При въезде с Чернавского
моста на улицу Степана Разина (бывшую
Поповорыночную) слева
вырисовывается позолоченный купол
маленькой церковки, стоящей на
обрыве невысокого холма. Это Тихвино-Онуфриевская
церковь. Во второй половине XVIII века
она служила семейным храмом богатого
рода фабрикантов Гардениных.
Об
истории ее сооружения - позже, а пока
несколько слов о двойном названии,
которым обязана она главному храму и
приделу. Основной престол церкви
посвящался Тихвинской иконе
Пресвятой Владычицы Богородицы,
празднование дня обретения 'которой
проходило 12 (25) июня. Икона Богородицы
первоначально находилась в
Константинополе. В 1383 году, носимая
ангелами, она явилась на Руси.
Остановилась икона при реке Тихвинке
в Новгородской епархии; на месте ее
чудесного явления в 1556 году был
основан одноименный монастырь, где и
сохранялась икона. В память ее
чудотворных свойств нарекались
храмы по всей Руси. Придельный алтарь
обязан своим именем преподобным и
богоносным отцам Онуфрию Великому и
Петру Афонскому. В первой четверти
XVIII века сюда, за городскую черту,
переселялся Потап Никитич Гардении
(1689-1746), ставший крупным фабрикантом -
производителем сукна. Вскоре
сложился целый комплекс жилых и
производственных по строек,
обязанных своим существованием ему и
его наследникам. Это жилой каменный
дом (переулок Фабричный, 12) и две
суконные мануфактуры, одна из
которых известна под названием "Ноева
ковчега" (улица 20-летия ВЛКСМ, 37). а
другая - "Арсенала" (улица
Степана Разина, 43).
В апреле 1735 года П.
Н. Гардении направил прошение
воронежскому епископу Иоакиму: "Желаю
я, нижепоименованный, по намеренному
своему обещанию, в граде Воронеже в
Беломестной слободе, построить вновь
святую каменного здания церковь во
имя Пресвятой Богородицы Тихвинской
с приделом, в котором желаю быть во
имя преподобных Отец наших Онуфрия
Великого и Петра Афонского из своего
собственного единого жошта для того,
что я от других градских церквей имею
жительство в дальнем расстоянии, от
которого в доме моем во всяких
случившихся потребах бывает немалая
нужда, за которую без церкви мне,
нижепоименованному, никакой
мерности пробавиться невозможно".
Вскоре неподалеку от жилого дома
фабриканта церковь была заложена.
Под ее двор выделили участок 80 на 80
сажен (170 на 170 метров). Строительство
велось неспешно, только 8 марта 1741
года освятили верхний деревянный
придел во имя святых Онуфрия и Петра.
Пять лет спустя была завершена вся
церковь, со временем получившая
название Тихвино-Онуфриевской. В 1758
году деревянный придел во втором
ярусе сгорел, при пожаре повредились
даже каменные стены трапезной. Через
четыре года Гарденины-младшие
восстановили домашнюю церковь,
теперь были устроены два каменных
придела в самой трапезной, на первом
этаже.
К существующему добавился еще
придел в честь трех вселенских
Святителей - Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна
Златоуста. В конце XVIII столетия
возросшее число прихожан
потребовало расширения
богослужебного здания, и в 1795 году
перестройка церкви завершилась.
Последний раз в дореволюционное
время она подверглась реконструкции
в 1873 году. Придельные алтари тогда
были вынесены из трапезной и
поставлены в один ряд с главным
алтарем. Храм приобрел свой
окончательный вид. Из
достопримечательностей автор
исторического описания Тихвино-Онуфриевской
церкви священник Василий
Горьковский (1908) отмечал в ней
прекрасную икону святых Онуфрия и
Петра, написанную в 1819 году местным
художником Иваном Шевцовым, и "очень
древнюю" икону Тихвинской Божией
Матери в позлащенной ризе, унизанной
жемчугом. Весу в оной вместе с киотом
1 пуд 11,5 фунтов (почти 21 кг). Имелось в
церкви и святое Евангелие 1759 года
тиснения с серебряным окладом,
переплетенное в две доски. Общий вес
фолианта, подаренного богомольцем
Петром Кондратьевым, составлял 1 пуд
и 23,25 фунта (более 24кг). На церковной
земле в начале нынешнего века
находились каменная сторожка, сарай
для топлива, открытая в 1894 году
приходская школа, в которой состояли
две учительницы - грамоты и рукоделия.
На содержание причта (два священника
и два псаломщика) шли банковские
проценты с капитала в пятнадцать
тысяч рублей.
Приход был невелик - 160
дворов на окрестных улицах Поднабережной, Манежной, Чернавской,
Левой и Правой Суконовках, где
проживали 1088 человек. Когда-то здесь
обитали работные люди с гарденинокой
суконной мануфактуры: для них,
собственно, и строилась церковь. К
началу XX века об этом напоминали лишь
названия улиц. Одна из фабрик была
занята под военную казарму, вторая
превратилась в жилой дом, а
гарденинский особняк давно уже
отошел городскому ведомству. Службу
в Тихвино-Онуфриевском храме начинал
в 1741 году отец Гавриил Васильев.
Затем сюда перешел .из Придачи его
сын Андрей, служивший в 1751-1785 годах.
Михаил Скрябин провел у Онуфрия
Великого всего пять лет (1843-1848) и был
переведен протоиереем в
кафедральный Троицкий собор. Прежнее
свое место он передал отцу
Христофору Сабинину, служившему до
1872 года. Протоиерей Михаил
Петропольский в память о
четвертьвековом пастырском служении
был погребен у алтаря (1893). Год спустя
корреспондент газеты "Дон"
сокрушался, что могила его не ухожена.
