При взгляде на церковь возле
улицы Сакко и Ванцетти трудно сейчас
представить ее былую красоту - и не
только потому, что скрыта она
лесами. Изъеденный временем красный
кирпич не сохранил прежние ажурные
формы здания. Только специалист-искусствовед
может узреть здесь типичное барокко,
да еще растреллиевской школы.
Иное было до революции и в первые
годы после нее. Вот что писал в 1922
году известный историк местный
архитектуры Юрий Успенский: “Стройный
восьмерик главного нефа, стоящий на
четверике нижнего этажа, покрыт
изящною барочного профиля крышей,
из которой выглядывают маленькие
люкарны; на крыше восьмигранный
барабан, увенчанный главкой. Углы
восьмерика обтянуты рустованными
пилястрами; окна имеют сложный
полуциркульный фронтон в виде
зубчатого колеса. Наличники окон
сложного рисунка.
Главная красота храма во входящей в
план церкви колокольне. Ее второй и
третий этажи украшены изящными
колонками. Расположение колонн
второго этажа напоминает композицию
Пятницкой церкви. Полукруглые с
ломаным профилем фронтоны венчают
звон второго этажа колокольни; в
верхнем этаже с каждой стороны
поместились две отдельно стоящие
колонны, поддерживающие
четырехугольные выступы карниза,
и на этих выступах на крыше
поместились изящные пирамидки”.
В этом сооружении Ю. И. Успенский
чувствовал несомненное знакомство
строителя с проектом Андреевского собора
в Киеве, возведенного по чертежам
Бартоломео Растрелли в 1747-1767 годах.
Такое проникновение идей знаменитого
зодчего он считал вполне возможным
при тесной связи воронежского и
киевского духовенства, существовавшей
во второй половине XVIII века.
|
|
Старожилы Воронежа, конечно же,
догадались, что речь в этом описании
идет о Введенской церкви на улице
Освобождения Труда. Ее полное
название - Введения во храм Пресвятой
владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы
Марии. Вот как трактуется это
библейское событие. По достижении
Девой Марией трех лет ее
благочестивые родители Иоаким н
Анна решили посвятить дочь Господу н
отправились для этого из Назарета в
Иерусалим. Весть о посвящении юной
отроковицы распространилась по
городу и собрала множество юных дев с
зажженными свечами сопровождать ее
в храм. Там встретил ее святой
Захария. Мария, поставленная на
первую ступень лестницы, быстро, как
бы несомая ангелами, взошла в
помещение. Захария ввел ее в “святая
святых” храма, чем удивил не только
людей, но и ангелов. По введении во
храм (а это произошло 21 ноября) Дева
Мария осталась жить при нем в келье,
посвятив себя Богу. Праздник
Введения установлен в IV веке;
византийская церковь включила его в
число великих в XII веке. С тех пор в
православном мире ему стали
посвящать церкви.
В Воронеже Введенская церковь
появилась, можно сказать, случайно.
Весной 1700 года из прихода Успенской
церкви, где развернулось
кораблестроение, в Акатовское
предместье переселились посадские
люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев
и Яков Аникеев. В октябре того же года
они обратились к находившемуся в
Воронеже Петру I за разрешением на
вырубку леса для строительства
церкви, которую они хотели попрежнему
посвятить Успению Божией Матери.
Храм вскоре был построен и освящен
епископом Митрофаном. Видимо,
святитель воспротивился появлению в
городе одноименных церквей, и новое
молитвенное здание нарекли
Введенским.
Внешний облик небольшой по
размерам деревянной церкви
неизвестен. Пожар 1748 года ее миновал.
В 1770 году “за ветхостью и
малопоместительностью” она была заменена
каменной, двухпрестольной. Уже 10
ноября 1771 года освящен придел во имя
святого Иоанна Воина. Этому
подвижнику эпохи раннего
христианства Господь даровал
возможность избавлять от вора и
обидчика, обличать мошенников и
открывать похищенное, укреплять веру
в воинах, оберегать их от плена, ран
и смерти.
Главный храм был полностью
завершен к июню 1780 года. Позже, уже в
середине XIX века, в трапезной
появился еще один придельный алтарь
во имя святителей Митрофана
Воронежского и Тихона Задонского.
Серьезным перестройкам церковь
никогда не подвергалась. В
историческом описании,
опубликованном в “Воронежской
старине” (1908), дотошный автор
священник Николай Никонов детально
отобразил ее внешний облик, указал даже
размеры: купол имел высоту 27 аршин (19
метров). Главы церкви и колокольни
были вызолочены и увенчаны
позолоченными четырехконечными
крестами. Окрестности оглашали
звоном девять колоколов - от 162-пудового
(1,6 тонны) до 17-фунтового (7 кг). Здесь
же упомянуты три особо ценимые
верующими иконы, все в серебряных
окладах: Божией Матери “Всех
скорбящих радости”, святых Сисиния
Лаодикийского и Иоанна Воина. Среди
редких вещей отмечался потир с
надписью: “ 1704 года ноября 15 дня во
святую церковь ко Введению Пресвятыя
Богородицы дал сии сосуды воронежец
посадский человек Григорий Данилов
сын Кошкин до своих родителях; весу в
них во всех 371 золотник”. Купец
Аникеев пожертвовал храму Евангелие
1698 года издания.
