобразная практика разводов.
Да и кто же не знает, что в наши дни эти
"влюбленности" постоянно
разрешаются в "гражданские браки",
т.е. незаконные связи. Систематические
нарушения 7-й заповеди, за которые
Церковь отлучает от принятия св. Таин.
А оканчивается все это сплошь и рядом
трагически - не только ссорами, но и
преступлениями: убийством или
самоубийством.
Христианский брак -
есть живая жизнь двух в единении, И с
годами супружеская любовь в нем
только усиливается, становится глубже,
одухотвореннее. Конечно, и в
христианстве эту супружескую любовь,
как известное слагаемое, входит
любовь страстная, связанная со
свойственной каждому человеку
естественной половой склонностью и
чисто телесным влечением его к
другому полу. Но в истинно
христианском браке такая любовь
страсти в привязанность супругов
входит, как мы сказали, только как
слагаемое; и иногда не имеет такого
значения и силы, как в нехристианских
союзах. А в житиях святых мы видим ряд
примеров, как супруги-христиане по
обоюдному согласию отказывались от
половой жизни - то с самого начала
брака, то после 40 лет. И замечательно,
что в таком браке, когда супруги-подвижники
живут "как брат и сестра", их
взаимная любовь отличается особенною
силою привязанности, всеобъемлющей
верности и взаимного уважения. Так
христианство освятило, возвысило и
преобразило брачный союз.
Но в христианской
семье, кроме мужа и жены, еще мыслятся
и дети, и родители. И на взаимные
отношения тех и других христианство,
опять-таки, накладывает свой
характерный отпечаток. В каждой
доброй семье непременно должна быть
единая семейная жизнь. "Наше",
общее - всегда должно в ней стоять выше
"моего", личного. Недаром все
члены семьи носят одну фамилию - общею,
дружною жизнию должны они и жить.
Главою семьи обычно
считается и должен быть муж. На нем, на
его трудах основывается
благосостояние семьи. И семья - его
первый долг. О тех, кто не заботится о
своей семье, ап. Павел говорит кратко,
но достаточно вразумительно: "Если
кто о своих , и особенно о домашних, не
печется, тот отрекся от веры и хуже
неверного..." (1 Тим. 5, 8).
Часто бывает в жизни,
что родители, направляя детей на тот
или иной жизненный путь, поступают
наперекор их склонности и сердечному
желанию. А иногда бывают вообще
несправедливы. И против этого апостол
прямо говорит: "Отцы, не раздражайте
чад своих, чтобы они не унывали, но
воспитывайте их в учении и
наставлении Господнем" (Кол. 3, 21 и Еф.
6, 4). Чрезмерная, непосильная
требовательность, действительно,
повергает детей в уныние. Тем более,
несправедливость: для ребенка отец -
высший авторитет пойдет против того
чувства правды, которое в ребенке
гораздо сильнее, чем во взрослом.
Получится положение, прямо- таки,
безвыходное для детской души... но еще
хуже бывает, когда родители чересчур
балуют детей, бывают слишком
снисходительны к ним и часто
оставляют их без присмотра. Отсюда
может получиться уже великая
нравственная порча ребенка, тем более,
что как мы видели, слово Божие прямо
повелевает родителям воспитывать и
наставлять детей в Законе Господнем...
Дело воспитания детей, конечно, по
преимуществу лежит на матери. И это
естественно, т.к. никто не близок так к
душе и сердцу ребенка, как его мать:
недаром именно к ней бежит с криком
"мама", когда его обидели. И пред
матерью - великая задача: воспитать
сына (или дочь) - верующего христианина,
отзывчивого, трудолюбивого, полезного
работника Церкви и государству;
воспитать и словом, и примером, и
лаской, и строгостью. И муж должен
ценить этот огромный воспитывающий
труд жены. Это - алтарь ее служения
своему Господу, работа не менее важная,
чем его работа для семьи.
И стыд, позор тем
матерям,, которые тяготятся
воспитанием своих детей и отдают их
часто целиком на попечение наемных
лиц, забывая о том, что душу ребенка
так легко повредить или загрязнить. Да
разве кто-нибудь может заменить
ребенку родную мать?..
Из книги игумена Филарета
"Конспект по Закону Божию"
|