После татаро-монгольского
нашествия 1237 г. почти три века
придонские степи были частью
Золотой Орды. На Битюге одно время
даже существовали поселения
оседлых татар – это установлено
археологами. В 1947-1948 гг. в
Прибитюжье работала экспедиция
Государственного исторического
музея. Она обнаружила остатки
татарских поселений XIV в. Оседлые
татары жили в глинобитных домах,
куда сгонялись кони и другой скот,
свозились товары, взятые у русских
в качестве дани. Видело это
поселение и русских пленников,
угонявшихся на юг для продажи в
рабство. В поселке был мавзолей,
где хоронили знатных татар. Его
кирпичные стены были украшены
цветными изразцами. После разгрома
Золотой Орды поселок запустел,
постройки развалились. В
Никоновской летописи сообщается о
преследовании татар воинами
московского великого князя
Василия II: “И угониша их на Бетюце
– реке в Поле и побиша татар много,
а иные убежали”.
Долгие годы этот край оставался в
запустении. Русские люди, изредка
появлявшиеся здесь, принимали
мавзолей за мусульманскую мечеть.
Отсюда и река, приток Битюга, стала
именоваться Мечеть, а впоследствии
и возникшее здесь село – Мечеткой.
С 1686 г. поселяются здесь служилые
люди из Землянского уезда.
В 1701 г. по указу Петра I сюда
переводятся из северных уездов
России и дворцовые крестьяне.
Первые документальные
свидетельства о существовании
села относятся к 1705 году. Причем в
этих документах Мечетка названа «
новоселебной», то есть недавно
заселенной. Сохранилось и
несколько документов о начале
строительства храма. В 1770 году в
Мечетку прибыла группа бывших
монастырских крестьян. В 1788 году
стараниями прихожан в центре села
был построен каменный храм
Вознесения Господня, в народе
получивший название - «Белая
церковь». В этом храме служили: два
священника, дьякон, два псаломщика.
У прихода было 60 десятин пахотной и
13 десятин солонцеватой земли,
которую священно служители
обрабатывали сами. У всех у них
были деревянные дома. Жалованья
они не получали, а жили на
приношения прихожан и что
выращивали сами.
В 1912 году в Мечетке был построен
еще один храм - Сретенский с
приделами в честь святителя
Митрофана Воронежского и
святителя Николая Мирликийского.
Этот храм сельчане именовали «Красная
церковь» по цвету кирпича. В 1930
году оба храма были закрыты.
Из Вознесенского храма было
изъято 5 колоколов общим весом 236
пудов 61 фунт.
Из Сретенского храма - 3 колокола
весом 22 пуда.
Вознесенский храм был разрушен.
Сретенский сохранился до наших
дней, но с 1930 по 1992 год он был закрыт
и использовался вначале как
колхозный клуб, а потом был занят
под школьный склад. Лишь недавно –
в1990 году он передан Воронежской
епархии, восстановлен, после чего в
нем возобновилось богослужение:
совершается Божественная литургия,
исполняются требы.
|