В октябре 1893 года настоятелем стал
кандидат Киевской духовной академии
Василий Горьковский (1864 - после 1937).
После революции, овдовев, он стал
епископом Богучарским Владимиром.
Будучи викарием Воронежской епархии,
в 1928 году он осудил попытку своего
владыки, епископа Алексия Буя,
выступить против церковной политики
митрополита Сергия (Страгородского).
Епископ Владимир Горьковский
репрессирован в Ульяновске, где был
правящим архиереем. Помимо службы в
своем храме, причт Тихвино-Онуфриевской
церкви исполнял требы в ведомствах
своего прихода - в Сиротопитательном
доме, в больнице Приказа
общественного призрения (до создания
там в 1841-году собственной церкви), в
губернских присутственных местах и в
старом тюремном замке. С трех сторон
церкви, кроме западной, было
отмежевано более чем по 20 аршин под
кладбище, где погребали только
членов семьи Гардениных и местных
священников.
После 1772 года это была
единственная в городе приходская
церковь, возле которой разрешалось
регулярно хоронить мирян. У каменных
стен покоится храмосозидатель Потап
Никитич Гарденин, его сын Андрей
(1723-1776), внук Иван Андреевич (1752-1772),
невестки Мария Адриановна (1760) и
Екатерина Ивановна (1796). Сохранилась
ли роль фамильного кладбища клана
Гардениных в XIX веке, сказать трудно.
Все это было в прошлом. Новая власть
стала диктовать свои законы. В конце
1918 года от настоятеля Владимира
Автономова затребовали сведения об
имеющихся в храме золотых и
серебряных изделиях. В
представленном им списке означено
сорок пять богослужебных предметов.
В числе их были шесть напрестольных
крестов (один, самый крупный, с
финифтяным распятием, весил 3 фунта 7
золотников), семь дарохранительниц (в
том числе потянувшие на 11 фунтов 60
золотников и на 7 фунтов 15 золотников).
Судьба этих предметов ясна. В годы
гражданской войны, в конце 1919 - начале
1920-го года, на подворье Тихвино-Онуфриевской
церкви губчека разместила
концлагерь, где в строгой изоляции
содержались несколько сот человек с
длительными сроками заключения. Пока
изоляция от общества была такой, но
лиха беда начало... В нелегких
условиях начала 1920-х годов церковь
все же возобновила свою деятельность
на десять лет.
Окончательно
советская власть разделалась с Тихвино-Онуфриевской церковью в
октябре 1932 года. Священник отец
Алексей Аристов еще в январе 1932 года
был выслан на Урал. В самом решении
облисполкома о закрытии церкви
значилась передача здания под
диспансер; в поддержку этого якобы
высказались 3482 человека. На самом
деле храм отдали под
производственные нужды. Вскоре была
разобрана двухъярусная колокольня,
как раз та часть сооружения, которая
не подвергалась переделкам и
наиболее полно отражала стиль
времени строительства - аннинское
барокко. До начала 1980-х годов в церкви
находилась фабрика "Игрушка",
трапезную и храмовую часть опутали
трубы газопровода и вентиляции.
Почти десять лет Тихвино-Онуфриевская
церковь пустовала и пребывала в
стадии реставрации. Проект
восстановления церкви, выполненный
еще в 1978 году архитекторами И.
Сергеевым и Г. Чесноковьш,
предусматривал строительство
колокольни на сохранившемся первом
ярусе и возрождение окрестной
застройки. Планы использования
здания придумывались в те времена
самые разные: отдел природы
краеведческого музея, отдел
декоративно-прикладного искусства
художественного музея,
декорационный цех местных театров,
музей промышленности края.
Воронежская реставрационная
мастерская изготовила еще один
проект (его автор - архитектор Ю.
Атанова) и подновила церковь. Над
трапезной к середине 1980-х годов
появилась кровля, восстановленный
купол увенчал кованый крест, исчезли
горы мусора.
Года три назад общество
"Мемориал" хотело устроить в Тихвино-Онуфриевской церкви часовню
памяти бесчисленного множества
наших соотечественников, ставших
жертвами сталинщины. Архитектурно-планировочное
управление делало очередной проект
благоустройства территории вокруг
церкви (автор Ю. Грачев). Тем временем
в октябре 1990 года Тихвино-Онуфриевская
церковь со всем прилегающим участком
и постройками была возвращена
епархии. Около года прихожане "отвоевывали"
храм от арендовавшего его
кооператива., потом наводили в здании
элементарный порядок. 28 декабря 1991
года был освящен один из придельных
алтарей, что знаменовало собой
начало возвращения к исконному
предназначению здания. В январе 1992
года настоятелем храма был назначен
отец Владимир Лившук. Ему
приходилось выступать и как
духовному пастырю создающегося
прихода, и как руководителю
ремонтных работ. Богослужения
ведутся в правом крыле, остальная
часть здания еще обустраивается. С
восстановлением колокольни
достойный облик вернется ко всему
храму. Основной источник всех
расходов - пожертвования паствы.
Священник живет в каменном
подцерковном доме. Возвращено должно
быть и каменное одноэтажное здание,
оно тоже находится на земле, которую
почти 260 лет назад отвел храму
фабрикант Гардении. Здесь откроется
воскресная школа, возможно, будет
создана и богадельня.
|