ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ
"Прелюбодеем судит Бог"
(Евр. 13, 4). По правилам церковным
прелюбодею эпитимия вдвое больше, чем
блуднику, именно - до 15 лет(Вас. Вел. 58).
Притом, имя прелюбодея отнесено в них
не только к нарушителю собственной
супружеской верности, т.е. к человеку
женатому или замужней, но и к холостым;
когда холостые нарушают чужое
супружеское ложе. Что же сказать о
тяжести греха прелюбодеев по существу
самого дела? Если это законные муж и
жена, то они во время венчания дали
обет взаимной супружеской верности.
Обет свой они произнесли сознательно
и свободно перед Крестом и Евангелием
и залогом его получили обручальные
перстни. И так, Крест и Евангелие,
святая Церковь, священник и Сам Бог,
бывшие свидетелями их обета или
готовности остаться верными в
супружестве: все это ими забыто! Какая
небогобоязненность! Затем: прелюбодей,
так сказать, рассекает себя, делясь в
одно и то же время надвое или отдавая
одновременно свои члены и законной
жене, и блуднице (а жена, в свою очередь,
и законному мужу, и незаконному
сожителю). Напротив, каждый из
супругов в минуты искушения должен бы
сказать чужому лицу: "Это не мое
тело, не мне оно принадлежит, потому не
могу согласиться с твоим желанием".
Тело же, рассеченное на две половине,
обыкновенно, умирает. Так и брак,
разъединенный прелюбодеянием, уже
теряет свою жизненность,
сочувственность и гармонию. Например,
как же приступит муж к ложу своей жены,
если он в тайне сознает себя виновным
пред нею и пред Богом, потому что
прикасался к другой жене или деве? С
каким чувством жена должна встретить
ласки мужа, если она сделалась
недостойною этих ласк, как
преступница пред мужем и пред
законным браком. (Все это до того мучит
совесть иных супругов, что они не
могут выносить своего состояния и без
всякого вызова сами открывают свою
преступную вину, например, падшая жена
пред мужем. Впрочем, эта исповедь и
неуместна: за тайный грех нужно тайно
же покаяться пред Богом). С каким же
стыдом нарушитель супружеской
верности встретит своих тестев,
которые вручили ему свою дочь? А если
еще дело выйдет так, что измена жены
как-либо со стороны сделается
известною честному мужу или честная
жена достоверно узнает об измене
своего мужа? В таком случае муж
допытывается у своей жены сознания и
весь расстроился духом, а жена
запирается и клянется, стыдясь или
опасаясь сознаться. Сколько же тогда
бывает упреков, раздоров, притеснений
со стороны сильнейшего или же
бессильных слез со стороны слабейшей,
но невинной! А если, наконец, и оба, муж
и жена, падут и оба будут догадываться
относительно своей взаимной
неверности? Что в таком случае? Тогда
они будут как чужие друг другу, как два
тайные врага, до времени, между тем,
ласкающие друг друга: при взаимной
неверности или со стороны одного
только лица уже никак не может быть
истинная супружеская любовь. И к тому
же, после этого будет большая половая
привязанность прелюбодея и
прелюбодейцы (потому что
привязанность этого рода не может
раздвояться). К одному лицу она,
действительно, будет преобладающею,
но только так же без всякой твердости;
другое же или третье лицо (кроме
законного брака), с которым прелюбодей
разделяет свое ложе, будет не лучше
вещи, сберегаемой для запаса в
кладовой (как на востоке гаремы). Какое
все это расстройство в супружестве! Но
в прелюбодейной связи дело доходит
иногда до невольного рабства. Так,
мужу умная жена и тяжелого слова не
скажет, а посторонняя женщина, с
которой он имеет связь, будет и бить
его, он все вытерпит. Еще худшее
положение жены. Если она только раз
падет с известным лицом, то уже не
смеет противиться этому лицу при
новом уединенном нападении его;
потому что боится с его стороны
огласки пред мужем о первой своей вине,
да и нравственно ему уступает. А что
сказать к стыду прелюбодеев о похоти
их? Есть у иного законная жена, и он не
удовлетворяется тем, прибегает еще к
другому женскому лицу; или жена своего
мужа имет (1 Кор. 7, 2), но для ее похоти
мало одного мужа, она отдается другому
и третьему мужчине. Тогда возникает
вопрос или упрек прелюбодеям: "Разве
нет у него жены, разве нет у нее мужа?"
Что же касается вины холостых
прелюбодеев, т. е. которые согрешают с
замужними или женатыми, то можно
сказать здесь кратко: вина этих людей
подобна тому, как богач отнимает
последнюю овечку у бедного (2 Цар. 12, 4).
Холостой прелюбодей или прелюбодейша
вторгаются в чужой брак, как бы
становятся в середину между мужем и
женой, которые во время венчания
стояли пред Крестом и Евангелием,
рассекают в двух лицах своим
постыдным вторжением единую плоть. В
смысле этого коварства и обиды чужому
союзу такой блуд холостым и считается
в правилах церковных "сугубым".
Итак, законные муж и жена! Нарушение
вами супружеской верности (прелюбодеяние)
никогда не перестанет быть грехом,
притом - самым тягостным для вашей
совести. И горе себе созидает тот из
вас, кто только раз допустит это
нарушение! Хоть падший или падшая и
слезно будет раскаиваться за первое
падение, но большею частью не
сохраните себя от нового падения. Горе
же, горе каждому прелюбодею! Зато
какое глубокое утешение, как вполне
уместны и чисто-любезны эти слова: "ты
мой, ты моя" для таких супругов,
которые во всю жизнь остались верными
друг другу в супружеском ложе! О
православные супруги! Дорожите
взаимною верностью от первого дня
брака и до старости лет. Притом,
храните супружескую верность не ради
только греха или стыда, но по доброму
расположению друг другу!
Церковный брак нерасторжим, за
исключением случаев смерти одного из
супругов или прелюбодеяния.
1 Кор. 7, 39: "Жена связана законом,
доколе жив муж ее; если же муж ее умрет,
свободна выйти, за кого хочет, только в
Господе".
Мф. 19, 6: "Они уже не двое, но одна
плоть. Итак, что Бог сочетал, того
человек да не разлучает".
1 Кор. 7, 8-9: "Безбрачным же и вдовам
говорю: хорошо им оставаться, как Я; но
если не могут воздержаться, пусть
вступают в брак; ибо лучше вступить в
брак, нежели разжигаться".
Мф. 5, 32: "А Я говорю вам: кто
разводится с женою своею, кроме вины
любодеяния, тот подает ей повод
прелюбодействовать; и кто женится на
разведенной, тот прелюбодействует".
|