главная

 В ПОМОЩЬ ВСТУПАЮЩИМ В БРАК


"БУДЕТА ДВА В ПЛОТЬ ЕДИНУ"

     Конечно, великое и ответственное дело для христианина и христианки - избрать себе друга или подругу на всю жизнь. О христианском браке Слово Божие говорит: "Будета два в плоть едину" - т.е. в нем двое составляют как бы один организм, одну общую жизнь. Жена-христианка прежде всего думает о муже, а потом уже о себе. И такой христианский супружеский союз Господь закрепил Своим Божественным словом: "Еже Бог сочета, человек да не разлучает..."
     И замечательно то, что в таком христианском браке, любовь мужа и жены имеет тот же бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь. Не напрасно ап. Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви и говорит: "Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюбил Церковь, и Себя предал за ню (за нее). В христианском браке единение любящих личностей становится настолько всеобъемлющем и полным, взаимная преданность супругов настолько глубока и безусловна, что они во всем уподобляются друг другу, а иногда (к старости) даже и внешне становятся похожи друг на друга. И жизнь их проходит в полном согласии, в полной преданности заветам Христа Спасителя и Его Святой Церкви.
     Но как тяжело бывает в наши дни видеть опрометчивое, безрассудно-неосторожное и совершенно нехристианское отношение молодежи к этому серьезнейшему вопросу. Постоянно приходится наблюдать, как браки заключаются теперь не по серьезному, глубокому, проверенному чувству любви, а по "влюбленности" - чувству не серьезному, не глубокому. Часто содержанием такой влюбленности является, увы, в сущности, только животная похоть, только "волнение крови молодой" (а иногда и не молодой, да грязно- бурливой...).
     И вместе с этим, в таких "браках" в предбрачную пору постоянно наблюдается фальш и самоприкрашивание и тела, и  души, лицемерное желание не быть, а казаться лучше и красивее. Но ведь жизнь можно сроить только на правде, на лжи она устоять не может. И отсюда столь частое разочарование супругов друг в друге и безобразная практика разводов. Да и кто же не знает, что в наши дни эти "влюбленности" постоянно разрешаются в "гражданские браки", т.е. незаконные связи. Систематические нарушения 7-й заповеди, за которые Церковь отлучает от принятия св. Таин. А оканчивается все это сплошь и рядом трагически - не только ссорами, но и преступлениями: убийством или самоубийством.
     Христианский брак - есть живая жизнь двух в единении, И с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее. Конечно, и в христианстве эту супружескую любовь, как известное слагаемое, входит любовь страстная, связанная со свойственной каждому человеку естественной половой склонностью и чисто телесным влечением его к другому полу. Но в истинно христианском браке такая любовь страсти в привязанность супругов входит, как мы сказали, только как слагаемое; и иногда не имеет такого значения и силы, как в нехристианских союзах. А в житиях святых мы видим ряд примеров, как супруги-христиане по обоюдному согласию отказывались от половой жизни - то с самого начала брака, то после 40 лет. И замечательно, что в таком браке, когда супруги-подвижники живут "как брат и сестра", их взаимная любовь отличается особенною силою привязанности, всеобъемлющей верности и взаимного уважения. Так христианство освятило, возвысило и преобразило брачный союз.
     Но в христианской семье, кроме мужа и жены, еще мыслятся и дети, и родители. И на взаимные отношения тех и других христианство, опять-таки, накладывает свой характерный отпечаток. В каждой доброй семье непременно должна быть единая семейная жизнь. "Наше", общее - всегда должно в ней стоять выше "моего", личного. Недаром все члены семьи носят одну фамилию - общею, дружною жизнию должны они и жить.
     Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И семья - его первый долг. О тех, кто не заботится о своей семье, ап. Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно: "Если кто о своих , и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного..." (1 Тим. 5, 8).
     Часто бывает в жизни, что родители, направляя детей на тот или иной жизненный путь, поступают наперекор их склонности и сердечному желанию. А иногда бывают вообще несправедливы. И против этого апостол прямо говорит: "Отцы, не раздражайте чад своих, чтобы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Кол. 3, 21 и Еф. 6, 4). Чрезмерная, непосильная требовательность, действительно, повергает детей в уныние. Тем более, несправедливость: для ребенка отец - высший авторитет пойдет против того чувства правды, которое в ребенке гораздо сильнее, чем во взрослом. Получится положение, прямо- таки, безвыходное для детской души... но еще хуже бывает, когда родители чересчур балуют детей, бывают слишком снисходительны к ним и часто оставляют их без присмотра. Отсюда может получиться уже великая нравственная порча ребенка, тем более, что как мы видели, слово Божие прямо повелевает родителям воспитывать и наставлять детей в Законе Господнем... Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать: недаром именно к ней бежит с криком "мама", когда его обидели. И пред матерью - великая задача: воспитать сына (или дочь) - верующего христианина, отзывчивого, трудолюбивого, полезного работника Церкви и государству; воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены. Это - алтарь ее служения своему Господу, работа не менее важная, чем его работа для семьи.
     И стыд, позор тем матерям,, которые тяготятся воспитанием своих детей и отдают их часто целиком на попечение наемных лиц, забывая о том, что душу ребенка так легко повредить или загрязнить. Да разве кто-нибудь может заменить ребенку родную мать?..

Из книги игумена Филарета
"Конспект по Закону Божию"