В 1905 году приход Введенской церкви
насчитывал 77 дворов, где проживали 555
человек, отличавшихся “зажиточностью
и заботливостью” о благолепии
своего приходского храма”. Иных
доходов, кроме “доброхотных
пожертвований”, причт не имел. При
Введенской церкви с 1887 года существовало
попечительство о малосостоятельных
прихожанах, с 1891 года - первая в
епархии женская приходская школа “с
рукодельными классами”.
В ограде церкви издавна хоронили
богатых купцов из окрестных семейств.
В летописном “Синодике” отмечено
более десятка погребений еще у
старого деревянного храма на
протяжении 1730-1770-х годов. В основном
это были представители трех семей:
Елисеевы, в их числе Наум Захарович
(1737) и его вдова Екатерина Романовна
(1756), которую отпевал преосвященный
Феофилакт; Кошкины и Вяхиревы. В
исключительных случаях при
церковный
погост использовался и в XIX веке. К
примеру, в январе 1894 гола там были
похоронены Ольга Останкова, Дарья
Сафонова и Прасковья Попова, зверски
убитые грабителями в доме на
Введенской улице. До революции
сохранялись еще надгробные плиты на
могилах дворянина Ивана Зацепина н
попадьи Александры Никоновой. В
печально известные годы малый
некрополь был сметен с лица земли, а
двор оказался надолго завален
мусором.
Два с лишним века священники
Введенской церкви несли свою
пастырскую службу. Отец Василий
Елисеев, к примеру, исповедовал и
причащал прихожан в течение сорока
одного года вплоть до своей смерти в
1821 году. Его похоронили в соседнем
Акатовом монастыре. По четверть века
каждый прослужили здесь батюшки
Василий Лукин и Петр Иванов. Немало
для укрепления авторитета храма
сделал Константин
Иванович Чернышев, служивший с 1886
года. Его перу принадлежит статья о
ранней истории и достопримечательностях
Введении, опубликованная в “Епархиальных
ведомостях” (1896). В феврале 1897 года он
скончался; похоронен за алтарем. С
апреля 1899 года настоятелем церкви
стал Николай Григорьевич Никонов,
его и застали здесь революционные
бури.
В начале 1920-х годов церковь
добровольно рассталась с теми
немногими ценностями, что у нее были.
В свое время в ответе па требование
новой власти отец Николай перечислил
их весьма скупо, ограничившись
названиями без указания веса.
Богослужебные предметы ушли в
бездонные закрома государства, и
купили ли на них хлеб для голодающих
крестьян или использовали для
организации перманентной революции -
никто уж не узнает.
Точную дату закрытия Введенского
храма отыскать я не смог, но по
воспоминаниям очевидцев, это
произошло в середине 1930-х годов.
Первое время здание пустовало, перед
войной его заняла под свой цех какая-то
артель промысловой кооперации. В 1943
году возвратившиеся в полуразрушенный
город люди использовали церковь под
жилье. Комнатушки появились в
алтаре, в трапезной, в нефе даже освоили
второй этаж, настелив деревянные
перекрытия.
Следующим хозяином храма стало
городское ремонтно-строительное
управление. Оно расположило тут свой
производственный цех, склады, в
колокольне ссыпали цемент. В
середине 1970-х годов, вспомнив о
прежней красоте Введенской церкви,
решили ее восстановить и открыть
археологический филиал
краеведческого музея. Архитектор Г.
Безрукова из московского научно-реставрационного
комбината выполнила необходимые
проектные работы. Началась даже
вычинка кирпичной кладки, специально
для этой цели завозили большемерный
кирпич.
С конца 1970-х годов работы
продолжила черепашьими темпами
местная реставрационная мастерская.
Петр Иванович Володин восстановил
южную стену трапезной, окна. На
большее не хватило старых запасов
кирпича, да и руководство
мастерской все время искало заказы
повыгоднее и не такие
трудоемкие.
Десятилетняя реставрация ощутимых
перемен в облике здания не произвела.
В 1990 году Введенскую церковь возвратили
епархии в весьма плачевном состоянии.
Сейчас она в лесах, там ведутся
работы. Нам
остаемся пожелать строителям
успеха и напомнить о том, что
Введенская церковь была красивейшей
в Воронеже. Это именно тот случай,
когда реставрацию не должен
подменить скорый ремонт и
приспособление здания под прежние
нужды в ущерб его дивному облику. В
конечном счете промедление во
времени оправдается тем, что
возрождению религиозных чувств новых
прихожан будет служить и древность
храма, и его эстетическая красота
как памятника архитектуры.
В начале 1994 года епархиальным
управлением принято решение об
организации при Введенском храме
историко-церковного музея, экспонаты
для которого будут возвращены из
фондов краеведческого и
художественного хранилищ.
Богослужения в церкви
предполагается вести только в особо
торжественные и праздничные дни.
|