главная

 В ПОМОЩЬ ВСТУПАЮЩИМ В БРАК

 

Преподобный Исидор Пелусиот

Время прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут - написал апостол, запрещая не законное сожитие, но возбраняя бесчинное сладострастие, а вместе указуя и на близкое скончание времени. Если, говорит он, жизнь проходит спешно, то не надобно пристращаться к ней как к постоянной.

Святитель Тихон Задонский

     О должности мужей и жен: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25).
     Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол. 3, 18).
     Сатана, всегдашний христиан враг, как между прочими христианами, так между женами и мужами старается любовь и мир отъять и посеять вражду. Удивления или паче сожаления достойная вещь! Где ожидать большей любви, как не между мужем и женой? Естественною любовию любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24). По Писанию, муж и жена - одна плоть. Крепкий союз в одной плоти! И кто на свою плоть враждует? Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 29). Но сколько вражды видим и между сими лицами, так тесно связанными! Мало который дом сыскать можно, в котором бы сих плевелов диавольских не было. Так ведь хитрость диавольская возмогает, что где примечает большую любовь, там он большее старание прилагает разорвать ее и положить вражду свою. Сколько же сия язва как прочим христианам, так особенно браком сочетавшимся вредит, изъяснить невозможно! Сего ради против сего врага должно вооружиться верою и внимать тому, что Бог в слове Своем повелевает друг другу соделывать.

     Должности мужей к женам:
     1. Мужья должны любить своих жен, по увещанию апостольскому: Мужья, любите своих жен. Причину приводит: потому что муж и жена - одна плоть. Откуда и следующее: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 28, 29). И во образ им представляет Самого Христа Сына Божия. Который Церковь Свою любит: Как и Христос, - говорит, - возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25).
     2. Не должны с ними жестоко поступать, как учит апостол: Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы (Кол. 3, 19); но, как святой Петр увещевает, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет. 3, 7).
     3. Должны хранить верность к своим женам, супружеское ложе непорочно соблюдать, чужого ложа не касаться: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4).
     4. Хотя и должны любить мужья жен своих, но пленяться любовью их и без разума им угождать не должны. Видим, сколь вредно угождать женам без разума. Адам безмерною любовию жены пленился и пал в тяжкий грех и себя и род человеческий погубил (Быт. 3, 17). Соломон премудрый, плененный излишним люблением жен, в грех богоотступства и идолопоклонения пал (3 Цар. II, 4 и след.). Иезавель нечестивая научила мужа своего Ахава, царя Иерусалимского, беззаконствовать. Ирод беззаконный не устрашился неповинно обезглавить великого Предтечу ради любви женской. То же читаем и в церковной истории. Подобные беды и напасти и ныне бывают от жен, когда им мужья не по разуму угождают. Жена неразумная и страха не имеющая обычая своего не изменяет, ласкательствует и прельщает мужа своего. Муж как глава жены не должен ласкательством ее прельщаться, а особенно власть имеющий, чтобы самому не погибнуть и иным много бед не учинить.

     Должность жен ко своим мужьям:
     1. Так и жены должны своих мужей любить и угождать им во благо и по воле Божией.
     2. Хранить верность супружеского ложа и не знать никого, кроме своих законных мужей.
     3. Должны к своим мужьям благоговейными быть по апостольскому повелению: Жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33). Страх сей с любовию соединен должен быть.
     4. Жены мужьям должны повиноваться, как повелевает им апостол: Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол. 3, 18). И еще: Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1 Тим. 2, 12).
     Причину тому приводит апостол: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2, 13-14). Однако же мужьям надо помнить, что апостол написал в другом месте: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28), и жен своих иметь не как рабынь, но как помощниц и как свои тела любить, по апостольскому увещанию, как выше сказано. Женам да будет образ в повиновении мужьям своим святая Сарра, которая повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3, 6). Да не стыдится и ныне жена мужа своего господином называть, если хочет быть дочерью святой Сарры.
    Союз брака должен быть тверд и ненарушим без достаточных к тому причин. Так повелевает Божие слово: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16, 18). Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Жена связана законом, доколе жив муж ее (1 Кор. 7, 27, 39).

