Протоиерей
Вячеслав Миненков вернулся в Воронеж в 2004 году. С этих пор он несет
служение в Кафедральном Покровском соборе. В тишине его трапезной части
часто можно услышать совет постоянных прихожан человеку, оказавшемуся на
жизненном распутье: «А ты сходи на исповедь к отцу Вячеславу. Он опытный
духовник. И утешит, и вразумит». Его духовными наставниками в свое время
были схиархимандриты Григорий (Давыдов) и Серафим (Тяпочкин). Под их
мудрым окормлением прошли его юношеские годы, годы обучения в семинариях
и Московской академии, первые вехи пастырского служения.
В уходящем 2009 году отец Вячеслав отметил две юбилейные даты – 70 лет
со дня рождения и 40 лет служения перед Престолом Божиим во
священническом сане. 24 августа Митрополит Воронежский и Борисоглебский
Сергий вручил старейшему клирику Покровского кафедрального собора орден
святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
Сегодня батюшка делится духовным опытом с посетителями нашего сайта
Таинство исповеди – духовная лечебница
Для
чего посылается наказание человеку от Бога? Для того, чтобы он
исправился. Приходит человек на исповедь и говорит: «Согрешил словом,
делом, помышлением». И все покаяние. Это напрасная трата времени! Потому
что он, ровным счетом, ничего не сказал.
Согрешил словом. А каким словом? Ты поясни. Согрешил гордостью. А в чем
твоя гордость проявляется? Или ты не можешь простить человека, или не
можешь подойти и попросить прощения.
Прощать нужно от души. Чтобы больше никогда не помянуть эту обиду, не
упрекнуть человека. А когда просто отвечаем: «Да Бог тебя простит», –
это не дело. Бог-то простит, а вот ты. Сумеешь простить ли ты? Человек
человека, порой, очень тяжело прощает. Ответ: «Бог тебя простит», – стал
холодным и формальным. Раньше тоже так отвечали, но раньше люди были
гораздо проще. Мы потеряли простоту, простое общение. А это, с
христианской точки зрения, не терпится.
Надо в исповеди примеры привести, разъяснить грехи, чтобы понятно было,
в чем заключается твое, скажем, сребролюбие. Надо раскрыть душу перед
священником, ведь любой грех – сродни физическому заболеванию. Священник
должен знать, что врачевать. Таинство исповеди – духовная лечебница.
Бывает, что человеку очень сложно поисповедоваться. Лукавый мешает ему,
и он не может сказать: «Я вот то-то, то-то сделал». Священник чувствует,
как человек мучается, пытаясь что-то сокровенное исповедать. Начинает
задавать наводящие вопросы.
Надо всегда просить Бога, чтобы Он помог по-настоящему исповедаться, а
не просто формально подойти к Таинству.
Ведь когда человек просто перечисляет грехи – согрешил пустословием,
тайноядением – это лирика.
Надо не только вскрыть болячку, ее еще и уврачевать надо. То есть дать
рецепт, как нужно искоренить конкретный грех. Подобрать против него
соответствующее противоядие.
Когда к тебе приходит пять-десять человек, ты можешь им уделить
достаточно времени. Но когда приходит сто-двести человек, а ты один …
Ты ведь не штамповщик деталей, а имеешь дело с душами людей. А душу
можно вылечить, а можно погубить ее.
Напрасно на нас обижаются люди, что мы не можем уделить им много времени
на исповеди во время праздничной Литургии. Я всегда говорю постоянным
прихожанам, что надо делать все заблаговременно, спокойно. Приди,
поисповедуйся в будничный день, когда немного людей. Подготовь себя к
духовному празднику.
– А как Вы относитесь к практике ежедневного причащения?
– Я этого не одобряю. Это рождает у человека гордость. Вот какой я
святой, причащаюсь каждый день. Подражать христианам первого века в этом
нельзя. По той причине, что это был харизматичный, благодатный век. А
мы-то живем в XXI-м. Много воды утекло за это время. Люди даже не знали
тех грехов, которые совершают наши современники.
Молитва человека должна быть проста, но усердна
Я
часто наблюдаю, как люди молятся перед ракой мощей святителя Митрофана
Воронежского. Пришел человек, приложился и пошел. А есть люди, которые
подолгу стоят и молятся: «Святителю, отче Митрофане, помоги мне грешному
в том-то, в том-то». Они излагают не заученную молитву по книге, а то,
что на сердце. Обращаются словами, выстраданными в течение жизни. И
такая молитва тоже приемлется Богом. Она ценна. Первые христиане так
ведь и молились. Тогда еще не были написаны молитвословы, часословы. Это
впоследствии они были составлены и изданы. А вначале люди молились,
излагая свои чувства. Как ребенок перед матерью. Он ведь не читает, а
говорит: «Мам, дай мне поесть». И она его кормит. Молитва человека
должна быть проста, но усердна.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский не читал. Он просто требовал у
Бога, предстоя пред престолом. «Господи, дай. Этой женщине вот-то,
вот-то необходимо». И Господь его слышал и посылал просимое.