Георгий, затворник Задонский

     Любовь покрывает множество грехов, как свидетельствует Писание, которое всегда питает Вас; и сие есть истинная крепость души Вашей... Теперь, что бы ни представлялось Вам противного и прискорбного в друге Вашем, все то покройте Вашею любовию, что только относится собственно до Вас; перенесите последние тяжести. И мирным сердцем, при мирном слове Вашем Вы его обрящете, только да не уклонится сердце Ваше от долготерпения. Сколько раз нанесет он Вам оскорбление, столько или более в молчании смиренною молитвою испрашивайте ему у Господа милости - и сие истинно сбудется по вере Вашей. И еще повторяю истинное слово: мир Божий, превосходящий всяк ум, да обымет Вас в мужественном терпении Вашем! Благодушествуйте .

     Кротостию же и любовию Вашей побеждайте злобу и, покуда муж Ваш жив, не оставляйте его; почитайте его как отца, молитесь за него: ведь смерть не за горами! (Вскоре за сим последовавшая смерть мужа В. А-на оправдала слова сии.) Господь нам повелел быть готовыми во всякое время. Всякую неприятность и оскорбление, наносимые Вам от какого бы то ни было неудовольствия мужа Вашего, прощайте ему и не смущайтесь ради Бога! Непрестанно просите у Господа терпения переносить скорби - это Вы получите и наследуете блаженство вечное!!!

Святитель Феофан, затворник Вышенский

     Вы все планы строите... И это не худо, но лучше предайте все в руки Божии - и ждите со смирением, что речет о вас Господь, с готовностию благопокорливо принять то. Жениться захотелось?! Но и это лучше отдать в руки Божии. Мечтания об этом разжигать могут и чувства, и намерения - излишние пока... Только душу мутить могут без пользы... молитесь так: "Имиже веси судьбами, Господи, так благоустрой жизнь мою, чтобы мне спастись..."

     Благослови Господи ваше пребывание в доме своем. Настоящее теперь начало вашей семейной жизни! Положите его со страхом Божиим - и ведите во славу Божию!.. И все пойдет добре. Не гонитесь за блеском и тем, чтоб другие, смотря на вас, охали! Тихо и тихо! Без шума и крика, без загадок и строения воздушных замков.
     Мир между собою, и со всеми сожителями, и соседями, и маленькое довольство - и довольно. Апостол пишет: имущие пищу и одежду, сими довольни будем.

     Очень рад, что совершился наконец брак твой. Благослови тебя Господи! Молюсь всегда, чтобы Господь во всем благопоспешил тебе... Хорошо ты делаешь, что все дома. Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастия. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтоб и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы. Учись, однако, жить. Мудрость большая... Но страх Божий всему научит...

     Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, дает позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог.

     Вы - жена, вы - мать, вы - хозяйка. Обязанности по всем сим частям изображены в писаниях апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется.

Преподобный Лев Оптинский

     Просившим благословение на брак старец Лев обыкновенно советовал хорошенько рассматривать все благоприятствующие или неблагоприятствующие обстоятельства. Так, например, обращать внимание на то, чтобы и жених и невеста - оба были здоровы и чтобы было им чем жить; чтобы звание от звания резко не отличалось и чтобы по летам, или по возрасту, мало было различия.
     Особенно бедным семействам не советовал брать богатую невесту, чтобы не быть ей рабами. При этом старец повторял самую простую старинную пословицу: "Знай сапог сапога, а лапоть лаптя". Кроме того, вопрошавшим о выборе жениха говорил, чтобы обращали внимание на свойства его отца, а вопрошавшим о выборе невесты - чтобы обращали внимание на свойства матери. При этом говаривал: "Яблочко от яблонки далеко не укатится". Наконец, жениху и невесте и родителям их советовал смотреть, при усердной молитве, на свое сердце. Если при последней решимости на брак жених и невеста и родители их стали бы ощущать душевное спокойствие, то старец советовал решаться на такой брак. В противном же случае, если бы при этом оказалось сомнение, безотчетная боязнь, беспокойство и смущение, то старец говорил, что это неблагоприятный знак, и советовал приискивать другого жениха или другую невесту.

Преподобный Макарий Оптинский

     О женитьбе Вашей я ни их, ни Вашей стороне не могу дать одобрение - их, потому что принужденность бы не нужно употреблять, а Вас, потому что Вы хотите жениться по страсти; тут уже совершенно проку не будет, это мне довольно известно на многих партиях.

     Памятуйте, что таинство брака очень важно, ибо оно утверждено Самим Богом, и первая обязанность супругов - любить друг друга и хранить верность до конца жизни; а Вы видите в себе чувство холодности, которое, кажется, происходит от некоторого чувства злопомнения за прежнюю его холодность; следовательно, есть грех, и совесть обличает Вас, но не можете сами переменить своих чувств - то и надобно, сознав свою виновность пред Богом, просить Его помощи, прощать ближним - да и сами получите от Бога прощение грехов Ваших.

     Расположение Ваше к приисканию себе партии в супружестве можно одобрить. Для живущего в мире человека это необходимо. Цель его существования на земле (кроме высшего назначения духовного) должна иметь в виду что-нибудь занимающее его и облегчающее труды его деятельности. И в начале, когда Бог сотворил человека, сказал: Не добро быти человеку единому, но сотворим ему помощника (Быт. 2, 18), и далее: ...и благослови их Бог. Советую Вам молиться Богу, да даст Он Вам помощницу хорошую, истинную христианку, благонравную, а не для света только образованную. С благословением Божиим, по совету людей благомыслящих ищите и обрящете.

     Видя же Ваше затруднительное положение в недоумении и веру, с какою вопрошаете меня, призвав помощь Божию к вразумлению меня, даю Вам такой совет: во-первых, надобно прибегать к Господу Богу с молитвою и к Пречистой Божией Матери - Ее ходатайство сильно у Бога, - да устроит Он участь Вашу по святой Его воле; а если будет Вам полезно вступить в предлагаемый Вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение, а если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело. Таковое предание себя в волю Божию, а не искание своей воли предохранит Вас от многих искушений, каковые иногда бывают, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей его воле; потом принять совет родных и ближних Ваших - конечно. Господь и им известит сказать Вам полезное; еще надобно узнать о его религиозном направлении и благочестивом сохранении уставов матери нашей Православной Церкви и о нравственности его, хотя отчасти; нынешние времена опасные, много есть вольнодумства и непокорности святой Церкви; хотя бы он и нравился Вам, но если нет прочной веры и благочестия, то не советую Вам посягать за такого, а если истинный христианин и сын Православной Церкви, благочестив, то советую, при содействии помощи Божией. Если есть воля Его идти за такого человека и если дело устроится к совершению, то прежде брака советую, приготовясь, сообщиться Святых Пречистых Тайн Христовых и Вам, и ему. Приступая к столь важному таинству, какой брак, должно приготовить себя, очистившись исповедию и приобщением Святых Тайн и молитвою, но не балами и музыкою и танцами, ибо этот шаг простирается не только на всю здешнюю жизнь, но даже и на вечность. А какая может быть участь Ваша в супружестве? Это предоставьте воле Божией; судьбы Его нам непостижимы; по мере каждого нравственного устроения или наказует, или награждает. Касательно состояния не надо много пещись: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся (Мф. 6, 33).

     Я вижу, что любовь Ваша очень велика к дочери Вашей... и по сей любви желаете ей счастия и всего, что может ее успокоить. Она вышла замуж по склонности своего сердца, предпочитая достоинству и богатству добродетели человека, с которым она соединилась и должна провождать свою жизнь. В чем же состоит счастие и благоденствие? Не в достоинстве и богатстве, но в мире, согласии и любви между супругами и в прочих добродетелях, плод которых есть спокойствие и мир душевный. Достоинство и богатство очень непрочны, даже бывают иногда препятствием к исполнению добродетелей: с ними иногда необходимо соединяется гордость и роскошь, губители смирения, воздержания и умеренности, а Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34).