– Но ведь у нас нет такого пред Богом дерзновения? Разумно ли нам
подражать Иоанну Кронштадтскому? Не оскорбим ли мы этим Бога?
– Нет, если мы будет просить полезное для души, то я не думаю, что мы
оскорбим этим Бога. Только не разумно просить о чем-то меркантильном.
Мне как-то одна женщина пожаловалась: «Что же это батюшка получается? Я
покупала большие свечки, громадные свечки. Много свечей покупала. Но
что-то все в жизни так и не ладится». «Послушайте, – отвечаю, – почему
вы думаете, что если вы поставили несколько пудовых свечей, то все у вас
пойдет как по-маслу. Бог ведь смотрит не на свечки. Богу копоть не
нужна. А что нужно? Господь говорит: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и
глаза твои да наблюдают пути мои (Притч. 23, 26)». Важно сердечное
расположение. Как Ваше сердце расположено к Богу. А не то, что ты Богу
принесла. Это в нашем искаженном понятии, если тебе больше принесли, то
ты уделяешь больше внимания, больше привязываешься к этому человеку. А
Господь всем обладает. У Него все есть».
– А можно ли упорствовать в своей просьбе? Настойчиво о чем-то
просить, несмотря на то, что долгое время твое прошение не исполняется?
– Можно. Если человек настойчиво долго чего-то просит, Господь это дает.
Но только с большими испытаниями. Только в сказке бывает, что попросил,
и вот тебе все и сразу. Когда быстро получаешь, то это для тебя не
ценно. А когда путем долгих трудов, то это остается надолго в твоей
жизни и сердце. Ведь ты долго трудился, и когда получил плод, на душе
хорошо, светло. И от этого ты долго благодаришь и прославляешь Бога.
Часто мы не замечает обилия милости Божией к нам. Идет, скажем, дождь.
Ну и что? А вот если его нет долго, мы начинаем понимать, какая это
милость Божия, когда Он проливает воду на землю во время созревания
плодов.
Помню, когда я служил в селе Березово, случалось, что по долгу не было
летом дождика. Люди приходят: «Отец Вячеслав, давно мы не молились в
поле». Собираемся, идем в поле, начинаем служить водосвятный молебен. И,
честное слово, не успеваем прийти домой, как начинается дождь. Откуда-то
облако взялось, оросило все кругом. Люди аж со слезами благодарят Бога
за дождь. Удивляются: «Как интересно все получается!» А я им говорю: «Мы
же не просили Бога. Попросили, вот Господь и пошел нам не встречу».
Даже во время коммунистического правления были такие председатели,
которые приходили и говорили: «Батюшка, Вы давно не ходили в поле.
Молебен не служили». А раз председатель говорит, то почему батюшке не
сходить? Пожалуйста. Иду, собираю людей. Представляете, в советские годы
служили молебен в открытом поле!
Не обязательно, чтобы духовным руководителем был священник
Прежде чем браться за духовное руководство, нужно самому стяжать
духовный опыт. Духовный наставник – это человек, который прошел
определенный отрезок жизни, испытал на себе, что необходимо человеку для
духовной жизни, и на себе познал, как этому можно научить. Не сразу
человек становится духовным руководителем. Священник, которого только
рукоположили, – какой с него может быть наставник? Он еще сам молодой.
Пловец тоже не сразу становится тренером. А только тогда, когда научится
хорошо плавать. Так и в религиозной жизни.
Не обязательно, чтобы духовным руководителем был священник. Монахи,
которые не имели духовного сана, также были для христиан наставниками.
Например, Паисий Святогорец не имел священного сана, но был просвещен от
Господа, имел большой жизненный опыт и многих наставил на путь спасения.
Раньше даже ходили в монастырь к монаху-старцу на открытие помыслов. А
насельники каждый вечер рассказывали духовнику обо всех мыслях, которые
прошли через сердце в течение дня. С возрождением духовной жизни
возрождается в современных обителях и эта душеспасительная практика.
Время надо ценить. Отец Григорий учил меня, что человек должен познавать
себя на протяжении всей своей жизни, потому что знать самого себя очень
важно. Познание никогда не кончается. Оно безгранично и продолжается в
загробном мире. Об этом апостол Павел в Послании к Коринфянам писал, что
сейчас мы познаем мир зерцалом гаданий, а тогда познаем лицом к лицу
(Сравни: видим ныне, якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу;
ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых (1Кор.13:12).
Поздравляем протоиерея Вячеслава с юбилеями и желаем помощи Божией в
служении на ниве Христовой.
Многая и благая Вам лета!
Людмила КИНДИРЕНКО |